Семинар : «Игровые технологии на уроках химии» (Слайд 1)
(Слайд 2) Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача … обучения».
В современной жизни, особенно в
производственной деятельности человека, химия имеет важное значение. В то же
время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин
привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе.
Это повлекло за собой слабые знания
абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У обучающихся
всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру,
бухгалтеру, юристу, зоотехнику изучать химию? И, как результат, слабые знания
по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин,
связанных с химией.
Мы живем в то время, когда химия как
наука стала всесильной и проникла во все сферы жизни человека. Удивительный мир
находится вокруг нас, много интересного окружает человека, о многом он и не
догадывается. (Слайд 3) «Наука начинается с удивления», - сказал более
двух тысяч лет назад древнегреческий философ Аристотель. (Слайд 4) А
всем известный факт, что периодическая таблица химических элементов, Менделееву
приснилась во сне был опровергнут самим автором таблицы. Он всегда говорил: «Я
работал над ней, может лет двадцать, а вы считаете, что я сел … и она просто
появилась".
(Слайд 5) Случалось ли вам посмотреть на своих
студентов посреди урока и увидеть, как те витают в облаках? Вам может казаться,
что ваши занятия идеальны и интересны детям. Но тем не менее вы видите, как они
отвлекаются и порой не слушают вас. Каждому преподавателю важно найти способы
сделать свои занятия увлекательными. Только так обучающиеся смогут усваивать и
удерживать в памяти информацию, которую вы им преподаете.
(Слайд 6) Согласитесь, каждый учитель, преподаватель – актер. Однако даже самому хорошему актеру требуются месяцы репетиций и подготовки, чтобы довести свой этюд до совершенства. И все для того, чтобы зрители могли насладиться великолепной игрой. Преподавателю требуются огромные усилия, чтобы создать свой урок. Мало знать свой предмет прекрасно, дополнительно требуется упорство, актерский талант и бесконечная работа над собой. Урок – это своеобразная творческая сцена.
Химия — один из самых непростых, но интересных предметов. Вникнуть в его теорию и понять работу законов на практике — значит открыть для себя целый новый мир. Чтобы наши студенты смогли как можно скорее и без лишних трудностей познать основы этого предмета, можно предложить им необычные способы освоения учебного материала, например, поиграть.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность обучающегося, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
(Слайд 7) Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», то есть «учитель игр».
Обучающийся – это ребенок. И не важно сколько ему лет – 10 или 16. Люди играют и в детстве, и в зрелом возрасте, однако игры детей нельзя отожествлять с играми взрослых. Ребенок с момента своего рождения тесно взаимосвязан с игровой деятельностью. В процессе игровой деятельности он познает окружающую действительность, знакомится с миром взрослых, получает радость и удовлетворение. Поэтому нельзя отрицать того факта, что игра оказывает большое и существенное влияние на развитие личности ребенка в целом.
Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают именно игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей. Следует отметить, что в современном образовании игровая деятельность используется для освоения понятий, овладения темой и даже разделом учебного предмета на уроке с целью введения, объяснения учебного материала, осуществления контроля.
Игры на уроках должны выступать как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Игровые технологии помогают организовывать учебный процесс.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в образовательной деятельности обучающихся. Этот метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
· Соответствие игры учебно — воспитательным целям занятия;
· Доступность для обучающихся данного возраста;
· Умеренность в использовании игр на уроках.
Классификация игр: (Слайд 8)
Т.е. 5 классификаций.
Игровые формы и методы активного обучения приносят на занятиях удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках химии.
1. Урок объяснения нового материала
Тема: Предмет химии. Вещества
Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?
Возможные вопросы блиц-тура. 1. Какое молоко не пьют? (известковое). 1. Почему крапива жжется? (из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота). 2. Какой газ называют «веселящим» и почему? (оксид азота 1) 3. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (водород и гелий) 4. Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит? (оксид кальция) 5. Какое «золото» дешевле серебра? (сусальное золото – сульфид олова 4) 6. В какой капусте много йода? (в ламинарии – морской капусте) 7. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (происходит окисление соединений железа) 8. От соединений каких металлов зависит зеленая окраска растений и красная окраска крови? (магния и железа соответственно)
Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)
Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)
• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?
(Заморозить в лед.)
• В каком море нельзя утонуть? Почему?
(В Мертвом море, оно очень соленое.)
• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
(Они равны.)
• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?
(Из золота.)
• Что означает выражение “как с гуся вода”?
(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)
• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?
(Соединения железа.)
• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?
(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)
2. Развлекательные уроки
Тема : Вещества. Давайте поиграем…
Игра “Угадай - что?”
П е р в о е в е щ е с т в о
1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.
2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.
4) “Из воды родится, а воды боится”.
5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других. (соль) (Слайд 9)
В т о р о е в е щ е с т в о
1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.
2) Древние копты- это египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства. Они считаются прямыми потомками древних египтян. называли его “камнем неба”.
3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.
4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.
5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.
(Ответ. Железо.) (Слайд 10)
«Перевёртыши» (Слайд 11)
Сейчас для уважаемых студентов прозвучат фразы – пословицы или
поговорки, в которых слова перевёрнуты на химические названия. Ваша
задача – назвать истинные фразы. (Слайд 11)
1 Недонатрий хлористый - на столе, перенатрий хлористый – на
голове. (Недосол – на столе, пересол - на голове).
2 Прозрачен, как сплав оксида свинца и кремния с карбонатом
натрия. (Прозрачен как хрусталь).
3 Уходит как «аш-два-о» в оксид кремния. (Уходит как вода в песок).
4 Слово–аргентум,а молчание–аурум.
(Слово – серебро, а молчание – золото).
5 Много оксида водорода утекло с тех пор.
(Много воды утекло с тех пор).
6 Аллотропная модификация углерода чистой «аш-два-о».
(Алмаз чистой воды).
7 Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит).
8 Белый как карбонат кальция. (Белый как мел).
9 Феррумный характер.
(Железный характер).
10 За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился).
Игру можно использовать на этапе объявления темы урока.
У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его: Могу дать несколько подсказок.
- Путешествуя по России, Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже", - вспоминал поэт.
ОНО явилось причиной восстания сипаев в Индии (говяжьим жиром
была промаслена бумага патрона, которую необходимо было срывать зубами индийским
воинам, но по религиозным законам употреблять в пищу продукты священного животного
- коровы было под строгим запретом).
- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.
- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.
- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке.
- Это… Жиры
3. Интегрированные уроки с общеобразовательными предметами
Игра основана на принципе интеграции предметов: литература и химия.
Тема: « Химические свойства элементов» (Слайд 12)
Задание: проанализировав отрывок из художественного произведения, обоснуйте его с точки зрения химии. Отрывок из книги Артура Конана Дойля «Собака Баскервилей» «... Огромная пасть собаки все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я. – Да, и какойто особый препарат, – подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье». Людям свойственно ошибаться. Так, Конан Дойль ошибочно с точки зрения химии применил описание свойств фосфора в этом отрывке. На воздухе белый фосфор действительно светится в темноте. Но уже при слабом нагревании, для чего достаточно простого трения, фосфор воспламеняется и сгорает, выделяя большое количество теплоты. Значит, если бы он покрывал шерсть собаки, то она получила бы ожоги от его воспламенения.
4. Проблемные уроки
В Италии, близь Неаполя, имеется ”собачья пещера“, в которую из расщелин горных пород поступает углекислый газ (карбон (IV) оксид). Почему при входе в пещеру людей с собаками, собаки гибнут, а люди остаются невредимыми? Учащиеся самостоятельно изучают физические свойства углекислого газа и в ходе дискуссии и предположений приходят к правильному выводу. Причина в том, что карбон (IV) оксид тяжелее воздуха. Это утверждение подтверждают расчетом плотности его по воздуху. М (СО2) = 44 г/ моль М (воздуха) = 29 г/ моль, отсюда ׃ 29 г/моль = 1,517. D воздух (СО2) = 44 г/ моль Поэтому углекислый газ скапливается на дне пещеры. Собаки невысокого роста, в сравнении с человеком, поэтому от недостатка кислорода для дыхания они погибают.
5. Уроки- обобщения
Игра «Химическая азбука»
Игра служит повторением и обобщением основных
понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы,
номенклатура химических соединений, типы химических реакций, история химической
науки.
Правила игры:
Играющим выдаются заготовки или высвечиваются на
экране следующие слова: (Слайд 13)
1. Металл ___________________________________
2. Неметалл _________________________________
3. Химическое соединение _____________________
4. Химическая реакция ________________________
5. Ученый – химик ____________________________
6. Профессия _________________________________
7. Вид спорта _________________________________
Затем называется буква.
Задача игры состоит в том, чтобы как можно
быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая
задана по условию игры.
Буква «А» (Слайд 14)
1. Металл Алюминий
2. Неметалл Азот
3. Химическое соединение Аммиак
4. Химическая реакция Алкилирования
5. Ученый – химик Аррениус
6. Профессия Адвокат
7. Вид спорта Авторалли
Наверное все дети любят сказки.
Эту сказку можно использовать при изучении темы «Кислородные соединения углерода»
“– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?
– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?). Речь идет о сильном яде – оксиде углерода (II), угарном газе (CO). Уравнение химической реакции образования угарного газа: C + CO2 ↔ 2CO – 175кДж
Урок обобщения и повторения. Рассказ- сказка « Приключения серной кислоты»
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали ее серной кислотой. С виду она была не так уж и плоха: бесцветная жидкость, вязкая, как масло, без запаха. Серная кислота хотела быть знаменитой и поэтому решила отправиться в путешествие.
Она шла уже пять часов, а так как день был слишком жаркий, ей очень захотелось пить. И вдруг она увидела колодец!
«Вода !»,- воскликнула кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась воде Вода страшно зашипела. С криком испуганная кислота бросилась прочь. Конечно же, молодая кислота не знала, что при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.
«Если вода соприкасается с серной кислотой ,то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты». – Правила техники безопасности при работе с кислотами
Так как кислота не утолила жажду, то увидев раскидистое дерево, решила прилечь и отдохнуть в тени. Но и это у нее не получилось .Как только серная кислота дотронулась до дерева, оно стало обугливаться, не зная причину этого. Испуганная кислота убежала прочь.
Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на ее пути магазин. Им оказался ювелирный. Подойдя к витринам, кислота увидела множество прекрасных колец. Серная кислота решила померить одно колечко. Попросив у продавца золотое кольцо, она надела его на свой длинный, красивый палец. Кислоте очень понравилось кольцо и она решила его купить. Вот чем она могла похвастаться перед своими друзьями!
Выйдя из города, кислота отправилась домой. В пути ее не оставляла мысль, почему же вода и дерево вели себя так странно при соприкосновении с ней а с этой золотой вещицей ничего не произошло? « Да потому, что золото в серной кислоте не окисляется.» Это были последние слова, записанные кислотой в своем дневнике.
Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.
Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках химии: (Слайд 13)
Достоинства |
Недостатки |
1. Повышение интереса |
1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной |
2. Активизация учащихся |
2. Объяснения правил и демонстрация игры может занимать много времени |
3. Прочное усвоение материала |
3. Не для любого урока |
4. Объединение коллектива |
4. Требуют много подготовки |
5. Развитие мышления |
5. Сложности в оценке обучающихся |
6. Снятие напряжения, смена деятельности |
6. Не позволяет формировать систему знаний |
7. Соревновательность, доступность |
7. Работа одних и тех же обучающихся |
8. Развитие творческих способностей |
8. Возможны нарушения механизма игры, т.е. нарушение строго порядка выполнения игровых действий |
9. Формирование ответственности |
|
10. Хороший способ закрепления |
|
11. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения |
|
12. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями |
|
Если студенты будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.
И в заключении мне бы хотелось сказать:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашей группе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны! (Слайд )
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.