Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы
Оценка 5

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Оценка 5
Документация
docx
библиотека
3 кл—4 кл
20.10.2018
Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы
Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.
конспект.docx
Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы        Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных  качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления  образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого­ педагогических и организационно­педагогических условий, необходимых для  полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.          Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от  природы, а что приобретается под воздействием среды.          Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач  обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных  процессов нельзя.            Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным развитием. В  данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание  ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной  деятельности.             Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для  выполнения не какой­то одной, а многих видов деятельности.           Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие,  воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из  важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.          Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате  многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в  деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и  усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога –  развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную   деятельность.  Но  не всякая деятельность развивает способности, а только  эмоционально приятная. Игра в развитии познавательной деятельности.       Игровые  технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет  сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо­ поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка.  Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально  окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению  или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все  психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры  является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о.  усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит  разнообразие и интерес в учебный процесс.          Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его  поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.            Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою  самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким  эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются  наиболее мощным стимулом его активности в познании. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе  обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют  думать, предоставляют  возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из  средств развития интеллектуальных способностей.         Цели применения дидактических игр следующие: ­интеллектуальное развитие младших школьников; ­создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как  личности, развитие его творческих способностей; ­индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств  обучения; ­эмоционально­психологическое развитие младших школьников, которому  способствует участие в дидактических играх. ­углубление уже усвоенных ранее знаний; ­увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает  ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.   Дидактические игры  (развивающие, познавательные) способствуют развитию у  детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к  анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию  конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности,  обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои  действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.        Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников      Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они  способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою  собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в  ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения  учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как  устную, так и письменную. 2 Литература   1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей».  М.,  Издательство «Ось­89», 2007. 2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998. 3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М.,  Просвещение, 2003. 4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”,  М.,Просвещение, 1994. 5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва  – Воронеж, 1999. 6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000. 7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль,  Академия развития, 1996 8. В.Д.Шадрикова  «Познавательный процессы и способности в обучении», М.,  «Просвещение», 1990. 9.Л.Б.Ермолаева ­Томина и ее рабочая программа развивающего  обучения  (М.1994 г.)  10. Статьи из журналов «Начальная школа»: ­ № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в  условиях уровневой дифференциации» ­ № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших  школьников.» ­ № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе  формирования геометрических понятий и представлений» ­ № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий,  направленных на развитие интеллекта школьников» ­ № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников» ­ № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших  школьников в ходе игры» ­ № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов»  (из опыта работы) 3 Приложение 1 Практические задания . 1.Развитие  дифференцированности  восприятия:   Задание № 1 ­ Скопируйте с образца. Напечатайте   рисунком те буквы, которые в нем нашли. Цель: проверка точности восприятия. Оценка результатов:  а) по количеству ошибок при копировании; б) по количеству  верно записанных букв. Задание № 2 . ­ На доске написаны печатные буквы: Б Ю В П О Я. ­ Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами.  (Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю). Цель: проверка дифференцированности  зрительного  восприятия. Оценка результатов: по  количеству верно составленных пар. Задание № 3 ­ Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове. Слова:  рот, рама, говорит. Цель: проверка дифференцированности  слухового  восприятия. Оценка результатов: по общему   количеству звуков, услышанных во всех словах.     Для развития аналитичности восприятия и закрепления навыков письма  рекомендуется на каждом уроке обучения грамоте поочередно выполнять с  учащимися указанные ниже  четыре задания: первые два  направлены развитие  слухового восприятия , третье и четвертое – на развитие зрительного восприятия. Цели: 1).Развивать аналитичность  восприятия :тренировать учащихся в поиске общего и  различного. 2).Закреплять навыки письма. Задание 1. ­Прослушайте слова .Найдите в них общий  звук и обозначьте его буквой. Задание 2. ­ Прослушайте слова . Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова  различаются.        Что значит анализ предмета в системе? Цель: 1).Сообщить результаты диагностики. 2).Развивать умение у детей видеть предмет со всех сторон, анализировать в системе    ( развитие конкретного восприятия) 1) Обсуждение результатов диагностики. Я даю рекомендации по устранению  недостатков восприятия . 2) Сообщение темы и цели  урока. 3) Сначала учащиеся по очереди высказываются.  4) Самостоятельная  работа  детей по составлению плана.План:  ­Форма, размер , вес.­Составные части.­Качество, цвет.­Для чего служит. 4 ­Какие имеет недостатки и т. д. 5).   Тренировка по выработке умения анализировать в системе. Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте из  букв слова государство  другие слова и запишите их.  Ответ:  город год оса овраг сода удав сорт рога роса сосуд торг туда уста досуг дорога рос враг вода удар дар дрова род трос ус свод суд ворота ворот рота рот     Это  соревнование целесообразно провести дважды. Сначала учащиеся  выполняют  задание  без использования системы, подсчитывают количество  записанных слов. Затем  предлагаю детям продолжить поиск слов, но уже в  системе     ( Например: составлять слова на каждую из букв, входящих в слово  государство, по порядку­ сначала на Г, потом на О и т.д.) .По окончании игры  подводится итог, который прибавляется к первому. Дети убеждаются в  преимуществе употреблении системы.    На  уроках провожу  диагностику прогнастичности восприятия. Для этого   ставлю цели:  ­ развивать умение учащихся восстанавливать отсутствующую часть слова, фразы, текста; ­развитие речи, заучивание словарных слов (развитие прогностичности  восприятия).   Задание 1. ­Какие четыре разные буквы можно напечатать, если начинать написание всегда  одинаково – с большой палочки. Добавлять разрешается по одному элементу – Р,Г,Ь,Т).     Задание 2. ­Угадайте начало ,конец или середину слов: По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно), со.. ка(собака), …та  (карта, парта, кофта, лента, муфта).     Задание 3. ­Предскажите конец фразы: Миша вышел на улицу и вдруг увидел…….(ту самую машину, своего обидчика,  маленькую собачку).     Задание 4. ­ Закончите текст. Допишите одно­ два предложения. 5 Наш кот Тимка – большой проказник. Раз он увидел на дереве дрозда. Мигом  Тимка залез на дерево. Но дрозд заметил злодея……( Он клюнул кота в лоб.  Тимка  убежал.) 6 Приложение 2 Коррекционно – развивающие задания Задание  1.  Прочитай . Спиши название видов транспорта в алфавитном порядке.     Троллейбус, машина, автобус, самолет, поезд, катер, метро, вертолет, паром. Задание 2. Напиши слова в два столбика: в левый  ­ название птиц, в правый – насекомых.      Бабочка, муха, стриж, щегол, пчела, грач, жук, шмель, кукушка, чиж. Дальнейшая  работа проводится над заданиями , в которых учебный материал  предоставлен в форме предложений. Задание 3. Прочитай. Напиши по памяти.            Колос дорог, хоть и мал.      Подбери , чтоб не пропал.  Задание 4. Прочитай скороговорки. Спиши их.      Уж и ужи уже в луже. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.     При выполнении заданий дети выделяют их составные части, также учатся  отличать форму предъявления учебного материала. Первое задание выполняется  вместе с детьми, второе – самостоятельно. В ходе коррекционно – развивающего обучения  рассматриваются задания, в  которых учебный материал представлен в форме связного текста.  Задание 1. Прочитай. Спиши.                            Как машины людям помогают   На машинах перевозят людей  и грузы. Машины трудятся на полях на полях и  стройках. Машины помогают считать.    После проведенной работы над выше указанными заданиями учащиеся  подводятся к выводу о том ,что учебный материал  может выражаться в форме  отдельных слов, предложений, связного текста.      Задание 1. • • Допиши предложения о том, кто как передвигается. •     Птица…….Змея……Лошадь……Лягушка……Рыба…. • Слова для справок: прыгает, летает, плавает, бегает ползает.  Задание 1. Допиши предложения о том, кто как передвигается.     Птица…….Змея……Лошадь……Лягушка……Рыба…. Слова для справок: прыгает, летает, плавает, бегает ползает.       Задание 2 Измени слова по образцу. 7 Образец: музей – музеи. Герои ­…., сараи ­….,    муравьи ­ …..,воробьи ­ ….. Спиши по образцу, вставляя названия животных. Громко лает собака дружок. На крыше  мяукает …Барсик. В сарае мычит   …  Красавка. Весело ржёт  …  Воронок. 8 Приложение 3 Игры.  I. «Выбери три слова»  ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)      Цель:  Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над  орфографией.  Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.  На 9 карточках записаны девять слов:  1: рыбка,  вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб 2:  подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут  по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую  одинаковую орфограмму.            а) рыбка       вьюга        чулок        дубки        варенье    чучело           б) подъезд     склад     ворона               съемка   град        ворота          воробей  хле­цы  ли­ки             кле­ка          кали­    ду­ки             остро­ки       ло­ки чум                           подъем      клад  пло­цы  обло­ки  тра­ка         морко­ка  кни­ки  пиро­ки     марты­ка                 реди­ка                 гриб   ручьи  II . Игра « Почтальон»       Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить  словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.  Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4­5 чел.) приглашения.   Дети  определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая,  зоопарк. гря­ки  доро­ки  ка бере­ки  фла­ки  тетра­ка  сли­ки  Задания:  Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.  Составить предложения, используя данные слова.  III . Игра « Шифровальщики»        Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического  восприятия,процессов анализа и синтеза, понимание смысло­различительной  функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие  логического мышления.  Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой ­  отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут  попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.  жыил           ански           кьоинк  лыжи  коньки  Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы  лишнее слово.  Например:  Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)  Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)  Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)  санки  9 IV. Игра « Клички»     Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление  фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.  Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:  ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА  Составить предложения.  ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА  Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек  (суффикс, окончание).  Игровые приемы.  1. Найди «лишнее слово»  Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,  закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК        РОМАШКА   РОЗА  ЛУК  КОШКА  СОБАКА  ВОРОБЕЙ  КОРОВА  БЕРЕЗА  ДУБ            МАЛИНА  ОСИНА  КОРОВА  ЛИСА  Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих  словах?  2. Детям очень нравятся такие задания, как:  Заменить словосочетания одним словом:  ­ промежуток времени в 60 минут,  ­ военнослужащий, стоящий на посту,  ­ ребенок, любящий сладкое,  ­ очень смешной фильм.  Распредели слова на две группы.  Найди родственные слова. Выдели корень.  Закончи предложения:  У Риты и Жени есть ………….  Однажды дети пошли ………….  Вдруг из кустов……………..  Потом ребята долго вспоминали как……..  Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.  Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать  также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркости многое другое МЕДВЕДЬ  ВОЛК  10

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы

Игровые технологии на уроках русского языка начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018