Игры для развития фонематического слуха

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие фонематического слуха.docx

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

 

 

 

Раиса

 

 

Игры
для развития
фонематического слуха


 

 

Игры для детей до 1 года

 

 

«Где звучит?»

 

Взрослый с погремушкой колокольчиком или пищащей иг-
рушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик?
Динь-дон. Вот он где звенит. А где сейчас? Ну-ка, посмотри.
Вот он где».

 

«Гуление»

 

Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже
умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам,
повторяя звуки и слоги.

 

 

«Покажи (скажи), кто это?»

 

Покажите в семейном альбоме с фотографиями: «это мама,
это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Покажи де-
душку».

Аналогично играть с изображениями животных, птиц. На-
учить узнавать (называть, показывать) части тела.

 

 

«Кто как кричит?»

 

Возьмите игрушки (картинки) животных, поиграйте с ма-
лышом: «Мяу, мяу. Кто это к Катюше пришел? Кошечка при-
шла. Давай, Катюша, позовем кошечку, кис-кис-кис. Как мя-
укает киса? Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис».

 

 

«Ладушки»

 

Хлопая в ладоши, приговаривайте:

Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
Что пили? — Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили —
Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.

Учите (помогайте) ребенку выполнять действия под стишок.


 

 

«Теремок»

 

Сделать домик из картона (коробки из-под торта), внутрь
поместить игрушки животных (из киндер-сюрпризов). Приго-
варивать: «Стоит в поле теремок. Смотри, Катюша, какой до-
мик-теремок. Кто-кто в теремочке живет? Ну-ка, выходите,
кто там живет.

 

Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая собачка. Позови, Катюша,
собачку. Ав-ав, иди ко мне».

Когда ребенок запомнит названия животных и сможет звать
их словами, замените игрушки.

 

Общаясь с ребенком, находите нужную песенку, пригово-
рочку в любой ситуации: сажая на коленки и держа за руч-
ки, подкидывая вверх, уча его ходить, поддерживая за под-
мышки.


 

 

Игры для детей 2-х лет

 

«Похлопай В ладоши, как я»
«Угадай по звуку»

 

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый
создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится ка-
рандаш по столу), ребенок называет (показывает или воспро-
изводит услышанные звуки).

 

 

«Посидим В тишине»

 

Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь
друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, метал-
лические предметы. Упражнение выполняется 2—3 раза.

 

 

«Разведчики»

 

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие пред-
меты очень тихо.

 

 

«Угадай, чей голосок»

 

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (само-
лет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

 

 

 

«Волшебный сундучок»

 

Послушай и угадай: что в коробке (сундучке)? (Один или
несколько предметов: монетки, пуговицы.)

 

 

«Стишки, потешки, чистоговорки
и скороговорки»

 

Дети не понимают и не могут понять произносимых взрос-
лым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание
звуков, чувство ритма.


 

Игры для детей 3-х лет

 

 

«Угадай, кто идет»

 

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот мед-
ведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен»
(постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как мед-
ведь). Аналогично воробей, зайчик.

 

 

«Угадай, кто пришел»
«Договори стишок»

 

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2—4 рифмо-
ванных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договари-
вать последнее слово или последний звук:

Самолет построим сами,
Понесемся над... (лесами).

 

 

«Петрушка ошибается»

 

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка про-
сит ребенка научить его произносить слова. Петрушка про-
сит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка
путает звуки. Так вместо «стол» — говорит «стул», вместо
«лампа» — «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяс-
нить ошибки.


 

Игры для детей 4-х лет

 

 

«Какие бывают слова?»

 

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова,
звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова
(шепот).

 

 

«Верни слово»

 

Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок
его повторяет, как бы «возвращает» обратно.

 

 

«Это слово звонкое или тихое?»

 

Любимая игрушка «хочет» научиться произносить разные
слова. Какое слово Аленушка (ласковое), рыба (громкое)? Пе-
речисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые
слова.

 

«Подскажи последнее словечко»,
«Какое
слово потерялось?»

 

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2—4 рифмо-
ванных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договари-
вать последнее слово:

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).

 

 

«Радисты», «Морзянка»

 

Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. По-
степенно ритмический рисунок усложняется.

 

 

«Звуковая мозаика»

 

Рисуем на листе бумаги сетку (3x3,4x4...) Предваритель-
но с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове
слышишь звук [а] (или «малыш плачет»), закрашиваешь кле-
точку красным цветом, если нет заданного звука — желтым
(любым другим). Можно дать ребенку выкладывать фишки ука-

занного цвета.

 

Игры для детей 5-ти лет

 

 

«Найди себе пару»

 

Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать
пару, чтобы слова звучали похоже: песок — носок. Как ус-
ложнение задания — подобрать рифму самостоятельно.

 

 

«В слове есть звуки?»

 

Учим ребенка выбирать слова, в которых не хватает одного

звука, последнего или первого.

 

 

«Подскажи Петрушке звук»

 

Петрушка называет предметы (картинки), но иногда не до-
говаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не
произнесенный Петрушкой звук.

 

 

«Что здесь не так?»

 

Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Уга-
дай, какие слова я задумал. Первое слово — ...ОРОВА. Что
это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове?
Продолжаем искать задуманные мною слова».

 

 

«Звуковое домино»

 

Просим ребенка назвать слово на звук, который был послед-
ним в вашем слове (сначала используем картинки).

 

 

«Слова длинные и короткие»

 

Учим подбирать ребенка слова с малым и большим количе-
ством звуков.


 

Скачано с www.znanio.ru