«Поиграем вместе с мамой» мастер-класс для родителей на развитие слоговой структуры слова.
Цель: Создать условия для овладения родителями детей играми и игровыми упражнениями, направленными на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «Слоговая структура слова». Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения.
-Вызвать интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для преодоления звукослоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
Оборудование: Раздаточный материал: чашка, чайная ложка, ножницы, картон. Два стакана, один из них с водой, листы бумаги, ложка, вилка, книга. Мяч, флажки, деревянные палочки-«молоточки», стул, зайка, утюг, молоко, машина. Барабан, карандаши деревянные ложки. Изографы, маркеры, ватные диски, слова с пропущенными буквами. Схемы слова, цветные фишки, картинки с тремя слогами, с двумя слогами, с одним слогом. Ход мастер – класса -Вводная часть 3 мин. -Основная часть 25 мин. -Заключительная часть 2 мин.
Вводная часть
Уважаемые родители! Известно, что речь является одной из важнейших функций человека. Не секрет, что часто родители детей-дошкольников могут слышать от специальстов «У Вашего ребёнка нарушения слоговой структуры слова». Что это такое? И как помочь ребёнку, если такое вы вдруг услышали в свой адрес. Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит, структура слова произносится неверно. Попросите ребёнка повторить за Вами слова: ТЕЛЕВИЗОР, АПЕЛЬСИН, РЕГУЛИРОВЩИК, ЗЕМЛЯНИКА, ВЕЛОСИПЕД, МОЛОТОК, СКВОРЕЦ, ФОТОГРАФ, ЭКСКУРСОВОД. В речи детей с нарушениями слоговой структуры слова можно услышать [тивилизар, тививизар; писин, аписин; зиминика, зимимика, jасипет, висипет, искусавот, искусавой, скавjец ригуривощик, jигуjивощик]. Слоговое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в школе. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи, ведь младшие школьники как говорят, так и пишут и читают. Для того чтобы ребёнок лучше говорил необходимо развивать речевые навыки дыхание, темп, ритм, повышение и понижение голоса, различные интонации, чтобы речь была плавной и не прерывной. -Развивать артикуляционный аппарат его переключаемость. -Развивать ориентировку в пространстве, на себе на листе бумаги. -Развивать умение слушать и различать сначала не речевые звуки, затем речевые. -Развивать слуховое внимание, память, воспроизведение ритма, ритмического рисунка слова. -Развивать навыки фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. -Развивать умение самостоятельно употреблять различные грамматические и словообразовательные формы в речи. Такие трудности часто возникают у ребёнка с дизартрическими нарушениями. Как же вы сможете ему помочь, как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу. Предлагаю вам мастер – класс в процессе, которого с помощью игр и упражнений вы узнаете конкретные приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова. Всём этим вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребёнком не требующих большой подготовки.
Итак, начинаем наш мастер – класс. Для участия я приглашаю 3, 4, человека. Уважаемые родители, знаете ли вы какие либо игры для формирования звукослоговой структуры слова? Используете ли вы их в работе с детьми?
Упражнение: «Запомни и назови»
Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет детям развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков). Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.
Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе. Повернитесь к столу спиной. Внимательно слушайте и, не глядя, каждый из вас рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).
Упражнение: «Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Упражнение: «Правильно – неправильно»
Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи, распознать дефектное произношение звукослогового состава слова в чужой речи, и определить правильно ли произносятся слова, с опорой на предметы которые разложены на столе.
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг –утюг
Ломоко – молоко
Шинама - машина (поднимают флажки) А как правильно сказать? Молодцы правильно назвали все слова.
Ритмическая игра: «Дятел»
Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению. Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел. Долбит дятел в лесу сук раздаётся!!, Долбит дятел в лесу сук раздаётся!, Долбит дятел в лесу сук раздаётся! , и. т. д.! ! !;! !;!! !;! . Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
Ритмическая игра: «Кукушки на опушке»
Следующая ритмическая игра, которая поможет развить чувство ритма, передать ритмический рисунок по памяти (в движении и с помощью звукоподрожания).
Ход: Две кукушки на опушке говорили, как подружки. (Родители становятся полукругом лицо к педагогу) Педагог дает ритмическое задание каждому родителю индивидуально. Руки отвести назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус в право и сказать «Ку – Ку», затем в лево «Ку – Ку». Затем глубокий наклон вперёд и длинно произнести «Ку – у – у» (рисунок ритмический) Руки отвести на зад как крылья, слегка наклонить корпус в право и сказать «Ку – Ку», Глубокий наклон вперёд «Ку –у –у». Затем поворот корпуса влево «Ку -у –у» (рисунок).
Игра «Доскажи словечко»
Интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Если ребёнок испытывает затруднение, то показать предметную картинку. Продолжи строчки из стихотворений или Пчёлка, пчёлка! Золотая холка! Полети на лужок! Принеси мне (медок) Лето, лето к нам пришло Стало сухо и (тепло) Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобится (мыло)
Упражнение: «Кто самый внимательный?»
Следующее игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза на определение первого и последнего звука в слове. Для этого нам понадобится мяч.
Ход: Кто из вас самый внимательный? Тот назовет первый согласный звук в слове: куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос. А кто сможет назвать последний согласный в слове. Ошибаться нельзя. Кто из вас сможет назвать первый и последний согласный в слове?
Упражнение: «Где спрятался звук?»
Сейчас мы выполним игровое упражнение, которое поможет развить умение анализировать и определять место звука в слове (начало, середина и конец). Умение ориентироваться на схеме. Для этого нам понадобятся, цветные фишки и графическая схема слова.
Ход: Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине) слова на схеме. (Улитка, сижу, булка) Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце)слова на схеме (парта, суп, капуста).
Упражнение: «Так бывает?»
Не менее интересное игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза умение делить слова на слоги (анализировать слоговой состав слова). Понадобится 1 картинка с одним слогом; 2 картинки с двумя слогами; 3 картинки с тремя слогами. Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматически правильной речи. Для этого нам понадобится мяч.
Ход: Бросаю мяч испрашиваю, а родители отвечают.
У жабы шуба? Нет у жабы шубы.
У рыбы руки? Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? Да у мухи лапы.
У кота зубы? Да у кота зубы.
У кита ноги? Нет у кита ног.
У деда сани? Есть у деда сани.
У мамы бусы? Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? Есть у Вовы часы.
У дома ухо? Нет у дома уха.
Игра: «Что рисуют дети?»
Не менее интересная игра «Что рисуют дети», поможет закрепить звукослоговую структуру слова, используя слова близкие по звучанию.
Ход: Педагог начинает говорить слова, а родители должны подобрать близкое по звучанию слово и добавить его к тексту. (на экране мультимедиа появляются картинки подсказки. Стас рисует глобус А Света автобус Стас рисует квас А Света ананас.
Сегодня я познакомила вас уважаемые родители с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Эти игры вы можете использовать в работе с детьми дома. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.