Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"
Оценка 5

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Оценка 5
Мероприятия
doc
экология
5 кл
31.03.2017
Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"
Сценарий экологической игры «Мой край родной» для учащихся 5 классов. Возраст участников: 12-13 лет (5 классы). Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знаний, формирование ответственного и бережного отношения к природе. Задачи: обучающие: продолжить формирование экологических знаний, расширение кругозора. развивающие: продолжить формирование навыков работы в группах; развитие внимания, воображения, фантазии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения; развитие коммуникативных умений. воспитательные: воспитание экологической культуры (воспитание любви к природе, желание беречь ее, любви к Родине и малой родине); воспитание навыков сотрудничества, умения работать в команде; развитие коммуникативных умений. Форма проведения: командная соревновательная игра. Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, кроме этого, для работы на станциях изготавливаются дополнительные пособия. Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят педагоги Центра туризма. Ведущим выступает педагог-организатор ЭБО, кроме того, на каждой станции также есть ведущие-педагоги Центра туризма.. Для участия в игре приглашаются команды из образовательных учреждений города; каждая команда заранее выбирает капитана команды, готовит домашнее задание. Предполагаемыми результатами проведения данной игровой программы являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях. Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология коллективной творческой деятельности Подготовительная работа: комплекты вопросов для каждого конкурса, карточки- пазлы, мультимедийная презентация, музыка на начало мероприятия и на время выполнения творческого задания; материалы для творческого задания. Ход мероприятия Ход игры: 1) Ведущий приветствует команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие. 2) Представление команд. 3) Ведущий знакомит команды с ходом игры. Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. (Л.Дайнеко) Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на нашей игре «Мой край родной». И сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы. Природа нашего края уникальна. По характеру растительности Ярославская область расположена в двух природных зонах. Северная часть области, в которой преобладают еловые леса, заходит в зону тайги. Территория к югу от Ярославля - смешанные леса, состоящие из сочетания хвойных пород (ель, сосна) с осиной, берёзой, ольхой, некоторого количества широколиственных пород (липа, клён, дуб, орешник). Животный мир Ярославской области довольно разнообразен. Он насчитывает около 350 видов животных. Из них рыб - более 40 видов, птиц - 327 и млекопитающих - более 50 видов. 1. Разминка Командам предлагается от¬ветить на 18 вопросов. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Всего 18 баллов. Время работы на станции 3 минуты. Водоёмы родного края 1. К бассейну какого водоема относятся все реки Ярославской области? (Каспийского моря) 2. Название этого озера переводится как «болотистое место», в древности его называли Каова. Как оно называется сейчас? (оз. Неро) 3. По названию этого озера назван единственный в Ярославской области национальный парк. (Плещеево озеро) 4. При строительстве этого искусственного водоёма под водой похоронили целый город. Назовите водоём. (Рыбинское водохранилище) 5. В озеро Неро впадает несколько рек, а вытекает из него только одна. Назовите реку. (Вёкса) 6. Недалеко от Ростова есть место, где было древнее городище. На берегу какой реки оно располагалось? (Сара) Растения родного края 1. Плоды этого растения использовали для изготовления консервов, долгое время производившихся в Поречье. (Горох) 2. В Ростове действует фабрика по производству пищевого цикория. Какую часть этого растения употребляют в пищу? (корни) 3. Среди растений Ярославской области есть растение-хищник. Как оно называется? (росянка) 4. Из древесины этого растения делают спички. Оно достаточно широко распространено в Ярославской области. (осина) 5. В Борисоглебском монастыре наладили производство чая. Из какого растения его делают? (Иван-чай) 6. На каком хвойном растении зреют ягоды? (можжевельник – у него шишкоягоды) Животные родного края 1. Изображение этого лесного жителя вы можете увидеть на гербе Ярославля. (медведь) 2. Этот вид животных сейчас очень распространен в нашем крае. Это стройное животное имеет ярко-рыжий окрас с неясным рисунком. Питается птицами, растениями, зайцами, рыбой. (лисица) 3. След какого хищного зверя похож на человеческий? (медведь) 4. Большое значение в охране животного мира играет единственный в Ярославской области заповедник. Назовите его. (Дарвинский заповедник) 5. В Устьевском заказнике Ростовского района объектом охраны является это животное. Какое? (выхухоль) 6. Это растение занесено в Красную книгу Ярославской области. Его мелкие цветочки имеют белую окраску и приятный нежный аромат. (ландыш майский) Водоёмы родного края 1. К бассейну какого водоема относятся все реки Ярославской области? (Каспийского моря) 2. Название этого озера переводится как «болотистое место», в древности его называли Каова. Как оно называется сейчас? (оз. Неро) 3. По названию этого озера назван единственный в Ярославской области национальный парк. (Плещеево озеро) 4. При строительстве этого искусственного водоёма под водой похоронили целый город. Назовите водоём. (Рыбинское водохранилище) 5. В озеро Неро впадает несколько рек, а вытекает из него только одна. Назовите реку. (Вёкса) 6. Недалеко от Ростова есть место, где было древнее городище. На берегу какой реки оно располагалось? (Сара) Растения родного края 1. Плоды этого растения использовали для изготовления консервов, долгое время производившихся в Поречье. (Горох) 2. В Ростове действует фабрика по производству пищевого цикория. Какую часть этого растения употребляют в пищу? (Корни) 3. Среди растений Ярославской области есть растение-хищник. Как оно называется? (Росянка) 4. Из древесины этого растения делают спички. Оно достаточно широко распространено в Ярославской области. (Осина) 5. В Борисоглебском монастыре наладили производство чая. Из какого растения его делают? (Иван-чай) 6. На каком хвойном растении зреют ягоды? (Можжевельник – у него шишкоягоды) Животные родного края 1. Изображение этого лесного жителя вы можете увидеть на гербе Ярославля. (медведь) 2. Этот вид животных сейчас очень распространен в нашем крае. Это стройное животное имеет ярко-рыжий окрас с неясным рисунком. Питается птицами, растениями, зайцами, рыбой. (лисица) 3. След какого хищного зверя похож на человеческий? (медведь) 4. Большое значение в охране животного мира играет единственный в Ярославской области заповедник. Назовите его. (Дарвинский заповедник) 5. В Устьевском заказнике Ростовского района объектом охраны является это животное. Какое? (выхухоль) 6. Это растение занесено в Красную книгу Ярославской области. Его мелкие цветочки имеют белую окраску и приятный нежный аромат. (ландыш майский) 2. Войди в природу другом Цель: развитие познавательной активности Задачи: расширение кругозора, формирование навыков работы в группе; воспитание бережного отношения к природе Член жюри задаёт командам вопросы, требующие краткого ответа. Для ответа на вопросы дается 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Всего баллов 12. 1. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. 2. Задержанный браконьер утверждал: "Доказано, что волков и других хищников истреблять нельзя, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь браконьер - хищник". Убедительны ли эти доводы? Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - всех. 3. Тетерева живут на берёзах, питаясь берёзовыми серёжками. Зимой, когда наступает вечер, тетерева падают камнем с берёз в снег и остаются там до утра. Зачем птицы падают с дерева в снег? Это помогает им глубже вонзиться в снег, где они делают себе норку на ночь. Это служит им убежищем от холодного ветра и хищников. 4. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? Одичавшие кошки представляют опасность, так как убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых - вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает. 5. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие? Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению. 6. Собирая грибы, грибник свернул в ельник. Здесь он увидел соседа, копошившегося под ёлочкой. Рядом с ним стояла корзинка с разрезанными вдоль грибами – белыми, подосиновиками, подберёзовиками. - Сею грибы, - объяснил грибнику сосед, деревянной палочкой поднимая лесную подстилку и укладывая туда несколько кусков гриба. - Года через два приходите сюда грибы собирать, их здесь много будет! – посоветовал он на прощание. Подумайте, вырастут ли в ельнике белые грибы, подберёзовики и подосиновики. Поясните свой ответ В ельнике эти грибы не вырастут, так как белые растут в старых лиственных лесах, подберёзовики – под берёзами, а подосиновики – под осинами, так как грибница этих грибов тесно связана с корнями названных деревьев и не может расти под другими деревьями. 3. Конкурс «ШИФРОВКА» Задание. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу. Оценка: 1 балл за каждую шифровку. Всего баллов - 12 Шифровки Т А П В О Л (плотва) З Н А А С (сазан)) Т А М Н И Й (минтай) С Е К Р А Т (треска) Т О Р Е С (осётр) Р Ф Ь Л Е О (форель) Д У К С А (судак) М Л И Н А (налим) ИНЬЛ (линь) Д Ь С Т Р Е Я Л (стерлядь) ПЯРШУАК (ряпушка) АРАКЬС (карась) Т А П В О Л З Н А А С Т А М Н И Й С Е К Р А Т Т О Р Е С Р Ф Ь Л Е О Д У К С А М Л И Н А ИНЬЛ Д Ь С Т Р Е Я Л ПЯРШУАК АРАКЬС 4. Лекарственные растения родного края (презентация) Цели: 1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека 2) показать многообразие лекарственных растений своей местности; 3) познакомиться с охраной лекарственных растений; 4) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального природопользования. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника. Оценивание 3 балла – если ответ дан сразу 2 балла – если открыты три буквы (по усмотрению жюри на станции) 1 балл – если отрыты три буквы и картинка – подсказка Максимальное количество баллов - 39 5. Подготовить стихотворе¬ние Задачи: • Развитие умения работать в команде; • Способствование развитию мышления, внимания, сообразительности. Тема «Природа», по предложенным рифмам (максимум 4 балла). природы — народы, задачи — удачи, цветы — мечты, года — всегда. 6. Домашнее задание Задача: развитие умения работать в команде; Музыкальный конкурс. Обыграть песню «В траве сидел кузнечик» (5 баллов). В постановке должны участвовать все члены команды. При проведении этого конкурса можно поставить песню на магнитофоне, петь под караоке. В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик — зелененький он был! Представьте себе, представьте себе, Совсем как огуречик, Представьте себе, представьте себе, Зелененький он был! Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку, Не трогал и козявку, и с мухами дружил! Представьте себе, представьте себе, Не трогал и козявку! Представьте себе, представьте себе, И с мухами дружил! Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка. Прожорливое брюшко и съела кузнеца! Представьте себе, представьте себе, Прожорливое брюшко, Представьте себе, представьте себе, И съела кузнеца! Не думал, не гадал он, не думал, не гадал он, Никак не ожидал он такого вот конца. Представьте себе, представьте себе, Никак не ожидал он, Представьте себе, представьте себе, Такого вот конца! Станция 7. Пословицы и поговорки. • И петух свои часы знает. • На словах – орел, на деле – мокрая курица. • Народу служить, не ворон ловить. • Каждая курица свой насест знает. • Мала ворона, да рот широк. • И орел выше солнца не летает. • И кулик чужую сторону знает. • Ворона летала, да ястребу в когти попала. • За морем и синица – птица. • Журавль высоко летает, а от воды не отбывает. • Видна сорока по полету, а молодец по походке. • Видом орел, а умом тетерев. • Громче всех сойка кричит, да редко права бывает. • Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев. кричит, д РОСТОВ ДРЕВНИЙ ГЕРБ ЯРОСЛАВЛЯ ГЕРБ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДАНИЛОВ ТУТАЕВ МЫШКИН ГАВРИЛОВ - ЯМ ЛЮБИМ БОЛЬШОЕ СЕЛО Литература 1. Анашкина Е.Н. “Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды”. Ярославль. “Академия развития” 1998 г. 2. Голубева Е.Б. “Занимательное естествознание. Нескучный учебник” С.-Петербург. “Тригон” 1997 г. 3. Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”. М., Просвещение. 1989 г. 4. Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания”. М., Творческий центр “Сфера” 2003 г. 5. Мир растений. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск “Русич”. 2000 г.игровая программа о птицах для 7 классов
ИГРА О ПТИЦАХ 7 КЛАСС.doc
Станция 1. Юные орнитологи      Предлагается рассказ, где зашифровано 23 названия птиц. В отдельных словах рассказа необходимо поменять одну букву, чтобы получилось название птицы. Задание – выписать из текста слово, в котором зашифрована птица и рядом написать название птицы. За каждый правильный ответ – 1 балл.    Накануне у Клавы появилась сыпь (выпь), и, хотя врач (грач) сказал, что это аллергия, мать оставила ее дома с Вовой. Мать – прачка (крачка), очень уставала,   была  скупа (скопа)  на   слова,   много  курила (курица),  но   детей очень любила и, зная это, Вовка никуда не сбежал. К тому же надо было убрать дрова (дрофа) и, сверх того, вычистить большой казан (фазан). Двор у них старый.  Ворота (ворона)  покосились, их подпирала  палка (галка).  У ворот (ворон) – старая береза. С нее уже облетел весь лист (аист) и на стволе стал виден  гриб (гриф)  чага (гага).  Клава пока не докучала. Хотя ей уже исполнилось три года, она еще любила пить из бутылочки. Соска (сойка) на ней  уже  порвалась  и, когда  девочка  брала  бутылочку  неправильно, из  нее капля (цапля)  за каплей текло молоко, которое подлизывала старая  лайка (чайка) ­ верный страж (стриж) двора. «Вова (сова) – захныкала сестренка – у меня ослик не заводится!» – это была еще его игрушка – старый облезлый осел   (орёл),   действительно   заводился   плохо.   «Морока   (сорока)  с   тобой, Клавка (славка)» –  вздохнул   Вовка,   бросил  охапку   дров  на  землю.  Одна чурка (щурка)  откатилась далеко. Он показал ей  кулак (кулик)  и пошел к сестренке.       Птицы, встречающиеся в тексте: выпь, грач, крачка, скопа, курица, дрофа, фазан, ворона, галка, ворон, аист, гриф, гага, сойка, цапля, чайка, стриж, сова, орел, сорока, славка, щурка, кулик. Накануне у Клавы появилась сыпь, и, хотя врач сказал, что это аллергия, мать оставила ее дома с Вовой. Мать – прачка,   очень   уставала,   была   скупа   на   слова,   много курила, но детей очень любила и, зная это, Вовка никуда не сбежал. К тому же надо было убрать дрова и, сверх того,   вычистить   большой   казан.   Двор   у   них   старый. Ворота покосились, их подпирала палка. У ворот – старая береза.   С   нее   уже   облетел   весь   лист   и   на   стволе   стал виден гриб чага. Клава пока не докучала. Хотя ей уже исполнилось три года, она еще любила пить из бутылочки. Соска   на   ней   уже   порвалась   и,   когда   девочка   брала бутылочку   неправильно,   из   нее   капля   за   каплей   текло молоко,   которое   подлизывала   старая   лайка   ­   верный страж двора. «Вова – захныкала сестренка – у меня ослик не   заводится!»   –   это   была   еще   его   игрушка   –   старый облезлый осел, действительно заводился плохо. «Морока с тобой, Клавка» – вздохнул Вовка, бросил охапку дров на землю. Одна чурка откатилась далеко. Он показал ей кулак и пошел к сестренке. Накануне у Клавы появилась сыпь, и, хотя врач сказал, что это аллергия, мать оставила ее дома с Вовой. Мать – прачка,   очень   уставала,   была   скупа   на   слова,   много курила, но детей очень любила и, зная это, Вовка никуда не сбежал. К тому же надо было убрать дрова и, сверх того,   вычистить   большой   казан.   Двор   у   них   старый. Ворота покосились, их подпирала палка. У ворот – старая береза.   С   нее   уже   облетел   весь   лист   и   на   стволе   стал виден гриб чага. Клава пока не докучала. Хотя ей уже исполнилось три года, она еще любила пить из бутылочки. Соска   на   ней   уже   порвалась   и,   когда   девочка   брала бутылочку   неправильно,   из   нее   капля   за   каплей   текло молоко,   которое   подлизывала   старая   лайка   ­   верный страж двора. «Вова – захныкала сестренка – у меня ослик не   заводится!»   –   это   была   еще   его   игрушка   –   старый облезлый осел, действительно заводился плохо. «Морока с тобой, Клавка» – вздохнул Вовка, бросил охапку дров на землю. Одна чурка откатилась далеко. Он показал ей кулак и пошел к сестренке. Станция 2. Такие разные По   карточкам с изображением пары птиц необходимо определить   сходства и отличия в способах питания и гнездования  птиц.  За каждый правильный ответ – 2 балла. Если команда называет только сходство или только различие – 1 балл.    Коростель  Коростель и жаворонок. Оба гнездятся на земле, на открытых местах. Пары птиц: 1.     иногда мелкими лягушками и млекопитающими, а также семенами и зелёными частями различных трав и злаков, в том числе культурных растений.      Полевые жаворонки ­ питаются растительной пищей в виде семян различных трав и злаковых растений. ­   питается насекомыми, пауками, моллюсками, wikipedia.org/wiki/Коростель  wikipedia.org/wiki/Полевой_жаворонок 2. Чибис – кроншнеп.  Оба кулики, строят гнёзда на земле, но чибис гнездится на открытых местах, а кроншнеп – в лесу  Чибисы  питаются   исключительно   животной   пищей:   насекомыми   и   их   личинками, дождевыми  червями, мелкими улитками. Уничтожая   вредных для сельского хозяйства насекомых, чибисы могут приносить и определенную пользу.   Кроншнеп питается в пределах континента ­ насекомыми, червями, семенами и ягодами, а на побережье ­ моллюсками, улитками и ракообразными. http://www.moscowzoo.ru/animals/ptitsy/chibis/. http://thewildlife.ru/ptitsy/bolshoy­kronshnep/    Журавль  питается   зелёными   частями   растений,   плодами, насекомыми, 3. Журавль – аист. Длинноногие, внешне похожи, но питание различно, аист не сторонится человека, журавль гнездится на болотах.   мелкими грызунами, лягушками.      Аист  питается главным образом лягушками и мелкой рыбешкой, ест также ящериц, змей, слизней, различных насекомых. Так же охотно поедает он мышей, сусликов и птенцов самых разнообразных птиц.  http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/005.php 4.  Пустельга  – сова.   Питание   почти   одинаково,   суточная   активность   разная. Пустельга не строят гнезд ­ откладывают яйца на выступах скал, в углублениях или в скальных расщелинах. Пустельга занимает покинутые гнезда других птиц ­ ворон   или   голубей.   Если   не   находит   лучших   мест   для   гнездования,   то откладывает яйца прямо в зарослях вереска. Совы гнездятся в, различного рода, укрытиях и в дуплах деревьев..  http://zhivotnue.ru/index_ru.php?cat=pticu&ind=11 – пустельга 5.   Скворец – синица.  Скворцы — колониальные птицы. Гнёзда – в дуплах и искусственные   гнездовья,   оба   насекомоядны,   но   скворец   добывает   корм   на открытых местах, синица – чаще в зарослях. Скворцы – всеядные. Они любят поедать земляных червей, личинок насекомых. Ловят   бабочек,   гусениц,   пауков,   кузнечиков   и   других   насекомых.   Кроме животной пищи, эти представители семейства скворцовые употребляют плоды и семена фруктовых и ягодных деревьев (груши, сливы, яблоки, вишню и прочие ягоды).   Иногда   стая   скворцов   налетает   на   поля   с   зерновыми   культурами   и виноградники и после такой «атаки», зачастую, урожай оказывается под угрозой. Синицы в летний период питаются насекомыми. Зимой же их меню имеет более широкий   спектр:   например,   большая   синица   с   удовольствием   лакомится впавшими в зимнюю спячку летучими мышами, постепенно склевывая их. Кроме того, в зимний период синицы переходят на растительный корм, поедая рябину и другие ягодки, а также лакомясь семенами из кормушек. Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak­879774­chto­za­ptica­sinica#ixzz4YGNL08j2  Ласточка   –   зимородок.   Есть   ласточки,   которые   гнездятся   также,   как 6.   зимородок, в норах, но питание различно. Ласточка  питается   летающими насекомыми,   за   которыми   охотится   только   в воздухе. Рацион состоит преимущественно из мелких насекомых — жуков, мух, комаров,   слепней,   мошек,   цикад.   Также   охотится   на  бабочек и кузнечиков.   В небольшом   количестве   употребляет   в   пищу пауков,   переносящихся   по воздуху. Пчёл и   других   жалящих   насекомых   почти   не   трогают.   Добычу заглатывают целиком, включая и жуков с твёрдым хитиновым покровом. Тем не менее, переваривание пищи проходит очень интенсивно. Зимородок.  Если  с рыбалкой  приходится  туго, зимородок  начинает  охоту  на мелких речных жучков и насекомых, не брезгует головастикам и стрекозами. И даже мелкие лягушки попадают в поле зрения птицы. wikipedia.org/wiki/Городская_ласточка givotniymir.ru/zimorodok­sreda­obitaniya­i­obraz­zhizni­pticy­zimorodok/ 7.  Чайка – лебедь. Обе птицы гнездятся у воды, по берегам, отмелям, но чайки колониальные птицы, а лебеди – одиночно гнездящиеся; питание различно.    Морская чайка  всеядна, хотя основу  ее  рациона составляет   рыба. За день взрослой   особи   необходимо   500   грамм   пищи.   Кроме   рыбы,   чайка   питается небольшими   птицами,   грызунами   и   вообще   любыми   животными,   которые   по размерам меньше ее. Захватив лапами жертву, чайка убивает ее ударом крепкого и мощного клюва. Еще один метод, присущий морской чайке, — поднять добычу на   высоту  и  сбросить  на   камни,  чтобы   затем,  на  земле   разорвать  ее  сильным клювом.    Лебеди.  Питаются   в   основном   растительной   пищей,   которую   находят   в водоемах. Погружают голову под воду и находят корни, стебли, побеги. В этом они   напоминают   уток,   так   же   ныряющих   за   кормом.   Небольшие   животные, лягушки,   черви,   ракушки   и   мелкая   рыбешка   тоже   становятся   их   добычей   на прибрежном   мелководье.   На   земле   они   щиплют   траву,   но   предпочитают находиться в воде, где и кормятся.  http://animalreader.ru/morskaya­chayka.html givotniymir.ru/lebed­ptica­obraz­zhizni­i­sreda­obitaniya­lebedya/   8. Орлан­белохвост – пустельга. (Обе хищные птицы, открыто гнездящиеся, но размеры разные, как и питание. Пустельга мельче и предпочитает мышей, а орлан­ белохвост – рыбу, которую ловит сам). Основу питания  орлана­белохвоста  составляет рыба, как пресноводная, так и морская. Отмечено, что орланы часто предпочитают подбирать снулую рыбу, а не ловить живую. Не брезгует они и отходами рыбоперерабатывающих заводов  и боен, особенно в зимнее время Пустельга. Питается грызунами, насекомыми, реже мелкими птицами. Во время охоты на грызунов часто зависает в воздухе, опустив хвост и трепеща поднятыми крыльями. http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/042.php 9.   Варакушка   и   трясогузка.   Обе   насекомоядны,   но   гнездятся   по­разному: варакушка на земле, трясогузка – в укрытиях. 10. Снегирь – журавль. Обе растительноядные птицы, но журавль гнездится на земле, а снегирь в хвойных лесах, да и размеры у них несоизмеримые. Коростель и жаворонок.    Оба гнездятся на земле, на открытых местах. Коростель ­ питается насекомыми, пауками,   моллюсками, иногда мелкими лягушками и млекопитающими,  а также семенами и зелёными частями различных трав и злаков,  в том числе культурных растений.                              Полевые жаворонки ­ питаются растительной пищей                               в виде семян различных трав и злаковых растений.                                                                           wikipedia.org/wiki/Коростель                                   wikipedia.org/wiki/Полевой_жаворонок                                            Чибис – кроншнеп. Оба кулики, строят гнёзда на земле, но чибис гнездится  на открытых местах, а кроншнеп – в лесу. Чибисы питаются исключительно животной пищей: насекомыми и их личинками, дождевыми червями, мелкими улитками. Уничтожая  вредных для сельского  хозяйства насекомых, чибисы могут приносить и определенную пользу.                     Кроншнеп питается в пределах континента ­ насекомыми,      червями, семенами и ягодами, а на побережье –  моллюсками, улитками и ракообразными. http://www.moscowzoo.ru/animals/ptitsy/chibis/. http://thewildlife.ru/ptitsy/bolshoy­kronshnep/ Журавль – аист.  Длинноногие внешне похожи, но питание различно,  аист не сторонится человека, журавль гнездится на болотах.   мелкими грызунами, лягушками.    Журавль  питается   зелёными   частями   растений,   плодами, насекомыми,    Аист питается главным образом лягушками и мелкой рыбешкой,  ест также ящериц, змей, слизней, различных насекомых.  Так же охотно поедает он мышей, сусликов и птенцов  самых разнообразных птиц.  http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/005.php Пустельга – сова. Питание почти одинаково, суточная активность разная.   Пустельга не строят гнезд ­ откладывают яйца на  выступах скал, в углублениях или в скальных расщелинах.  Пустельга занимает покинутые гнезда других птиц ­ ворон или голубей.  Если не находит лучших мест для гнездования, то откладывает яйца прямо в зарослях вереска.     Совы гнездятся в, различного рода, укрытиях                                                 и в дуплах деревьев. Скворец – синица. Гнёзда – в дуплах и искусственных гнездовьях, оба насекомоядны, но скворец добывает корм на открытых местах, синица – чаще в зарослях. Скворцы – всеядные. Они любят поедать земляных червей, личинок насекомых.  Ловят бабочек, гусениц, пауков, кузнечиков и других насекомых. Кроме животной пищи, эти представители   семейства   скворцовые   употребляют   плоды   и   семена   фруктовых   и   ягодных деревьев (груши, сливы, яблоки, вишню и прочие ягоды). Иногда стая скворцов налетает  на поля   с   зерновыми   культурами   и   виноградники   и   после   такой   «атаки»,   зачастую,   урожай оказывается под угрозой. Синицы в летний период питаются насекомыми. Зимой же их меню  имеет более широкий спектр: например, большая синица  с удовольствием лакомится впавшими в зимнюю спячку  летучими мышами, постепенно склевывая их. Кроме того,  в зимний период синицы переходят на растительный корм,  поедая рябину и другие ягодки, а также лакомясь семенами из кормушек. .   Ласточка – зимородок. Есть ласточки, которые гнездятся также как и зимородок,  в норах, но питание различно. Ласточка питается летающими  насекомыми, за которыми охотится только в воздухе.  Рацион состоит преимущественно из мелких насекомых — жуков, мух, комаров, слепней, мошек, цикад. Также  охотится на  бабочек и кузнечиков. В небольшом количестве   употребляет   в   пищу пауков,  переносящихся   по   воздуху. Пчёл и других жалящих насекомых почти не трогают. Добычу заглатывают целиком, включая и жуков с твёрдым хитиновым покровом. Тем не менее,         переваривание пищи проходит очень интенсивно. Зимородок. Если с рыбалкой приходится туго, зимородок          начинает охоту на мелких речных жучков                           и насекомых, не брезгует головастикам и стрекозами.   И даже мелкие лягушки попадают в поле зрения птицы. Чайка – лебедь. Обе птицы гнездятся у воды, по берегам, отмелям,  но чайки колониальные птицы, а лебеди – одиночно гнездящиеся;  питание различно. Морская чайка всеядна, хотя основу ее рациона  составляет рыба. За день взрослой особи необходимо 500 грамм пищи.  Кроме рыбы, чайка питается небольшими птицами, грызунами и вообще любыми животными, которые по размерам меньше ее. Захватив лапами жертву,  чайка убивает ее ударом крепкого и мощного клюва. Еще один метод присущий морской чайке, — поднять добычу на высоту и сбросить на камни, чтобы затем, на земле разорвать ее сильным клювом.                          Лебеди. Питаются в основном растительной пищей,  которую находят                                  в водоемах. Погружают голову под воду и находят корни, стебли,                                  побеги.  В этом они напоминают уток, так же ныряющих за кормом.                                        Небольшие животные, лягушки, черви, ракушки и мелкая рыбешка                                         Тоже  становятся их добычей на прибрежном мелководье. На земле они щиплют траву, но предпочитают находиться в воде, где и кормятся. Орлан-белохвост – пустельга. Обе хищные птицы, открыто гнездящиеся, но размеры разные,  как и питание.  Пустельга мельче и предпочитает мышей,  а орлан­белохвост – рыбу, которую ловит сам.Основу питания орлана­белохвоста составляет рыба,                                    как пресноводная, так и морская. Отмечено, что орланы часто предпочитают подбирать снулую рыбу,                                   а не ловить живую.                                   Не брезгует они и отходами рыбоперерабатывающих                                  заводов  особенно в зимнее время         Пустельга. Питается грызунами, насекомыми,                      реже мелкими птицами. Во время охоты на грызунов                часто зависает в воздухе, опустив хвост и трепеща                                поднятыми крыльями.                             Варакушка и трясогузка. Обе насекомоядны, но гнездятся по­разному: варакушка на земле,  трясогузка – в укрытиях. Варакушка поедает кузнечиков, ручейников, подёнок, пауков, слизней, не  брезгует и мелкими лягушками. Поймав гусеницу, она сначала стряхивает её, пока не вытрясет из неё всё несъедобное, и только потом проглатывает добычу. Осенью, когда созревают плоды и ягоды, варакушка также питается плодами бузины и черёмухи. Своих птенцов эти птицы выкармливают, прежде всего, насекомыми, их личинками и гусеницами. Варакушки поедают  многих вредителей, поэтому люди занимаются ими. Трясогузка питается исключительно насекомыми, которых                                      она добывает тремя различными способами. Первый ­ когда она                                  склёвывает насекомых с поверхности земли. Второй способ  трясогузка                                           долго сидит у воды, ожидая, что какое­нибудь насекомое упадёт на воду.                                      Тогда она стрелой мчится вперёд, чтобы подхватить насекомое,                                  которое ещё не утонуло, но нередко, чтобы опередить рыб,                                  летит за добычей, которая только что упала в воду.                                За третьим способом, трясогузка ловит насекомых на лету,                                     зависая для этого в машущем полёте над водой.                                                                             Снегирь – журавль. Обе растительноядные птицы, но журавль гнездится на земле, а снегирь в хвойных лесах, да и размеры у них несоизмеримые. Снегири своего рода гурманы. Они очень любят ягоды. Помимо этого,  Снегири не прочь полакомить себя почками и семенами. Грозди рябины и калины, семена  подсолнечника, просо и овёс – это именно то, чем кормить снегирей в кормушке зимой. Да и от тыквенных семечек и ягод боярышника они тоже не откажутся. Рацион журавлей в природе достаточно разнообразен. В основном это  растительные корма (насекомые, ягоды, различные семена, в общем,  все подземные и надземные части растений). В период размножения  журавли частично переходят на животные корма (грызуны, амфибии,  насекомые и другие беспозвоночные), это необходимо как самим  родителям, так и активно растущим птенцам. КОРОСТЕЛЬ ЖАВОРОНОК ЧИБИС КРОНШНЕП ЖУРАВЛЬ      АИСТ ПУСТЕЛЬГА СОВА СИНИЦА СКВОРЕЦ ЛАСТОЧКА ЗИМОРОДОК ЧАЙКА  ЛЕБЕДЬ ОРЛАН – БЕЛОХВОСТ ПУСТЕЛЬГА ВАРАКУШКА ТРЯСОГУЗКА СНЕГИРЬ ЖУРАВЛЬ Станция 3. По секрету всему свету… 1. Какая   птица   обладает   наибольшим   размахом   крыльев   в   полёте? Обыкновенный альбатрос, размах крыльев в полете ­ до 3,5 и даже 4 метров  2. Какая сова охотится днём?  Белая, или полярная сова.  Охотятся днём и другие северные совы: ястребиная сова и бородатая неясыть. (Яркий свет совы не переносят.   Именно   поэтому,     белые   совы   предпочитают   охотиться   в   условиях затемнения, рано утром или поздно вечером, когда солнечный свет еще не так ярок. Из­за   особенностей   Заполярья   совы   вынуждены   охотится   в   условиях круглосуточного полярного дня, хотя лучше всего они чувствуют себя ночью). 3. Натуралист   заметил   на   высокой,   стоявшей   недалеко   от   озера,   сосне большое   гнездо.   Занимаясь   изучением   жизни   птиц,   он   забрался   на   дерево, закинул руку через край гнезда и вместо яиц и птенцов вытащил крупную и совсем   свежую   щуку.   Какой   птице   принадлежало   гнездо?    Гнездо принадлежало скопе.  Это   крупная   хищная   птица,   охотящаяся   исключительно   за рыбой.   Паря   над   поверхностью   воды,   и   заметив   рыбу,   скопа   бросается   вниз   и схватывает добычу, иногда погружаясь при этом в воду. (Заметим, что гнездо могло принадлежать также коршуну, охотящемуся иногда за рыбой.)       4. Какие   птицы   издают   звуки,   похожие   на   лай   собаки?   Смех   человека? Шипение змеи? Рёв быка? Блеяние ягнёнка? Самец белой куропатки весной на току издаёт звуки, похожие на лай собаки. Звуки,   сходные   с  громким   хохотом,   издают   лесные   птицы:  филин   и   сова­ неясыть,   а   также   морская   птица   ­   чайка­хохотунья.   Из   тропических   птиц громкий   крик,   напоминающий   дикий   хохот,   издаёт   австралийский   гигантский зимородок. Вертишейка  ­   небольшая   буро­сероватая   птичка,   встречающаяся   в   средней полосе, отпугивая врага, угрожающе вертит головой, открывает рот и  шипит как змея. Шипят по­змеиному и её птенцы, потревоженные в дупле. Самец выпи ­ крупной болотной птицы, которую в народе прозвали бугаем, или водяным быком, весной опустив клюв в воду, издаёт "крик, похожий отчасти на удар по пустой бочке, отчасти на рёв запертой в сарае коровы…". (Из письма А. П. Чехова к А. С. Суворину.) Звуки, похожие на блеяние ягнёнка, издаёт трепещущим хвостом бекас  во время брачного полёта. 5. Какая   птица   выводит   птенцов   зимой?  Клёст.   Ранней   весной   выводит птенцов ворон.  6. Какие птицы выводят птенцов, не насиживая яйца? Сорные куры, распространённые в Австралии и Новой Гвинее. Эти   птицы   откладывают   яйца   в   большие   кучи   сухих   листьев   и   других растительных   остатков,   которые   они   сгребают   ногами.   Высокая   температура, развивающаяся в процессе гниения, достаточна для развития зародыша. Следит за яйцами самец. Птенцы сорных кур вылупляются из яиц оперёнными и уже на третий день жизни способны к полёту. 7. У   каких   птиц   насиживают   яйца   и   заботятся   о   птенцах   самцы? У трёхперстки и куличка­плавунчика. 8. Какие   птицы   в   период   размножения   сооружают   "беседки"   и   "сады"? Австралийские и новогвинейские шалашники. Эти птицы в период размножения строят на земле из прутьев и стеблей нечто вроде открытого с обоих концов шалаша, куда натаскивают раковинки, цветные камни, яркие перья, блестящие предметы, добытые вблизи человеческих жилищ. 9. Какая наша певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну? Оляпка. Ныряет оляпка не только в поисках пищи, но и спасаясь от врагов. 10. Какие птицы не летают?   Не летают новозеландский киви,  африканский   австралийские казуар и эму) (а   также   южноамериканский нанду и   страус   и пингвины Антарктики. 11. Какая птица здесь изображена? Где она живёт?   На рисунке изображены райские птицы, обитающие на Новой Гвинее.  Заметим, что по анатомическим признакам райские птицы ближе всего к нашим воронам,   галкам,   грачам,   сорокам   (т.   е.   семейству   врановых),   но   насколько   же внешний   вид   райских   птиц   эффектнее   и   красочнее   их   скромных   северных родственников. 12. Какая  птица  Севера имеет ценный  пух, добываемый  человеком  из её гнезда?  Утка гага, гнездящаяся колониями по побережьям и островам северных морей. Ценны гаги своим замечательным тёплым и лёгким пухом, который они в период гнездования выщипывают у себя на груди и брюшке и выстилают им гнездо. Гагачий пух является незаменимым материалом для одежды полярных лётчиков и зимовщиков. Гагачий пух выбирают из гнёзд, когда начинают вылупляться птенцы или после того, как почти все выводки сошли на воду. В связи с бережным и осторожным обращением гага всё больше привыкает к человеку   и,   возможно,   в   недалёком   будущем   станет   в   некоторых   местах полудомашней, а может быть, и домашней птицей. 13. Какие   птицы   способствуют   расселению   в   лесу   рябины,   черёмухи, крушины   и   других   ягодных   деревьев   и   кустарников?  Дрозды,   свиристели, щуры и другие птицы, питающиеся не семенами, а мякотью ягод. Семена ягод в кишечнике   птиц   не   перевариваются   и   не   теряют   всхожести,   даже,   наоборот, всхожесть увеличивается за счёт удобрительных качеств помёта птиц.  14. Как отличить старых грача и скворца от молодых? У старого грача сразу заметна белая кожа "лица" у основания клюва; у молодого и клюв и "лицо" тёмные. Молодые   скворцы   тёмноклювые,   оперение   у   них   коричневато­бурое;   старые скворцы ­ светлоклювые, оперение у них чёрное, блестящее. 15. Чем   можно   объяснить,   что   ласточки,   стрижи,   мухоловки   на   зиму улетают   на   юг,   а   дятлы,   синицы,   пищухи,   поползни,   глухари,   тетерева, рябчики не улетают?  Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, но  насекомые  осенью  забираются  в убежища,  и корм  становится  для  этих  птиц недоступным.   Таким   образом,   не   сами   по   себе   холода   вызывают   отлёт   птиц,   а отсутствие корма. Дятлы, синицы, пищухи, поползни приспособились к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из их зимних убежищ; они тщательно обследуют каждую щель, сухой лист, трещину на коре деревьев ­ корм для них доступен и зимой. Глухари, тетерева, рябчики питаются летом ягодами, семенами и насекомыми, а зимой переходят на питание хвоей и почками деревьев. 16. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой, а какая ­ только вверх?  В любом направлении по стволу дерева может передвигаться поползень, а пищуха и дятел передвигаются по стволу только вверх головой. Это объясняется тем, что дятел и пищуха при движении по стволу опираются на упругий хвост; у поползня хвост короткий и в движении по дереву значения не имеет. 17. Какая птица может переносить своих птенцов в лапах? Вальдшнеп. 18. У певчих птиц, как известно, поют самцы; у каких птиц поют и самки? У снегирей и чечёток. Причём самки последних поют даже лучше самцов. 19. Какая птица характерна только для Антарктики?  Специфические птицы Антарктики ­ пингвины. Пингвинов известно 17 видов. Лишь один вид обитает у Галапагосских островов, никогда, однако, не появляясь в Северном полушарии. Станция 4.  В мире птиц Много удивительного в мире птиц. И чем больше вы будете о них знать, тем интереснее вам будет. После каждого названия птиц стоят цифры,   которые   указывают,   какую   букву   в   этом   слове   нужно прочитать. 1.  Кроншнеп – 6, 7 2.  Пингвин – 2, 3 3.  Тетерев – 1, 2, 5, 6 4.  Снегирь – 1, 2 5. Лысуха – 2, 5 6. Пустельга – 1, 4 7.  Синица – 4, 5 8.  Желна – 4, 5 9.  Поползень – 6, 7 10. Зимородок – 3 11. Лебедь – 1, 2 12.  Неясыть – 1,2, 6 Ответ: Неинтересных птиц на Земле нет. Для участников 1. Кроншнеп – 6, 7 2. Пингвин – 2, 3 3. Тетерев – 1, 2, 5, 6 4. Снегирь – 1, 2 5. Лысуха – 2, 5 6. Пустельга – 1, 4 7. Синица – 4, 5 8. Желна – 4, 5 9. Поползень – 6, 7 10. Зимородок – 3 11. Лебедь – 1, 2 12. Неясыть – 1,2, 6 Очень редкая птица Центральной Америки в настоящее время является   национальным   символом   Гватемалы.   Пользуясь шифром из стихотворения расшифруйте  головоломку. Обезьяна (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и цапля (9, 8, 10, 11, 6) Приготовили кекс (12, 3, 12, 13), На стол (13, 14, 1, 11) его положили. А гости (15, 1, 13, 14, 16): Сова (13, 1, 17, 8), индюк (16, 7, 18, 19, 12) и петух (10, 3, 14, 20, 21) На пол (10, 1, 11) его уронили. 8,9,14,3,12,1610,1,12,11,1,7, 6,11,16,13,5 12,17,3,4,8,11,19, 12,8,12,2,1,5,20 17,1,4,18,20,21,8. Ответ: Ацтеки поклонялись квезалю как богу воздуха. Станция 5. Голоса птиц Презентация с голосами птиц. За каждый правильный ответ – 1 балл. 1. Зарянка (малиновка) 2. Козодой 3. Перепёлка 4. Рябчик 5. Свиристель 6. Тетерев 7. Удод  8. Утка 9. Щегол 10. Певчий дрозд Станция 6.  Видна птица по полёту Команде раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы. Пословицы: 1. Дела не голуби — не разлетятся. 2. На чужой стороне и орел — ворона. 3. О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. 4. Глух как тетерев. 5. Как с гуся вода. 6. Видом сокол, а голосом ворона. 7. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 8. Гусь свинье не товарищ. 9. Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе. 10. Синичка невеличка, а птичка. 11. Гогочет как гусь на проталине. 12. Дай курице гряду — изроет весь огород. 13. Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел. 14. Увидел грача — весну встречай. 15. Дятел и дуб продалбливает. Дела не На чужой стороне и О том Глух как Как с не разлетятся и кукует, что своего гнезда нет вода Видом Слово не а голосом вылетит – поймаешь не товарищ не Лучше в рукаве чем в небе невеличка, а птичка Гогочет как Дай Молодой на проталине изроет весь гряду - огород высоко взлетел, да низко сел Увидел весну встречай продалблив и дуб ает голубь ворона орёл кукушка тетерев гусь ворона сокол воробей гусь свинья синица журавль синица гусь журавль курица грач дятел попугай кряква кулик Примерные пословицы и поговорки.  Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.  На обглоданную кость сорока не падка.  И петух свои часы знает.  На словах – орел, на деле – мокрая курица.  Народу служить, не ворон ловить.  Каждая курица свой насест знает.  Каждая птица своим носом кормится.  Яйца курицу не учат.  Мала ворона, да рот широк.  Мало-помалу птичка гнездо свивает.  Мокрая курица, а тоже петушится.  И орел выше солнца не летает.  И кулик чужую сторону знает.  И кулик в своем болоте велик.  Ворона летала, да ястребу в когти попала.  За морем и синица – птица.  Журавль высоко летает, а от воды не отбывает.  Видна сорока по полету, а молодец по походке.  Видом орел, а умом тетерев.  Все знает: сорочьи яйца ел;  Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.  Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев. 1 2 3 4 5 6 9 1 0 7 1 1 8 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 9 1 8 2 0

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"

Игровая программа для 5 классов "Мой край родной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017