Цели:1) В игровой форме проверить и систематизировать знания и умения учащихся в разных областях языкознания;2) развивать навыки ораторского искусства, умение выступать на публике;3) воспитывать здоровый дух соперничества, уважение к русской культуре.
Перед началом игры необходимо выбрать жюри, или Главный ареопагЦели:1) В игровой форме проверить и систематизировать знания и умения учащихся в разных областях языкознания;2) развивать навыки ораторского искусства, умение выступать на публике;3) воспитывать здоровый дух соперничества, уважение к русской культуре.
Перед началом игры необходимо выбрать жюри, или Главный ареопаг
умники и умницы 9 класс.docx
Игра по русскому языку в 9 классе
___________________________________________________
Методическая разработка учителя русского
языка и литературы
Топчая В.Н.
2017г
Тема: «Умники и умницы» игра по русскому языку в 9х классах.
Цели:1) В игровой форме проверить и систематизировать знания и умения учащихся в разных
областях языкознания;2) развивать навыки ораторского искусства, умение выступать на публике;3)
воспитывать здоровый дух соперничества, уважение к русской культуре.
Перед началом игры необходимо выбрать жюри, или Главный ареопаг
1 I.Агон отборочный.
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука.)
2. Какой частью речи –числительными или существительными являются слова тысяча,
миллион, миллиард?(Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают
на вопрос с к о л ь к о? и могут быть записаны цифрами.)
3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Твое имя.)
4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый – «любящий
насмехаться», смешливый – «такой, которого легко рассмешить».)
5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
7. Назовите три слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот,
шалаш, боб, Анна, казак.)
8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)
9. Можно ли у существителных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род?
(Это существительные общего рода.)
10.Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча)
11.В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук (н)? (Январь,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
12.Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при
этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
13.Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
14.С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово? (С помощью
суффикса –ищ: ножищи.)
15.Являются ли однокоренными слова пот и потолок? (Нет, потому что не имеют ни чего
общего в значении.)
16.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?
(Именительный.)
17.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он.)
18.О каком слове идет речь: Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посереди лица. (Нос.)
19.Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и
существительного дня.)
20.Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно обозначает? (О
человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли
пугало, устанавливаемое на гороховых полях для отпугивания птиц.)
II. Состязания на красной дорожке
(Нельзя ни разу ошибиться.)
1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточного предложения. Объясните
почему.
Куда не глянешь, всюду лес горит легко, бестрепетно и тихо. (места)
Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы.
(времени)
2 Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
(причины)
2. Почему поразному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
III. Состязания на зелёной дорожке.
(Можно ошибаться два раза.)
1. Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство? (да:
уч\и\тель\ств\о, стро\и\тель\ств\о.)
2. Объясните лексическое значение слов: оранжерея, интенсивный, гуманизм.
(1)Тёплое застекленное помещение для выращивания растений, теплица; 2) Напряженный,
усиленный; яркий, густой (о цвете, красках); 3) Отношение к людям, проникнутое любовью к
человеку, заботой о его благе, уважением к его достоинству.)
3.
Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Петербургу. Остановившись перед
Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые
школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий порусски значит
«архитектор».
Верны ли были пояснения экскурсовода?
(Экскурсовод был не прав: именно слово архитектор по своему происхождению является
нерусским. Оно заимствованно русским языком из греческого языка, в котором слово
архитектон означает «строитель». Но заимствованное слово архитектор нам понятнее теперь,
чем устаревшее, хотя исконно русское, слово зодчий.)
4. Какого рода слова рояль(м.),пианино(ср.), кофе(м.),вермишель(ж.), КВН(м.)
IV. Состязания на желтой дорожке.
(Допустима одна ошибка.)
1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идёт о человеке, умеющем
читать и писать? Как тогда понять грамотный инженер, грамотный строитель,
грамотный ученик?
(Слово грамотный многозначно: в сочетаниях грамотный инженер и грамотный строитель оно
имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в какойлибо области», а грамотным
учеником назовем такого, который умеет писать и говорить без ошибок.)
2. Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение то: омоним
суффикса –то: както, где то.)
3. Объясните смысл крылатых выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова
пята.
4. Расставьте ударение в следующих словах: торты, начал, начала, звонит, красивее,
мельком.
Если даны ответы не на все вопрос игры, их можно задать зрителям.
3 4
Игра "Умники и умницы" для учащихся 9 класса
Игра "Умники и умницы" для учащихся 9 класса
Игра "Умники и умницы" для учащихся 9 класса
Игра "Умники и умницы" для учащихся 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.