МКДОУ – детский сад «Лучик»«Игровые физкультурные занятия в коррекции психических процессов старших дошкольников»
Педагог-психолог:
Швенк Екатерина Валерьевна
Коррекционная направленность физкультурных занятий
Педагогические методы и приемы работы должны носить коррекционно – развивающий характер и направлены на максимальное преодоление нарушений в развитии с ориентировкой на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков является двигательная активность.
В процессе коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, на физкультурных занятиях должны обязательно включать: подвижные игры и спортивные упражнения, упражнения с речетативами (логоритмика, психогимнастика, релаксация, пальчиковая гимнастика, упражнения с коррекционными мячами, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на развитие равновесия и др.)
Для детей с ОВЗ рекомендуют интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в ДОУ (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).
Подвижные игры
Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Характер игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра или игра – инсценировка. Возможно проведение бессюжетных игр, игр с предметами. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. В подвижных играх используется согласование речи с движением.
Упражнения с речетативами (логоритмика)
При коррекции дефектов речи у дошкольников с ОНР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный. Соответствующие условия должны создаваться на физкультурных занятиях. В процессе выполнения различных разновидностей ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.
Психогимнастика
При использовании элементов психогимнастики на физкультурных занятиях осуществляется эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.
Центральным звеном этой формы является создание образа («Гномики», «Водители», «Клоуны», находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие упражнения помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить свои мысли и чувства, желания и возможности, способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.
Релаксация – позволяет успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Во время релаксации дети учатся напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, чувствовать разницу между напряжением и расслаблением, произвольно управлять своим телом и эмоциями. Релаксацию можно проводить как вводной части занятия, так и в заключительной. Например: «Корабль и ветер» - цель этой игры: настроить группу на рабочий лад. «Винт» - цель: снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Зоопарк» - цель: помогает снять напряжение.
Упражнения для профилактики плоскостопия можно включать в разные части занятия.
Упражнения на развитие равновесия.
Для формирования качественных основных движений важное значение имеет чувство равновесия, которое у детей с ОВЗ часто нарушено. Поэтому необходимо уделять большое внимание упражнениям на развитие равновесия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.