Педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
1. создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
2. стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
3. затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
4. активизировать деятельность детей;
5. делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
6. создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
7. обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами, обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои очень разные в коллективе способности и весь свой творческий потенциал в языке.
Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости, свободы. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении с сверстниками. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах в языке.
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью и следит за ходом игры.
Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:
1. мотивация;
2. прикладной характер игр;
3. субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
4. овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
По характеру игровой методики ( Селевко Д. К.) игры делятся на:
· Предметные;
· Сюжетные;
· Ролевые;
· Деловые;
· Имитационные;
· Игры-драматизации.
На моих уроках в начальной школе я стараюсь использовать различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации.
Скажу лишь, что, играя со своими учениками я стремлюсь к:
простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, и объяснять их надо на родном языке;
универсальности игры — чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.
К предпочитаемым игровым пособиям на печатной основе можно отнести:
1. Учебно-методический комплект Е.А. Барашковой «Грамматика английского языка. Игры на уроке к учебникам М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English.2 класс» и «Enjoy English.3 класс» (Обнинск: Титул), М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2008.;
2. Пособие Кулясовой Н.А. «Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
3. Наглядное пособие Т.Б. Клементьевой «Занимательные карточки: наборы карточек с картинками для развития навыков чтения», М.: Изд-во «АЙРИС-пресс», 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.