Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли. Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам.
Игра «Сначала хлопни, а потом – топни»
Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки
фонематического анализа, память, внимание. Оборудование: специального
оборудования не требуется.
Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый
сообщает ребенку о том, что сегодня он будет учиться не только слышать
звуки, но и отличать их друг от друга.
Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга,
например: О—У, Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по
глухостизвонкости (Б—П, Д—Т, Г—К, В—Ф) и по твердостимягкости (М—
М', Т—Т, К—К' и ДР)
Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и
словах.
Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а
ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой —
топает. Например, различаются звуки [О—У].
Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО,
УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.
Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т.
д.