Игры для автоматизации,
коррекции неправильного физиологического дыхания.
1. Встать, ноги вместе, руки опущены.
2. Встать, ноги вместе, левую руку положить на область диафрагмы, правую чуть отвести в сторону.
Это помогает сконцентрировать внимание ребенка на работе мышц дыхательного аппарата. В дальнейшем дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо-влево, наклонами и поворотами головы.
В качестве примера остановимся на следующем упражнении.
Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхая воздух через рот, произнести звук «а» без голоса. Выдох контролируется рукой. Левая рука при этом находится на животе (выдох — живот втягиваем). Правую руку можно в это время поднести ко рту и на тыльной стороне ладони почувствовать теплую воздушную струю.
Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:
· вдох и выдох через нос;
· вдох через нос, выдох через рот;
· вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;
· вдох через рот, выдох через нос;
· вдох и выдох через рот.
Как только первоначальные упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания освоены, следует перейти к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, а правая рука — выполнять плавное простое движение. Позднее дыхательные движения могут сопровождать более сложные двигательные серии. Например, руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней (выдох) при одновременном произнесении звука [ш] с вытянутыми вперед губами.
Также можно использовать упражнения с музыкальным сопровождением. Например, упражнение «Косари» сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе междометий ух, эх, ах и т.д. Это дыхательное упражнение можно выполнять под мелодию марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную — выдох и «взмах косой»
Постепенно в систему занятий по ритмике можно включать более сложный речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, слогосочетания, слова и т.д.). Движения слитные, плавные, переходящие одно в другое, выполняются во время произнесения гласного звука.
Вдох
Выдох: па
Для тренировки удлиненного вдоха применяется прием наращивания слогов.
Вдох Выдох: па
папа упражнение с одним гласным «а»
папапа
папапапа
Как вариант, упражнение выполняется с произнесением гласных «о», «у», «и», «э». Этот вид работы можно усложнить, если каждый ряд слогов повторить на одном выдохе дважды, трижды.
Вдох
Выдох: папапопопупупипипэпэ и т.д.
После обучения навыкам релаксации описанные приемы работы продолжают использоваться по мере необходимости на каждом этапе нейропсихологической коррекции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.