Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Оценка 4.6

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Оценка 4.6
Документация +4
pptx
воспитательная работа +2
Взрослым
25.03.2018
Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Личностно - ориентированное воспитание, как средство развития группы и саморазвития личности воспитанников. Теоретические аспекты. Рекомендации, памятка- деятельность педагога на занятии с личностно-ориентированной направленностью. Задания на создание возможностей самопознания, на создание возможностей для самоопределения, на «включение» самореализации, задания, ориентированные на совместное развитие воспитанников.Презентация
ЛОВ - копия.pptx

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Творческий отчет  воспитателя Гавриловой Елены Павловны  по теме самообразования  «Личностно – ориентированное воспитание, как средство развития группы и саморазвития личности воспитанников»

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Моя методическая тема  по плану самообразования  звучит  так: «Личностно – ориентированное воспитание,  как средство развития группы и саморазвития личности воспитанников ». Работа над темой начата в 2013  году, год окончания – 2017.    Целью изучения темы по самообразованию было: обобщить опыт работы над проблемой личностно  ориентированного подхода в воспитании.   Для решения поставленной цели я определила следующие задачи: ­Сформировать представления о значимости личностно­ориентированного подхода в воспитательном  процессе. ­Обеспечить реализацию личностно­ориентированного воспитания в группе как одно из условий повышения  качества воспитания. ­Создать благодаря изученному материалу условия, необходимые для осуществления личностно­ ориентированного подхода.   Ожидаемые результаты:   1.Обобщение опыта работы по внедрению в воспитательную работу концепции воспитательной системы  группы через: ­Творческий отчет ­Составление методического пособия по применению личностно­ориентированного подхода в  воспитательной системе группы. 2.Внедрение опыта работы в практику работы других педагогов.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Актуальность. Изучив теоретические основы личностно ориентированного подхода, для  себя сделала вывод, что главным элементом личностно ориентированного  воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс  предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом  которых становится личностный рост ребенка. В воспитании, основанном на личностном подходе, создаются условия  путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления  личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии, реальной  ответственности и др. Личностный подход предполагает развитие личностных структур  индивидуального сознания, выполняющих роль внутренних механизмов  саморегуляции личностью своей деятельности, общения, поведения. При применении личностно ориентированного подхода это делается с целью  развития индивидуальности ребенка.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Результативность применения личностно – ориентированного подхода зависит от результатов  диагностики. Я применяла следующие методики:   1. Основы социализации и межличностного общения .                                                     Начало года                                                                                  Конец года                 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 3.6 3.5 3.4 3.3 3.3 3.3 3 3 3 4.4 4.1 4 4.1 4.2 4.1 4 4.2 4.1 4 4 4.2 4 4 3.9 4.1 4 3.9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 2014-2015 2015-2016 2016-2017 3.8 3.8 4 3.9 3.7 4 3.7 3.6 3.7 3.7 3.7 3.5 3.8 3.7 3.6 3.8 3.4 3.3 4.7 4.4 4.4 4.4 4.5 4.4 4.2 4.1 4.2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2014-2015 2015-2016 2016-2017

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
2. Навыки коммуникативного общения                          Начало года                                                Конец года         6 5 4 3 2 1 0 3.9 3.6 3.5 3.3 4.3 3.8 3.6 3 4.4 4 3.9 3.4 4.8 4.8 4.5 4.4 4.2 3.8 1 2 3 4 5 6 2014-2015 2015-2016 2016-2017 6 5 4 3 2 1 0 4.2 4.1 3.9 3.6 4.6 4.6 4.2 4.1 4.1 3.7 3.8 3.1 4.9 4.9 4.6 4.4 4.3 3.9 1 2 3 4 5 6 2014-2015 2015-2016 2016-2017

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
3. Оценка мотивационно ­ потребностных установок личности                 Начало года                                                     Конец года 6 5 4 3 2 1 0 4.8 4.8 3.9 3.7 3.9 3.8 4.2 3.5 4 3 4.3 4.2 4.9 4.7 4.5 4.5 4.4 3.7 1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2 1 0 2014-2015 2015-2016 2016-2017 4.9 4.1 3.9 3.4 4.1 4 4.3 4.2 3.7 4.9 4.6 4.4 4.9 4.7 4.9 4.6 4.5 3.9 1 2 3 4 5 6 2014-2015 2015-2016 2016-2017

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
4.Уровень сформированности практических умений у воспитанников                   Начало года                                                Конец года 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 4.3 4 4 4.3 4.3 3 4.5 4.3 4.5 4.3 4.5 4.7 4.7 4.7 4.5 4.6 3.5 3.9 2014-2015 2015-2016 2016-2017 1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2 1 0 4.4 4.2 4.4 4.2 4.4 3.3 4.6 4.6 4.6 4.4 4.6 3.8 4.9 4.8 4.8 4.6 4.8 4.3 1 2 3 4 5 6 2014-2015 2015-2016 2016-2017

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
В ходе изучения данной темы по самообразованию, мною наработан материал для  создания методического пособия, в частности, что технологический арсенал личностно  ориентированного подхода, по мнению Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы,  соответствующие таким требованиям, как: ­диалогичность; ­деятельностно­творческий характер; ­направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; ­предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия  самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов воспитания и  поведения. Формы и методы личностно ориентированного воспитания многообразны и они зависят от  особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста  субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Можно обозначить лишь  некоторые компоненты технологии личностно ориентированного воспитания: ­изучение узловых событий жизни ребенка; ­педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; ­эмпатическое принятие ребенка ­ таким, какой он есть; ­совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития; ­адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; ­вовлечение его в педагогические и жизненные события; ­раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Таким образом, подводя итог сказанному, отмечу, личностно ­ ориентированный  подход в воспитании представляет собой  систему взаимосвязанных понятий,  идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания,  саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его  неповторимой индивидуальности.  Мною было выделено несколько позиций  (по И. Якиманской и О. Якуниной),  которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного  занятия:

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
1.Опора на субъектный опыт.  «Основной замысел личностно  ­ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального о пыта воспитанников, согласовать его с задаваемым,  переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться ли чностного усвоения этого содержания».  2. Знание психофизических особенностей. «Подбор дидактического материала к личностно­ ориентированному занятию требует от педагога знания не только его объективной сложно сти, но и знания индивидуальных предпочтений каждого  воспитанника в работе с этим материалом.  3. В роли равноправных партнеров.    Для этого педагогу следует относить к фронтальным методам работы на занятии лишь ин формационные (установочные, содержательно­ инструктивные), а к индивидуальным ­ все формы самостоятельной,  групповой (парной) работы.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Различия между   традиционным и личностно­ориентированным занятием представлены в таблице.   Традиционной занятие Личностно­ ориентированное занятие 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений  и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым  ребенком своего собственного личностного опыта 2. Определяет  задания, форму работы де­тей и  демонстрирует им образец правильного вы­полнения  заданий 2. Предлагает детям на выбор различные   задания и  формы работы, поощряет ребят к самостоятельному  поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном  материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­ совать с ними подбор и организацию  материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или  наиболее подготовленными детьми 4.Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою  деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и  исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты  их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в группе и следит за их  соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ ведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми:  поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними  конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их  разрешения

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Подводя итог, хочу отметить, что личностно­ориентированный тип  образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение  идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно  новой образовательной системы. Овладевая теорией и методико­технологической основой личностно­ ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог,  обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий  вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен  использовать свой потенциал для собственного личностного и  профессионального роста.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Памятка Деятельность педагога на занятии с личностно­ориентированной  направленностью 1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех воспитанников в  ходе занятия. 2.Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации   деятельности в ходе  занятия. 3.Применение знаний, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму  материала (словесную, графическую, условно­символическую). 4.Использование проблемных творческих заданий. 5.Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию  различных способов выполнения заданий. 6.Оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребенка, но  и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. 7.Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем  овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось  выполнить еще раз, а что сделать по­другому.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Задание на создание возможностей самопознания (позиции педагога в обращении к воспитанникам  в этом случае  может быть выражена фразой «Узнай себя!»): ­содержательное самооценивание, анализ и самооценка воспитанниками содержания проверенной работы (например, по  заданному педагогом плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что  не получилось, где ошибки); ­анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления  задач, образности, личностности плана сочинения, последовательности действий  и пр.); ­оценка воспитанником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я  ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать  и оценивать результаты»); ­анализ и оценка характера своего участия в   работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими  участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.); ­включение в занятие диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей:  внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование  ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения  дальнейшего учебного задания);

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к  ребенку – «Выбирай себя!»): ­выбор заданий качественной различной направленности (креативности,  теоретичности­практичности, аналитической синтезирующей направленности  и т. п); ­задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности,  характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с  кем делать учебные задания); ­выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет,  досрочный, в намеченный сроки, с опозданием); ­выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы,  распределенный режим – «работа порциями» и пр.); ­задание на самоопределение, когда от ребенка требуется выбор  нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической  позиции в рамках представленного учебного материала; ­задание на определение самим воспитанником  зоны своего ближайшего  развития.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»): ­требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические,  физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный  уровень и т.п.); ­требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по  образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.); ­задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих  место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор); ­задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста,  исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и т.д.); ­проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной  деятельности, в частности, в социально­полезной. Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и  содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за  факт, включенность, проявление своих творческих задатков.

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования

Личностно - ориентированное воспитание. Творческий отчет по теме самообразования
Задания, ориентированные на совместное развитие воспитанников  («Твори совместно!»): ­совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы:  «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; «обычные» творческие совместные задания без какого­либо распределения педагогом  (!) ролей в группе и  без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах,  лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.): ­творческие совместные задания со специальным распределением учебно­организационных ролей, функций,  позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт­контролер и пр. – (такое  распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается  ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений); ­творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр,  театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых  ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и  индивидуальных); ­задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты  по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на  иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением); ­совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание  личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной  работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым  участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности,  самостоятельности и т.п.); ­стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается педагогом, подчеркивающим  и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы:  подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018