Игровые упражнения
для постановки, автоматизации и дифференциации звуков,
Данные
игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.
Улитка
Упражнение
направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р].
Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке
нарисован воздушный шар, [з] - комар, [ш] - змея, [ж] - жук, [р] - тигр.
На игровое поле выкладывается определенный символ. Логопед дает образец
выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки,
произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
Полянка
Упражнение
направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое
поле с изображением цветов.
Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука
[ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [ц] и [ч].
Лабиринт
Упражнение
направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле,
представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж.
Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора - [р-р].
Самолет
Упражнение
направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с
изображениями облаков и самолета.
Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук - [л-л].
Ступеньки
Упражнение
направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и
четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть
нарисованы четыре ступеньки различных цветов.
Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося
слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со
слогом са-са-са, слон - со-со-со, заяц - су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается,
какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения
слогов или слов.
Узоры
Упражнение
направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле,
разделенное пополам по горизонтали: верх - владения жука, низ - комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть - к комару. Фишка (палец) по
ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно,
собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени
снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание
выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и
способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.