В материале предлагаются игровые упражнения для орфографических минутках на уроках русского языка в начальной школе в 1-2 классах. Используя предлагаемые игровые моменты, учащиеся отрабатывают навык правописания сочетаний "ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ" в игровой форме, что позволяет отработать навык правописания данной орфограммы. В игровых упражнениях участвуют все учащиеся класса.
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.docx
Правописание сочетаний ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ
1. Волшебные колодцы
На таблице или на доске нарисованы рамки – «колодцы». На них написаны слова с
сочетаниями ЖИШИ, в которых пропущена гласная И.
Учитель говорит:
Вот два волшебных колодца.
Вода из них не всем даётся.
Лишь сможет тот воды достать
Кто знает, как ЖИШИ писать.
Желающие «достать воды» выходят по вызову к доске, говорит правило
правописания сочетаний ЖИШИ, после чего берут нужное «ведро» и опуская его сверху в
колодец, читают слова.
нка
нка
нка
стый
ить
нка
Ы И
Рыж
Чиж
Заш
Реш
Леж
Туш
к
к
ть
ли
т
ть
Снеж
Пуш
Пруж
Душ
Друж
Кув
2. «Наборщики» (сочетания ЧАЩА)
Учащиеся записывают в строчку слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и два
столбика по 5 слогов ЧА и ЩА.
Задача: подставляя справа и слева к сочетаниям ЧА и ЩА слоги из набора,
составить 10 слов с сочетаниями ЧА и ЩА. Победителями считаются первые три ученика,
которые правильно выполнили задание.
3. «Поймай слово» (сочетания ЧУЩУ)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. Класс делится на 2 команды.
Первая записывает слова с сочетаниями ЧУ, вторая – с сочетаниями ЩУ. Побеждает
команда, допустившая меньше ошибок.
Слова для диктанта: щука, чугун, щуплый, тащу, чудак, щурится, чуткий, ищу,
схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан,
чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу,
чурбан, щучка, чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу.
4. «Ловкий вратарь»
Игра проводится в форме выборочного диктанта. Класс делится на 3 команды.
Первая команда записывает слова с сочетаниями ЖИШИ; вторая команда – с сочетаниями ЧАЩА; третья команда – с сочетаниями ЧУЩУ. Ученики, допустившие наименьшее
число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.
Слова для игры: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка,
пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, плачут,
выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.
5. «Пиши – не спиши»
Учитель диктует слова: крыша, лужа, шалаш, марш, карандаш, нож, ландыш,
малыш, груша, ухо, чиж, кожа, этаж.
Дети изменяют слова так, чтобы они заканчивались слогами ЖИШИ и записывают
полученные слова. Записанные слова прочитываются, выясняется кто и какую ошибку
допустил. Побеждает ряд, допустивший наименьшее количество ошибок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.