Управление образования администрации
Советского муниципального района Саратовской области
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы с. Золотая Степь
Советского района Саратовской области в с. Александровка Советского района Саратовской области
413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.15,
Тел.: 8 (845-66) 5-12-14, E-mail – alex-sosh@yandex.ru
Творческий проект:
«Игровые технологии во внеурочной деятельности»
Автор:
Акбалинова Д.Д.,
учитель русского языка и литературы
2023-2024 уч.г.
Ведущий 1
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Ведущий 2 (одетая в русский сарафан)
Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детьми в наше время, как сделать костюмы и реквизит - обо всем этом узнаете из творческого проекта «Коляда, коляда, отворяй ворота».
Я представляю наш творческий проект «Игровые технологии во внеурочной деятельности» на примере фрагмента «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Автор проекта: Акбалинова Д.Д., учитель русского языка и литературы
Участники проекта: обучающиеся 5-6 классов.
Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь - январь)
Вид проекта: коллективный, творческий.
Актуальность проекта:
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Это относится к прошлому нашего народа: Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Начальный и средний школьный возраст – это очень важный период в воспитании ребенка. В это время развиваются те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его музыке, песнях, играх, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Содержание проекта соответствует ФГОС, расширяет кругозор детей.
Цель: познакомить детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере рождественских колядок.
Задачи:
обучающие:
- приобщить школьников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;
- сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;
развивающие:
-развивать устную связную речь, умение эмоционально, образно ее окрашивать (разучивание колядок и стихов);
-развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;
-формировать коммуникативную компетентность школьников;
-развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.
воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине;
-приобщать детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями, песнопениями и устным народным творчеством.
Проблема:
-Как люди готовились к Рождеству?
-Как в старину колядовали наши предки?
Результат проекта: Проведение праздничного представления «Рождественские колядки». Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Научились изготавливать куклу - рождественского ангела.
Этапы проекта:
1.Этап подготовительный:
-подбор материала для презентации и её создание;
-подбор песенного материала;
-подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме.
2. Этап практический (основной)
- прослушивание и разучивание рождественских колядок;
- изготовление подарков, поделок, масок.
3. Этап заключительный:
- проведение праздничного представления «Рождественские колядки»
-изготовление фотоальбома «Приходила, Коляда»
Фрагмент праздничного представления мы сейчас вам представим.
(музыкальное сопровождение)
Вика: К нам пришло Рождество,
Знать всем будет весело
Всем добро и счастье
Никакой напасти.
Арсений Нас мороз не напугает,
Не напугают холода.
Нас колядка согревает
Пляски будут до утра!
Ростислав Колядки, колядки,
Собрались, ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Асель Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с Вами для беседушки,
Собрались мы с Вами для забавушки.
Артем Как когда – то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
Приходили на весёлые святки,
На песни всем миром да загадки.
Ростислав Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
Асель От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки.
Вика Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у вас.
Ростислав.
Овсень, овсень
Ходил по всем
По заулочкам
По проулочкам
Кишку, ножку
Сунь кочережкой
В верхнее окошко.
Художественное оформление.
Звучит Вальс снежных хлопьев из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского.
Сидят Дед и Баба. Баба штопает носок. Дед мастерит.
Вика: Хорошо зимой. Праздников много, да каких веселых: с забавами, песнями, плясками. Да уж больно зимние вечера долгие, длинные….. Кажется, конца и края им нет.
Арсений: Да! А времечко – то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот погляди уж и Святки.
Вика: Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости – то по эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь, а?
Арсений: Да! Помню. Была – потеха!
Вика: Помнишь, перво - наперво собирались где – нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили, песни пели, танцы сочиняли.
Арсений: Потом брали мешки побольше звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями…..
Ростислав: Ярче звездочки светите,
Укажите нам пути,
Разрешите, разрешите,
Разрешите нам войти.
Мы пришли к Вам с хороводом
Прямо к свежим пирогам.
Артем Дома ли хозяева?
Вика: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите. Красному гостю – красное место.
Ростислав:
Овсень идет, овсень идет
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!
Овсень идет, овсень идет
И житье и бытье
И богатство несет.
(сыпят овес на пол).
Асель
Уродилась Коляда
Накануне Рождества
Везде поспевай
С Новым Годом поздравляй
Артем
Наделил бы Вас господь
И житьем, и богатством, и бытьем.
А детишкам – шалунишкам
Не болеть, а петь, плясать.
Да и ум не потерять
Асель Сеем, сеем, посыпаем,
Сеем, сеем, посыпаем.
Сеем просом и овсом
Чтоб порядок был во всем
Ростислав Когда поздравляем
То и на путь истинный наставляем
Сеем, сеем, посеваем,
С Новым Годом поздравляем.
Чтоб здоровы, были
Много лет прожили.
Участники пляшут, играют на ложках.
Вика исполняет песню «Я на горку шла».
Я на горку шла
Тяжело несла
Уморилась – 3 раза
Я домой пришла
Молока принесла
Уморилась – 3 раза
Я блинов напекла
И наелась досыта
Уморилась – 3 раза
(Все участники кланяются и дарят макеты ангелочков)
Ведущий 2
С пожеланием всего доброго мы дарим вам рождественских ангелочков.
Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тотчас произойдет, все тотчас сбывается. Я предлагаю каждому создать своего ангела-хранителя. Пусть он помогает вам во всем.
( Мастер-класс, изготовление ангелочка по готовым макетам )
У вас в руках макеты ангелочка, сейчас мы его создадим. Пусть эти ангелочки продолжат наше волшебство.
Я думаю, опыт нашей работы будет полезен вам. В результате реализации данного проекта, игровых технологий у детей возрастет познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.