ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Добрый день! Я, Громова Ольга Юрьевна учитель 1квалификационной категории для своей аттестации выбрала тему «Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся, так как очень часто применяю на своих уроках игровую технологию. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Эту проблему исследуют Л.П.Борзова в методическом пособии «Игры на уроках истории», С.А. Шмаков в диссертации «Игра учащихся как феномен культуры». «Сто игр по истории» Кулагиной С.А. стала для меня настольной. Актуальность технологии настоящее время повышается из-за насыщенностишкольника информацией. Игра-вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением. Игра дает высокую эффективность усвоения знаний. В основе выбранной темы лежит прагматическая теория педагогического процесса Дж.Дьюи, которая объясняет образование как приспособление к жизни.Учебно- познавательная компетенция- готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
1.Умение ставить цель;
2 Умение планировать свою деятельность;
3 Развивать исследовательские умения;
4 Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень новизны
1.Диапазон применения. В рамках одного урока, если изучаемый материал не является объемным.
2. Преимущества игровых технологий:
v Формируются навыки самообразования и самоконтроля;
v Прививаются навыки коммуникабельности;
v Реализуется технологическая цепочка от постановки задач к представлению результата.
v Функции игровой деятельности доказывают широкие возможности использования игровой деятельности.
Спектр применения игровой деятельности очень широк.
Существует несколько классификаций, но чаще всего я применяю игровые технологии при изучении нового материала или закреплении, игры с правилами и ролевые игры. Игра-это деятельность, в ходе которой дети усваивают самое разнообразное содержание и развивается психика ребенка. Дидактическая игра на уроках постоянно пополняет, углубляет и расширяет знания, вызывает положительные эмоции, способствует самоутверждению ребенка.«Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает потому, что хочет этого сам» (Анатолий Гин). Материал доступен учителем с любым опытом работы и может быть использован с другими образовательными технологиями и моделями преподавания;
Область применения – урок или система уроков;
Трудности применения – тематическое планирование не всегда позволяет использовать игровые технологии;
Трансляция результатов – выступления на ШМО, педсоветах, открытие уроки.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по основным направления:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится;
Элемент соревнования;
Успех выполнения задания связывается с игровым результатом.
Ролевые игры, игры-головоломки
1.Игра «Исторические пятнашки».
2.Задание: объясните, что означает
Это выражение и с каким событием связано».
(Аналогичную игру можно провести по датам, историческим личностям
Игра «Логическая цепочка»
Объяснить, по какому принципу слова собраны в одну цепочку и
Какие слова в данном перечне лишние.
ТРИБУН, ЮГЕР, ГРАКХИ, ЗАКОН, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, БРУТ
(Братья Гракхи были народными трибунами в Риме, проводили в жизнь
Закон, по которому ни одна семья не должна пользоваться более чем
Тысячей югеров государственной земли. Закон был на пользу простым
Землевладельцам.
Лишнее
слово – Брут – один из сенаторов, убивший.
Викторина имен
Из предложенного списка имен, известных вам из истории
Древней Греции и Рима, выпишите в правую колонку имена тех,кто имеет отношение к гражданским войнам в Риме?
Апполон
Геродот
Демокрит
Геракл
Красс
Спартак
Цицерон
Одиссей
Помпей
Плутарх
Цезарь
Гракх
1. Тип 1 № 8268 Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. 2. Тип 2 № 1647 На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются) 1) семейное законодательство 2) урок 3) школьники 4) семейная пара 3. Тип 3 № 222 Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры? 1) получение объективных знаний о природе и обществе 2) вера в существование сверхъестественных сил 3) многообразие художественных стилей 4) формирование представлений о прекрасном 4. Тип 4 № 533 Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему. Б. В произведениях искусства используются художественные образы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 5. Тип 5 № 15370 Рассмотрите фотографию. Какой вид деятельности осуществляют граждане, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания. 6. Тип 6 № 8284 Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужно перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания. 7. Тип 7 № 949 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 1) прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 8. Тип 8 № 70 Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием 1) стоимости потребительских товаров 2) объёма личных сбережений граждан 3) установленного в стране прожиточного минимума 4) спроса и предложения трудовых услуг 2/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 9. Тип 9 № 10743 Верны ли следующие суждения о безработице? А. Умеренная безработица является характерной чертой рыночной экономики. Б. Застойная безработица – это длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Тип 10 № 631 Деление общества на группы называется 1) социальным статусом 2) социальной стратификацией 3) социализацией 4) социальным положением 11. Тип 11 № 44 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе. Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Тип 12 № 11023 В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны Z им предложили ответить на вопрос: «В какой поддержке со стороны государства нуждается семья в наибольшей степени?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания. 13. Тип 13 № 757 Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности 1) форма правления 2) государственное устройство 3) политическая система 4) политический режим 3/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 14. Тип 14 № 853 Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 15. Тип 15 № 580 Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИЗНАК А) точность и достоверность знаний Б) использование художественных образов В) воспитание эстетического вкуса Г) направленность на поиск объективной истины ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ 1) искусство 2) наука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г 16. Тип 16 № 1723 Что является примером административного правонарушения? 1) безбилетный проезд в общественном транспорте 2) кража шубы в меховом салоне 3) порча имущества другого гражданина 4) опоздание сотрудника к началу рабочего дня 17. Тип 17 № 1601 Во время летних каникул, старшеклассник Константин хотел устроиться на работу, чтобы материально помочь семье. Трудоустройство по общему основанию, согласно Трудовому кодексу РФ, возможно с возраста 1) 15 лет 2) 16 лет 3) 17 лет 4) 18 лет 18. Тип 18 № 888 Верны ли следующие суждения о семейном праве? А. Все имущество, нажитое во время брака, является общей собственностью супругов. Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 19. Тип 19 № 1257 Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ. 1) регулируют общественные отношения 2) выражены в официальной форме 3) исторически изменчивы 4) выражают представления о добре и зле Черты сходства Черты отличия 20. Тип 20 № 8332 Запишите слово, пропущенное в таблице. Области (сферы) духовной культуры ХАРАКТЕРИСТИКИ ... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания 5/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 21. Тип 21 № 770 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Социальный статус Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. (По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования) 22. Тип 22 № 8411 Как автор определяет социальный статус человека? Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе? 23. Тип 23 № 773 Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте. 24. Тип 24 № 775 В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли1. Тип 1 № 8268 Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. 2. Тип 2 № 1647 На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются) 1) семейное законодательство 2) урок 3) школьники 4) семейная пара 3. Тип 3 № 222 Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры? 1) получение объективных знаний о природе и обществе 2) вера в существование сверхъестественных сил 3) многообразие художественных стилей 4) формирование представлений о прекрасном 4. Тип 4 № 533 Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему. Б. В произведениях искусства используются художественные образы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 5. Тип 5 № 15370 Рассмотрите фотографию. Какой вид деятельности осуществляют граждане, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания. 6. Тип 6 № 8284 Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужно перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания. 7. Тип 7 № 949 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 1) прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 8. Тип 8 № 70 Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием 1) стоимости потребительских товаров 2) объёма личных сбережений граждан 3) установленного в стране прожиточного минимума 4) спроса и предложения трудовых услуг 2/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 9. Тип 9 № 10743 Верны ли следующие суждения о безработице? А. Умеренная безработица является характерной чертой рыночной экономики. Б. Застойная безработица – это длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Тип 10 № 631 Деление общества на группы называется 1) социальным статусом 2) социальной стратификацией 3) социализацией 4) социальным положением 11. Тип 11 № 44 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе. Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Тип 12 № 11023 В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны Z им предложили ответить на вопрос: «В какой поддержке со стороны государства нуждается семья в наибольшей степени?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания. 13. Тип 13 № 757 Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности 1) форма правления 2) государственное устройство 3) политическая система 4) политический режим 3/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 14. Тип 14 № 853 Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 15. Тип 15 № 580 Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИЗНАК А) точность и достоверность знаний Б) использование художественных образов В) воспитание эстетического вкуса Г) направленность на поиск объективной истины ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ 1) искусство 2) наука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г 16. Тип 16 № 1723 Что является примером административного правонарушения? 1) безбилетный проезд в общественном транспорте 2) кража шубы в меховом салоне 3) порча имущества другого гражданина 4) опоздание сотрудника к началу рабочего дня 17. Тип 17 № 1601 Во время летних каникул, старшеклассник Константин хотел устроиться на работу, чтобы материально помочь семье. Трудоустройство по общему основанию, согласно Трудовому кодексу РФ, возможно с возраста 1) 15 лет 2) 16 лет 3) 17 лет 4) 18 лет 18. Тип 18 № 888 Верны ли следующие суждения о семейном праве? А. Все имущество, нажитое во время брака, является общей собственностью супругов. Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 19. Тип 19 № 1257 Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ. 1) регулируют общественные отношения 2) выражены в официальной форме 3) исторически изменчивы 4) выражают представления о добре и зле Черты сходства Черты отличия 20. Тип 20 № 8332 Запишите слово, пропущенное в таблице. Области (сферы) духовной культуры ХАРАКТЕРИСТИКИ ... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания 5/6 Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание Вариант № 4331687 21. Тип 21 № 770 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Социальный статус Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. (По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования) 22. Тип 22 № 8411 Как автор определяет социальный статус человека? Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе? 23. Тип 23 № 773 Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте. 24. Тип 24 № 775 В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.