Игра в спортивной подготовке учащихся

  • Игры
  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слово «ИГРА» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Извест- ны, например, выражения : «игра цен», «игра сил». Различный смыл слово игра приобрета- ет, когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх». Игра как элемент культу- ры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойствен- ный человеку. Развиваясь со всей культурой общества игровая деятельность удовлетворя- ет различные потребности людей. Она представляет определенный интерес для общества и для отдельных лиц. Игра характеризуется многообразием целевых установок и мотивиро- ванных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. В про- цессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются бла- га природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.Слово «ИГРА» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Извест- ны, например, выражения : «игра цен», «игра сил». Различный смыл слово игра приобрета- ет, когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх». Игра как элемент культу- ры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойствен- ный человеку. Развиваясь со всей культурой общества игровая деятельность удовлетворя- ет различные потребности людей. Она представляет определенный интерес для общества и для отдельных лиц. Игра характеризуется многообразием целевых установок и мотивиро- ванных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. В про- цессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются бла- га природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Иконка файла материала igra_v_sportivnoy_podgotovke_uchashchihsya (1).doc
Игра в спортивной подготовке учащихся.            Слово «ИГРА» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения  представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Извест­ ны, например, выражения : «игра цен», «игра сил». Различный смыл слово игра приобрета­ ет, когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх». Игра как элемент культу­ ры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойствен­ ный человеку. Развиваясь со всей культурой общества игровая деятельность удовлетворя­ ет различные потребности людей. Она представляет определенный интерес для общества и  для отдельных лиц. Игра характеризуется многообразием целевых установок и мотивиро­ ванных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. В про­ цессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются бла­ га природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.             Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами. Они   направляются   на   преодоление   различных   трудностей   по   пути   к   достижению поставленной   цели.   Подвижная   игра   –   собирательное   понятие.   Оно   охватывает представления о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях. Среди них различают собственно подвижные и спортивные игры. Подвижные игры, как правило, не требуют от участков специальной подготовки. Одни и те же подвижные игры могут проводиться   в   разнообразных   условиях,   с   большим   числом   участников,   по   различным правилам. Существует много наименований и правил игры.                          В педагогической практике основное место занимают коллективные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, спортивные секции. Индивидуальные подвижные игры обычно создаются детьми. В таких играх каждый может намечать свои правила, интересные условия . По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных идей. Подвижные игры для детей – важное   средство   самовыражения,   проба   сил,   источник   радостных   эмоций,   обладающий великой силой воспитательной силой.               Спортивные игры – более высокая ступень развития некоторых подвижных игр. Спортивным   играм   присущи   более   или   менее   устойчивые   правила   поведения.   В   них предусматривается точное количество участников, которые должны иметь определенный уровень   общей   и   специальной   подготовки,   технической   и   тактической   подготовки.   По спортивным играм проводятся соревнования.  Лучшим игрокам  присваиваются  звания и спортивные разряды.                              Прогресс большого спорта, новые задачи, состоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов.   В   связи   с   интенсификацией   тренировочного   процесса   игра   как   метод   и упражнения занимает в режиме спортивной подготовки все более заметное место.                В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, подвижная игра выступает, как средство, позволяющее моделировать различные ситуации.                  Подбирая специальные игры, тренер может обучать начинающего спортсмена элементарным   стандартным   тактическим   приемам,   в   которых   тот   будет   осмысленно использовать свои физические способности и применять спортивную технику. При этом очень важно формировать тактику, направленную на наступательное ведение борьбы.     В   настоящее   время   наблюдается   тенденция   ограничивать   воспитание автоматизированных   тактических     навыков   и   расширять   их   вариантность.   Эту   задачууспешно можно осуществлять с помощью разнообразных командных игр. При подборе и составлении   этих   игр   важно   знать   способности   спортсменов,   учитывать   их предшествующий опыт, чтобы предлагать в игре оптимальные условия.        Применение спортивных игр помогает осуществлять морально­волевую подготовку. В спорте игровой метод и игру следует понимать как систему, которая помогает создать коллектив.   Воспитание   такого   коллектива   планируется   системой   подготовки   к соревнованиям, а игра выступает как одно из активных средств такой подготовки.              Очень важно воспитывать  чувство коллективизма у спортсменов. занимающихся такими   видами   спорта,   где   успех   достигается   индивидуальными   усилиями.   Здесь   из­за специфики   спортивной   борьбы   и   роли   личного   успеха   могут   развиваться   зазнайство, пренебрежительное   отношение   к   товарищам   и   к   тренерам.   Коллективное   начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств.            В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины, что в спорте также очень важно. В занятиях   играми   воспитывается   способность  максимально   осознавать   совершаемое,   что необычайно важно в любом виде спорта. На эту сторону игровой деятельности также важно обращать внимание при подборе игр и руководстве ими.     С ростом достижений в спорте увеличивается роль интеллектуальной подготовки. Игра приучает   спортсмена   владеть   своими   эмоциями,   мгновенно   реагировать   на   действия соперника. Чтобы с помощью игр успешно воспитывать волю спортсмена. Нужно хорошо знать   игровой   материал.   Ведь   он   подразделяется   не   только   по   преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. Многие игры направлены на воспитание таких   моральных   и   волевых   качеств,   как   решительность,   настойчивость,   выдержка, взаимовыручка.   В   играх   «Вызов»   или   «Наступление»   очень   важно   быть   смелым   и решительным.   В   «Перетягивании   каната»   не   обойтись   без   настойчивости,   а   в «Перестрелке»   и   других   командных   играх   без   взаимной   выручки.   Тренер   подбирает соответствующие   игры   с   учетом   особенностей   своего   коллектива   и   черт   характера отдельных спортсменов.   поведением занимающихся в процессе игр, тренер может оценить.    Существует ряд примеров, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре: 1) уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля и 2) увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.     Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, требующие умеренного и не связанные с высокой активностью нервной системы, могут утомление, понижение работоспособности. Такие упражнения разумно сочетать с подвижными играми.    В связи с тем, что многие игры стать средством воспитания выносливости, перечислять их нецелесообразно.     Упражнения для сохранения и развития гибкости обычно включаются в игровые гонки. Можно   подбирать   игры   для   целенаправленного   воздействия   на   отдельные   мышечные группы, связки, суставы. Такие игры нередко выполняются со снарядом, отягощением или с   товарищем   по   команде,   чтобы   условия   для   увеличения   амплитуды   движения, дополнительного растяжения мышц и связок.      Активная гибкость зависит от силы мышц. Поскольку, однако, увеличение силовыми упражнениями   может   привести   в   суставах,   целесообразно   включать   в   занятия   игры   с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижения с преодолением веса тела и т. п., в которых включены статистические усилия.   разминку, чтобы избежать растяжения связок и разрыв мышечных волокон.     Нередко   игра   помогает   тренеру   лучше   узнать   своих   спортсменов.   Наблюдая   за     Играм,   направленным   на   развитие   гибкости,   надо   предварять   соответствующуюПримерные игры для развития гибкости: «Передача мяча», «Регби на коленях».     Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. В определенной последовательности проводятся игры при изучении элементов акробатики, борьбы, легкоатлетических видов   и др. Вместе с тем непродуманный подбор игр может привести   к   отрицательному   переносу   навыка.   Включая   в   игры   тот   или   иной   элемент спортивной техники. Важно следить. Чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Важно, также иметь в виду, что технически верное выполнение движений на большой скорости – очень сложная задача. Она решается лишь специально продуманной системой спортивной подготовки, в том числе и с применением игры. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревнованию, важно не столько оценивать быстроту   завершения   игрового   задания,   сюжета,   сколько   выполнение   основного технического приема.      Применение подвижных игр в спортивной тренировке позволяет создать двигательную основу   для   перспективного   совершенствования   координационных   способностей. Необходимых для формирования спортивной техники.      Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую,   теоретическую   и   психологическую   подготовку.   Техническая   подготовка предусматривает   обучение   технике   движений,   совершенствовании   в   выполнении специальных   упражнений   данного   вида   спорта.   Включение   тактическую   подготовку различных игр позволяет создать определенный запас движений у занимающихся. На этой базе легче формируется новый навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте, реализуется , как правило, без участия эмоций. Более того эмоции способны только нарушить действия и затруднить достижение цели. Игра приходит на помощь лишь тогда, когда   движение   автоматизируется   и   внимание   сосредоточивается   не   столько   на двигательном акте сколько на результате действий, условий и ситуаций, в которых оно выполняется.   Здесь   игра   выступает   как   средство   совершенствования   навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким , вариативным. Это может повести к возникновению нового, более совершенного умения.   Приобретается     способность   применять   освоенный   навык   в   целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнение действий. Поэтому сначала следует давать в игре задания: кто выполнит задание правильнее, точнее, а уж после этого – кто быстрее, больше и т. п.    Использование подвижных игр для тактической подготовки выступает как комплексное упражнение, заставляющая к тому же активно работать мысль. Поэтому в тренировках игр для решения различных задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой.   К   тому   же   игровая   деятельность   всегда   включает   в   себя   простейшие   или сложные   способы   ведения   борьбы.   В   игре   участники   должны   рассчитывать   свои   силы, определять   рациональные   приемы   действий.   Элементы   тактики   заложены   в   простых   и командных   «салках»,   «удочке»,   где   смена   ритма   вращения   веревки   помогает   быстрее салить   играющих,   а   так   же   в   таких   несложных   играх,   как   «челнок»,   и   «вызов»,   где приходится   планировать   тактические   действия.   Умение   чувствовать   микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы и дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.         Тактическое   мышление   воспитывается   не   столько   при   теоретическом   разборе возможных соревновательных  ситуаций,   сколько  в  практических  упражнениях  игрового характера(кто скорее подметит действия противника, сориентируется в ответ на сигнал, кто лучше чувствует ритм, время на дистанции.) Игры упражнений тактического плана вединоборствах   и   спортивных   играх   больше(благодаря   многообразию   тактических возможностей) больше, чем, скажем, в сложно­технических или циклических видах спорта.