Симакова А.А.
преподаватель биологии
Донецкого промышленно – энергетического колледжа
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности и одно из условий развития творческого потенциала обучающихся на занятиях биологии.
Что наша жизнь-Игра?
А.С. Пушкин
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга
«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…»
И.А. Сикорский
Природа всегда увлекала человека, пленила своей загадочностью и таинственностью. Познавать природу, узнавать её механизмы и принципы действия, общаться с ней детям помогает как естественное любопытство, так и знания, умения, полученные в ходе учебных занятий по биологии, которые способствуют раскрытию сущности жизни, выявлению закономерностей жизненных проявлений, углубляя их понимание о генетике селекции, эволюции, экологии, бионике.
Современное образование нуждается в обширной научной базе, важнейшей составляющей которой являются объединенные межпредметные связи дисциплины и систематизация изученного биологического материала обучающимися таким образом, чтобы сформулировать научное мировоззрение.
Современное общество очень требовательно к знаниям специалистов и диктует свои требования к обучающимся:
1) Уметь быстро ориентироваться в большом потоке информации;
2) Критично воспринимать поступающий информационный поток не всегда достоверной литературы, шумные псевдонаучные дискуссии;
3) Анализировать, извлекать и накапливать наиболее существенные знания:
4) Следить за новыми научными открытиями и достижениями современной науки и проявлять профессиональный интерес как активную форму работы в процессе познавательной деятельности.
Но в то же время наблюдается стабильное снижение уровня учебной мотивации обучающихся. Время активной работы на занятии обучающегося составляет 15-20% учебного времени, т.е. примерно 80% времени обучающийся наблюдает, как работает преподаватель и остальные члены группы. Студент превращается в пассивного потребителя знаний, что в свою очередь приводит к снижению интереса обучающегося к процессу обучения. Привычка получать знания в готовом виде воспитывает у студентов иждивенчество и пассивность, приводит к неумению и нежеланию заниматься самообразованием, что часто переносится в дальнейшем в их профессиональную деятельность.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы так организовать учебный процесс, чтобы студент максимально участвовал в процессе учебной деятельности, а преподаватель руководил ей. Для успешного решения создавшейся проблемы необходима активная деятельность обучающихся в процессе обучения, что достигается организацией самостоятельной познавательной деятельности.
Проблема познавательной активности - одна из актуальных проблем педагогики. В современных условиях сама социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения, с тем чтобы новыми средствами активизировать процесс получения знаний.
Познавательная активность – это форма самоорганизации и самореализации обучающихся плюс результат особых усилий педагога в организации их самостоятельной познавательной деятельности. Как результат – перевод студента от пассивного восприятия материала к собственной активной деятельности.
Стратегия преподавателя, создающего активную познавательную атмосферу на занятии, заключается не только в использовании нанотехнологий в обучении, но и в переориентации сознания обучающихся: обучение из каждодневной «принудиловки» должно становится частью знакомства с окружающим миром во всех его проявлениях, и как следствие этого, появление активного интереса к познанию и любой форме деятельности, которая переходит в естественную потребность в постоянном самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании.
В работе преподавателя биологии используются различные формы самостоятельной деятельности обучающихся: групповая работа, выполнение практических заданий и лабораторных работ, работа с учебником и другими пособиями, ресурсами интернета, схемами, таблицами, проведения различных игр и разнообразные виды внеклассной работы. Каждому преподавателю хочется сделать свое занятие интересным, чему способствует занятие-игра. Факторы, сопровождающие игру – интерес, увлеченность, чувство удовлетворения и радости, ситуация успеха, облегчают процесс обучения.
Во время занятия-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества обучающихся:
1) Умение распознавать эмоции других, разделять их, но и владеть собственными чувствами при необходимости;
2) Позитивное отношение к другим людям, даже при расхождении мнений в различных ситуациях;
3) Умение сопереживать, т.е. радоваться чужим успехам и огорчаться из за чужих неудач;
4) Умение выражать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств
5) Умение взаимодействовать и сотрудничать;
6) Умение оценивать себя и своих товарищей.
Применение игровых форм обучения на занятиях биологии – эффективный способ вовлечь всех обучающихся группы в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коммуникативной компетенции.
Преподаватель должен прийти к группе с тщательно продуманным планом проведения игры, так чтобы все необходимое было под рукой. Следует учитывать, что не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого умственного напряжения необходимо чередовать с более простыми, учитывая возраст играющих.
Применение игры на занятии весьма разнообразно, её можно организовать в начале занятия для активизации внимания обучающих, мотивации их деятельности и в конце –для обобщения и закрепления изученного учебного материала и снятия напряжения после сложной аудиторной работы. Очень важным моментом является то, что обучающиеся сами подключаются к составлению познавательных игр, кроссвордов, ребусов, ролевых игр и т.д.
Преподавателю необходимо поддержать инициативных и всегда готовых к активной работе обучающихся, так как они, как правило, завлекают и активизируют своей работой остальных членов группы.
Во время подобного занятия главным становится не техника создания познавательной игры, а умения обучающихся использовать учебник, справочные пособия, специализированные книги по биологии.
Биологические игры, как по содержанию, так и по форме могут быть разнообразными, такими как:
1) Биологическое лото (карточки с изображениями живых организмов);
2) Викторины, сканворды, ребусы, логические цепочки, головоломки, биологические конкурсы;
3) Игры – путешествия, соревнования, КВН.
Подготовка игровых занятий несложна, интересна и полезна, но требует значительного времени и ответственного отношения. При подготовке обучающихся к игре преподаватель сообщает группе её название, кратко объясняет правила и порядок действий.
Чаще всего рекомендуют использовать следующие варианты игровой деятельности на занятиях по биологии как наиболее эффективные:
1) Викторина. Её можно использовать как для работы со всей группой, или же несколькими членами группы. Например, после завершения изучения темы «Возникновение и развитие жизни на Земле. Эволюция человека» данная игра позволит в интересной форме студентам обобщить и закрепить полученные знания, выявить возможные проблемы в их знаниях и эффективно их устранить.
2) Найди лишнее и объясни. При изучении практически любой темы можно использовать эту игру, при чем как закрепление отдельного занятия, так и блока занятий по определенной тематике. Обучающимся можно представить для анализа как фотографии, рисунки, так и карточки – задания. Например, при изучении студентами темы: «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов», можно проверить уровень усвоения ими материала, предложив выбрать из списка лишнее понятие, объяснив свой выбор: а) митоз; б) мейоз; в) эндомитоз; г) оогенез; д) партеногенез; е) коньюгация.
3) Передай другому. Чаще всего эту игру стоит использовать в конце занятия или же в начале при проверке усвоенного материала обучающимися. Работа осуществляется по вариантам. Удобнее выбрать два варианта. Преподаватель дает задание и все обучающиеся, сидящие друг за другом каждого варианта, в течение какого-то определенного периода времени пишут ответ на вопрос. Условие: каждый обучающийся группы пишет только одно предложение, повторять нельзя, но дополнять ответы можно и дальше передает листок товарищу, сидящему сзади. Например, эукариотическая и прокариотическая клетки(особенности строения, процессы жизнедеятельности).
4) Ответь мне. Используется для формирования у студентов навыка осмысленного чтения текста. Можно предложить группе обучающихся составить вопросы, используя текст параграфа учебника и справочные материалы по изучаемой теме. Затем одни члены группы студентов задают вопросы другим членам группы. За каждый правильный полный обоснованный ответ студент получает фишку, жетон, цветную картинку (по решению преподавателя). Набрав пять и более получают отличную оценку за занятие. Хорошо воспринимается первокурсниками.
5) Узнай меня. Изучая эволюцию, обучающимся предлагается подготовить домашнее задание – описание какого-либо «доисторического» животного или растения. По существенным характерным особенностям, ребятам необходимо определить о каком живом организме идет речь, дать ему название, указав место в эволюционной лестнице.
6) Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При их составлении следует учитывать возрастные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления студентов. Чаще всего кроссворды используются для развития терминологии. Неплохо предложить обучающимся составить кроссворд на заданную тему самостоятельно дома. В этом случае отрабатывается точность определения изучаемых понятий. На следующем занятии составленные кроссворды решаются небольшими группами или индивидуально. Например, при закреплении темы «Генетика и селекция» работали над следующими вопросами кроссворда:
1. Метод исследования условий жизни и возникновение изменчивости у однояйцевых близнецов и двойняшек (близнецовый);
2. Форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них подавляет проявление другого и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот (доминантность);
3. Метод исследования половых клеток, их генотипа и хромосомного набора в целом (цитологический);
4. Метод исследования анализов организма на содержание в нем тех или иных веществ (биохимический);
5. Метод исследования, изучающий всех предков данного рода и выстраивание генеалогического дерева (генеалогический);
6. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству (наследственность);
7. Процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе 1 мейоза (кроссенговер);
8. Организм, несущий на гомологичных хромосомах разные аллели (гетерозигота);
9. Явление неучастия аллеля в формировании признака (рецессивность);
10. Разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм (изменчивость).
7) Игра-путешествие усиливает впечатление, наблюдательность, заинтересованность студентов в изучении биологии. Чаще всего следует использовать для закрепления материала изученной темы. Например, «Путешествие по эукариотической клетке», «Путешествие по следам загадочных животных», «Путешествие во времени или просто эволюция», «Путешествие по морскому дну».
Большинство ребят увлекаются подобным видом работы, она их заинтересовывает, дает возможность каждому студенту проявить себя, свою изобретательность, творчество, находчивость.
Итак, на сколько велика эффективность применения игровых технологий на занятиях биологии, на сколько они «оправдывают себя»? исходя из анализа различных литературных источников и опыта преподавателей биологии можно сделать вывод, что применение различных игровых методов при активном изучении предмета повышает качество знаний обучающихся, активизирует их деятельность, усиливает интерес к самостоятельному получению знаний о природе. Это, на наш взгляд, довольно важно в условиях современного образования, когда остро наблюдается слишком невысокий интерес к учебе. Но в то же время не следует забывать, что использование игровых технологий при преподавании биологии важно, но это лишь один из путей развития интереса к предмету и не более того. Полностью базировать изучение биологии на данной методике не стоит, так как возможен совсем обратный эффект.
При работе со студентами необходима весьма серьезная подготовка к использованию игровых технологий на занятии, так как не любое занятие (вернее не всякая тема) способствует применению той или иной игровой формы, то есть несмотря на возможный положительный эффект не всегда уместна. Но в то же время не стоит полностью отказываться от данной формы работы на занятии.
Итак, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (и предполагаемых положительных дальнейших эффектах).
В чем преимущество данной формы преподавания биологии? Для преподавателя при использовании игровых технологий это получение уникальной возможности попробовать себя в различных амплуа. Для обучающихся – интересное комплексное воспитание. Ребята учатся быть яркой индивидуальностью и одновременно чувствовать поддержку товарища. Причем через все это красной линией проходит определенная биологическая тема, которую студенты изучают легко, интересно, играючи.
Использование игровых технологий на занятиях по биологии убеждают, что знания данные преподавателем, должны объединяться со самообразованием, что эти знания будут прочными только при личном участии каждого обучающегося в познании нового, что смысл знаний теряется, если не совмещаются с практикой.
Рассмотренные игровые формы обучения позволяют успешно решать создавшуюся проблему комплексного усвоения студентами компонентов содержания образования, внести в образовательно-воспитательный процесс элементы поисковой деятельности, на высоком уровне поддерживать познавательный интерес студентов к обучению.
Творческая атмосфера на подобных занятиях способствует раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, неуверенности, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения в группе.
Подводя итог, необходимо отметить, что использование на занятиях по биологии активных форм обучения представляют преподавателю широкие возможности для повышения интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.
XXI век требует воспитания новой яркой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, физически и морально, способной самостоятельно принимать взвешенные решения. Поэтому в методике обучения большее значение должно уделяться развивающему обучению. А если студент ощущает на занятии полноценный психологический комфорт, то это стимулирует высокий уровень интереса к биологии, получение прочных качественных знаний с дальнейшим их использованием в повседневной жизни.
Список литературы
1. Андржевская И.Н. Творческие задачи по биологии. – Школьные технологии, № 1 – 2001.
2. Андржевская И.Н. Творческие задачи по зоологии https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2001-1/tvorcheskie-zadachi-po-zoologii-
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.
4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб.-метод. пособие. – М.: ЦГА, 2002. -80с.
5. Гурин Ю. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. Речь. Сфера. 2010.
6. Катаврадзе Д.Н. Имитационные игры в экологическом образовании// Биология в школе. – 1990. - №3.
7. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. – Минск «ТетраСистемс», 2013.
8. Колеченко А.Н. Энциклопедия педагогических технологий. – Санкт-Петербург: Каро, 2007.
9. Кузнецова А.А., Чуракова С.В., Кузнецов В.Н. Познавательный интерес. Условия его развития//Биология в школе. – 1996. - №2.
10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II. – Ростов-на –Дону: Учитель. 2005.
11. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод. рекомендации. – М.: Гном и Д, 2001. – 32с.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: просвещение, 1983.
13. Муравьева Г.Е. Проектирование технологии обучения на уроке http://astahan.ru/1/48/php
14. Научно-методический журнал «Биология в школе» №2, 2008.
15. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
16. Пускарева Т.Д. Урок «Морской биолог и нефтяной танкер»// Биология в школе. – 1991. -№5.
17. Сайт «Молодой ученый, Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий» http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084
18. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие: М.: ТЦ Сфера, 2005.
19. Сборник «Мастерская учителя биологии» авт. Попова Л.А.-М.: «ВАКО», 2009 г.
20. Смелова В.Г. Музыка, искусство и драма в биологии//Биология в школе. – 1996. - №2.
21. Столяренко Л.Д. Педагогика//Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов на Дону: Феникс, 2009.
22. Чешкова А.В., Нилова С.В. Игровые технологии в системе обучения и воспитания специалиста-технолога: методические рекомендации. Иван.гос.хим.-технол.ун-т. – Иваново, 2009.
23. Чудина Е.С. Урок-сказка «А почему бы и нет?»//Биология в школе. 1996. - №5.
24. Чуракова С.В. Учебные игры на уроках//Биология в школе. -1996.-№5.
25. Юркова И.И. «Современный урок в учреждении общего среднего образования», Мозырь «Белый ветер», 2014 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.