Игровые ситуации на уроках географии – эффективное средство развития творческих способностей учащихся
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроках географии могут служить различные игровые ситуации. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит благодаря тому, что в игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Под влиянием увлечённости прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся.
Игровые моменты на уроке способствуют изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игровых моментов, которые я использую на уроках географии.
Геолото.
Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро». Вопросы для «Геолото» подготавливаются учителем или учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.
Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами, через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение. При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.
Вопросы по теме «Австралия»
1.Что означает слово «austral» в переводе с латинского языка?
2. Что лежит в основании материка Австралия?
3.Почему трудно определить точную площадь озера Эйр-Норт?
4.Назовате второй по площади остров мира, расположенный на севере материка.
5.Пояс какого атмосферного давления преобладает в Австралии?
6.Как называется приток самой крупной реки Австралии?
7.Как называются заросли сухих кустарников, состоящих из низкорослых акаций и эвкалиптов?
8.Назовате ведущую отрасль специализации сельского хозяйства Австралии.
9. Как называются пересыхающие русла рек материка?
10. Коренной житель материка.
Геологика.
По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст
правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
1.Тёплый,
холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной...
(дождь),
2.Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный,
грязевый, речной... (поток),
3.Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся...
(вулкан),
4.Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
5.Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная,
пресная, солёная... (вода),
6.Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые,
грозовые...(облака),
7.Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный,
северо-западный... (ветер),
8.Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная,
кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
9.Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая,
земная, солнечная... (атмосфера).
«Четвёртый
лишний»
На игровом поле помещено 4 понятия. Учитель спрашивает, какое из
этих понятий лишнее.
Коала, утконос, ягуар, ехидна (животные Австралии)
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус (географические объекты Евразии).
«Геопочта»
Учащимся раздаются «письма», «СМС-ки» с описанием природных зон материка. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
«Отыщи на карте»
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл, выбывает, его место занимает следующий.
Уральские горы
Великая Китайская равнина
полуостров Камчатка
Курильские острова
полуостров Индостан
Берингово море
Карское море
Западно – Сибирская равнина
р. Амур
Гималаи
Пиренеи
Аравийский п-в
Японские о-ва
оз. Байкал
о. Шри-Ланка
«
Ещё быстрей»
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-10 . Каждой цифре
соответствует определённый географический объект по теме. Секундомером засекаю
время и ученик должен показать и назвать по порядку все 10 объектов. Спросив
нескольких учащихся положение цифр можно поменять.
«Собери
карту»
Ученикам даются конверты с разрезанными контурными картами (рисунками)
материков. Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту данного
материка.
«Географические
анаграммы»
В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия и показать их на карте.
1.ЗАНКАМОА, ИЛН, РИКАФА, АХАСРА, РАТАК.
(АМАЗОНКА, НИЛ, АФРИКА, САХАРА, КАРТА)
2.ЫНДА, ДАНАРКТИАТ, АНЕКО, СУБРЕЭ, САЛТА
(АНДЫ, АНТАРКТИДА, ОКЕАН, ЭРЕБУС, АТЛАС)
3.ЯВАИЛРАСТ, ЙРЭ, ГОНКО, ЯВИТОКИР, АДЧ
(АВСТРАЛИЯ, ЭЙР, КОНГО, ВИКТОРИЯ, ЧАД)
« Что-то новенькое»
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором
в конце игры должны появиться изученные на уроке термины и понятия,
географические названия, имена путешественников. Листок получают учащиеся,
сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок
впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется, ряд
получает штраф.
«Найдите
ошибки»
Ребятам предлагается текст или составить небольшой рассказ (по 5-6
предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти
ошибки.
Тема «Африка»
Африка – материк, который находится в северном полушарии, и почти по центру пересекается нулевым меридианом. Площадь материка составляет 30,3 кв. км. Крайними точками материка являются на севере м. Бен-Секка, на юге – м. Альмади, на западе – м. Игольный, на востоке – м. Рас-Хафун. Материк на севере омывается водами Средиземного моря, на западе и востоке водами Атлантического океана.
Климат
в Африке жаркий, так что снега здесь нигде не встретить. На экваторе
средние температуры зимой и летом +24°,
а на крайнем севере зимой t=-12°. Поскольку в
Африке жарко, то здесь сформировались большие пустыни: Сахара, Аравийская и
др. В Сахаре выпадает такое количество осадков, что население может
выращивать пшеницу. Почти все богатство живых организмов пустыни
встречается в оазисах. Природные зоны Африки размещаются симметрично
относительно экватора. Во влажных экваториальных лесах живут жирафы.
Разнообразие растительности саванн объясняется плодородием красно-желтых
ферралитных почв.
Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых,
их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь, оказывает
влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.
Как и любое другое средство обучения, игровые моменты на уроках географии должны применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.