Игровые педагогические технологии

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Иконка файла материала игровые технологии.pptx
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Игровые педагогические технологии» Составила: Гаврилова Е.П.
«Человеческая культура возникла  и развертывается в игре, как  игра».                                         Й.Хёйзинга
«игровые Понятие педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. ей
Концептуальные основы игровых технологий      Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп ределении, саморегуляции, самореализации.   Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имма нентного личности (Д.Н.Узнадзе). Игра -   пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усво ения социальных установок (Л.С.Выготский). Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереа лизуемых интересов" (А.Н.Леонтьев). Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержа нием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каж дой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;  познавательная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве ее средства;  в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Целью игровых технологий является решение ряда задач: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму никативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз витие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Преимуществами игровых технологий являются: активизация и интенсификация процесса обучения; воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих  реальные условия профессиональной деятельности; гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных); моделирование практически любого вида деятельности.
Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими в ведущими видами деятельности:  младший школьный возраст - учебная деятельность; средний - общественно полезная; старший школьный возраст - учебно-профессио нальная деятельность Не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
В учебном процессе применяются различные модификации игр. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность ка кой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально- психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Схема-методика проведения игры. 1. Определение цели игры. 2.Составление плана игры: - выбор сюжета игры (разработка ролевого пакета); - разработка сценария, продумывание ролей и средств игровой организации. 3. Знакомство с правилами и требованиями игры, создание у них мотивационной базы. 4. Организация игрового цикла: -Подготовка к игре - Проведение игры
Преимуществами игровых технологий являются: активизация и интенсификация процесса обучения; воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности; гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных); моделирование практически любого вида деятельности.
Спасибо за внимание