Игра проводится с целью: развитие познавательного интереса учащихся к предмету физика, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала. Участниками игры становятся учащиеся 9-х классов (параллель из 3-х классов), набираются команды, главный судья, его два помощника и болельщики команд, которые будут помогать своим командам. Игра проходит в восемь этапов. На каждом этапе участники получают задания по физике и отвечая, получают баллы. В конце подводится результат и проводится награждение команд.
Игра.docx
Игра – соревнование
«Физическая спартакиада»
для учащихся 9х классов
Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности,
расширение кругозора, повторение пройденного материала.
Участники игры. В физической спартакиаде принимают участие две
команды. Число членов команд – произвольное и зависит от того, как
проводится эта игра, ее можно проводить внутри одного класса или между
параллельными классами. Имеется главный судья соревнований, два его
помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать своей
команде, участвуя в специальных конкурсах.
Ход игры. Перед началом спартакиады главный судья просит капитанов
представить свои команды. Идет представление.
1 этап. Разминка.
Участвуют все члены команд. В течение одной минуты, командам задаются
вопросы, на которые должны ответить игроки. Если они затрудняются, то
говорят: «Дальше». Команды должны дать как можно больше правильных
ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
В конце разминки подсчитывается общее количество баллов и сообщается
счет.
Вопросы:
1. Воздушная оболочка Земли. (атмосфера)
2. Прибор для измерения массы тела. (весы)
3. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль)
4. Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим
штрихам на шкале прибора. (цена деления)
5. Числовое значение нормального атмосферного давления. (760 мм.рт.ст.)
6. Состояние, при котором вес тела возрастает. (перегрузка)
7. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Э. Торричелли)
8. Прибор для измерения скорости. (спидометр)
9. Крупнейший изобретатель,
основоположник отечественной
космонавтики. (К.Э. Циолковский)
10. Орган, с помощью которого рыбы регулируют значения действующей
на них архимедовой силы и глубины погружения в водную среду.
(плавательный пузырь)
11. Скорость тела в данный момент времени. (мгновенная)
12. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с
течением времени. (механическое движение) 13. Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на
тросе с судна. (батисфера)
14.Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (ИСЗ)
15. Технические устройства для уменьшения трения. (подшипники)
16.Какой потребуется прибор, чтобы измерить ускорение тела?
(акселерометр)
17. Природа сил трения. (электромагнитная)
18. Величина, характеризующая инертность тела. (масса)
19. Отношение полезной работы к полной. (КПД)
20. Явление отсутствия веса у тела. (невесомость)
21. Числовое значение первой космической скорости для Земли. (7,9 м/с)
22. Направление скорости тела в любой точке криволинейной траектории.
(по касательной)
23. Движение, при котором все точки тела движутся одинаково.
(поступательное)
24. Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Галилей)
25. Численное значение работы, совершенной в единицу времени.
(мощность)
26. Французский ученый, имя которого носит прямоугольная система
координат. (Р, Декарт)
27. Линия, по которой движется тело. (траектория)
28. Основные механические единицы в СИ. (метр, килограмм, секунда)
2 этап. Физический тур.
Команду представляют по 6 игроков, включая капитана. Каждый поочередно
отвечает на заданный ему вопрос; ответ считается за выстрел. В случае
неверного, неполного ответа или отсутствия такового ведущий сам называет
правильный ответ, но выстрел признается безрезультатным. За правильно
данный ответ игрок получает 1 балл. Последние вопросы для каждой команды
предназначены капитанам.
По итогам «стрельбы» подсчитывают общее число баллов, набранных каждой
командой и объявляют общий счет.
Вопросы:
1. Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах.
(Архимед)
2. Название силы, «движущей мирами». (сила всемирного тяготения)
3. Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал,
воздействуя на закрепленные, на нем лопасти. (турбина)
4. Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и
выполняющее ее функции. (хрусталик)
5. Вес одного литра воды. (10Н) 6. Значение работы, совершаемой человеком, держащим в горизонтально
вытянутой руке камень массой 1кг. (0)
7. Дефект зрения, который исправляют очками с рассеивающими линзами.
(близорукость)
8. Изменение направления пучка света при переходе из одной среды в
другую. (преломление)
9. Закон, устанавливающий прямую зависимость силы упругости от
значения деформации. (закон Гука)
10. Немецкий астроном, установивший законы движения планет. (И.
Кеплер)
11. Каков вес каждого килограмма тела при перегрузке 10g? (100Н)
12. Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10кг, стоящего в
комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0)
3 этап. «Гимнастика ума»
Для проведения потребуется заранее приготовить: рисунок, где на одном
листе изображены силуэты голов двух человек, находящиеся на разных
этажах (важно, чтобы четко были обозначены ухо и рот каждого из них),
флакон с уксусом и флакон с растительным маслом. В этом виде
соревнований принимает участие вся команда. На обдумывание ответа
каждой команде дают 30с. Если ответа нет, то ответить на вопрос могут
соперники. За правильный ответ присуждают 5 баллов. В конце этого
состязания судьи подсчитывают общее число баллов, набранных каждой
командой.
Вопросы и задания:
1. Человек, стоящий на первом этаже, переговаривается со своим
товарищем, стоящим этажом выше. Оба начинают говорить
одновременно. Кто из них раньше услышит голос другого? (тот, кто
внизу, так как h1 меньше h2)
2. Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное
масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один
физик, чтобы не возиться с двумя бутылка (масла и уксуса), налил и то
и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто
любит салат только с маслом, и тем, кто любит только с уксусом и не
терпит масло? (масло расположится сверху, его можно выливать через
горлышко; чтобы вылить уксус, надо перевернуть флакон, и у горлышка
возле пробки окажется эта жидкость)
3. Еще 3000 лет до нашей эры человек научился использовать для
движения судов по морю силу ветра. Тогда и появились первые паруса.
Постепенно искусство управления парусами достигло высокого уровня.
Когда удобнее парусным судам входить в гавань: днем или ночью? (днем, когда ветер – «дневной» бриз – дует с моря на нагретое
побережье)
4. Вы оказались ярким весенним солнечным днем на берегу лесной речки,
покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет.
Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением. (изо
льда сделать ледяную «линзу» и сфокусировать ею солнечные лучи на
комочек сухой бумаги)
4 этап. Эстраднотеатральная пауза.
Во время паузы каждая команда показывает номер художественной
самодеятельности (подготовленный заранее) с физическим содержанием.
Исполнение и содержание оценивают судьи по пятибалльной шкале.
5 этап. Бег с препятствиями.
Участие принимает вся команда. Поочередно командам соперников задают
по 3 вопроса, на обдумывание которых дается 30с. При отсутствии ответа
у команды ответить могут соперники. За каждый правильный ответ
команда получает 3 балла.
После завершения этапа судьи объявляют результат.
Вопросы:
1. Два поезда идут навстречу друг другу: один – ускоренно на север,
другой замедленно на юг. Как направлены ускорения этих поездов?
(оба на север)
2. Собираясь купаться в жаркий день, вы вошли в воду, она показалась вам
холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег после купания, эффект
был обратный: воздух казался холоднее воды. Почему возник парадокс?
(температура воды меньше температуры нашего тела, которая равна
36,60С, поэтому возникает ощущение прохлады. После выхода из воды
интенсивное испарение влаги со всей поверхности тела уносит энергию,
в результате чего тело остывает, и появляется ощущение охлаждения)
3. К клеммам гальванометра присоедините два медных провода. К концу
одного из них прикрепите стальной гвоздь. Затем воткните свободный
конец медного провода и гвоздь в луковицу, а потом в клубень
картофеля. Что вы увидите? Как назвать устройство, которое вы
сделали? Объясните. (стрелка гальванометра отклонится. Изготовлен
самодельный источник питания. Растворы солей, содержащихся в луке
и картофеле – это электролиты; разнородные металлы образуют
электроды, получается гальванический элемент)
4. Свеча горит, плавая в стакане. Что с ней будет происходить? (по мере
сгорания она будет всплывать до тех пор, пока не сгорит вся)
6 этап. Поединок капитанов. Капитанам команд поочередно задают вопросы, на обдумывание которых –
15с. За каждый правильный ответ – 2 балла. Если ответ неверный или ответа
нет, то может ответить соперник. Четвертый вопрос задают сразу обоим
капитанам. Баллы получает тот, кто ответит быстрее.
Вопросы:
1. Почему в сильный мороз слышен треск стен деревянного дома. (вода,
содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед,
расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)
2. В какую погоду и при какой температуре
(выше или ниже нуля) растут сосульки? Если при температуре ниже нуля, то
как они могут расти, если по ним не стекают капли (вода замерзает)? Если
температура выше нуля, то, как стекающие капли увеличат сосульку, если они
при такой температуре не могут замерзнуть? (при температуре ниже 0, но в
солнечный день. Тогда на крышах и ветках, хорошо освещаемых солнцем, снег
начинает таять, вода, стекая вниз по сосульке, у которой температура 0 или
ниже 0 быстро замерзает)
3. Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней
температурой от 5 до 100С или в большой мороз? Почему? (в обычный
зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает,
уменьшая водой, как смазкой, трение)
4. Кто из вас быстрее увеличит в 2 раза свое давление на пол? (для
выполнения задания нужно встать на одну ногу вместо двух)
7 этап. Соревнование по общефизической подготовке.
Каждой команде на 5 минут дается задание, для выполнения которого
необходимо заранее приготовить карандаши, тонкую проволоку, линейки,
бумагу, ручки, иголки, зернышки пшена. За верно выполненное задание
команды получают по 5 баллов.
Задания:
1. С помощью линейки и карандаша как можно точнее вычислите диаметр
проволоки.
2. Определите как можно точнее диаметр пшенного зернышка.
8 этап. Игра «Физическая азбука болельщиков»
Ее проводят во время выполнения командами задания по общефизической
подготовке. Болельщикам каждой команды предлагают: за 1,5 мин назвать как
можно больше физических терминов или фамилий ученых – физиков,
начинающихся на заданную букву. Каждый правильный термин или фамилия
приносят команде 1 балл. После окончания игры подсчитывают общее число баллов, набранных каждой
командой. По результатам проведения физической спартакиады судьи
подводят итоги и награждают победителей.
Для оформления помещения, где проходит физическая спартакиада, можно
подготовить плакаты с изречениями известных ученых, а также сделать
цветные занавески к каждому виду состязания.
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Игра - соревнование "Физическая спартакиада"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.