Игры для развития творческих способностей
Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.
Составление предложений:
Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).
Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
Поиск общего:
Наугад берут два малосвязанных слова, например "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.
Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".
Исключение лишнего слова:
Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.
Поиск аналогов:
Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Поиск противоположных предметов:
Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.
Способы использования предмета:
Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.
Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.
Выделение существенных признаков понятия:
Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.
Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.
Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.
Высказывание мысли иначе:
Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым". Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.
Составление предложений
Вы наугад даете ребенку три слова, которые абсолютно не связаны между собой. Например, вешалка, цветок, деревянный. Ребенку нужно составить предложение из этих слов. Творческим ответом можно считать тот, который содержит в себе нестандартные связи. Например:на деревянной вешалке висел шарф, который спускался так, словно цветок роняет свои листья. Это упражнение лучше выполнять не в группах, а индивидуально. Упражнение помогает развить новое видение на повседневные вещи, то есть помочь взглянуть на разные ситуации под другим углом.
Высказывание мысли иначе
Предложите ребенку простую фразу. Например: утро выдалось дождливым. Попросите перефразировать ее, не употребляя исходные слова и не коверкая смысл предложения. Такая задача развивает не только творческие способности, но и словарный запас и грамотность речи.
Два вышеперечисленных упражнения можно отнести к виду вербально-творческих. Далее мы поговорим о групповых играх.
Игра «Картинка»
Суть заключается в том, что вы договариваетесь с детьми «рисовать» картину. Например, пейзаж. Каждый ребенок загадывает, кем он будет: солнышко, дерево и т.д. Первый ребенок выходит и говорит, кто он (облачко). Он же выбирает, кто выйдет следующий, и спрашивает: «Кто ты»? Тот отвечает. Действие продолжается до последнего человека. Затем каждый ребенок изображает определенное действие в соответствие с тем, кем он является в картине. Данная задача позволяет развить актерские навыки, избавиться от стеснения. Также это упражнение направлено на сплочение класса/группы, выявления лидера и аутсайдеров.
Как выйти из ситуации?
Представим себе любую проблемную ситуацию из жизни. Например, у вас разорвались кроссовки во время прогулки. Обсудите решение проблемы с детьми. Таким образом вы сможете понять, кто мыслит стандартно (отнести в мастерскую), а кто иначе, творчески (обмотать подошву шнурками). В дальнейшем вы можете иметь в виду, какой подход в соответствие с результатами подходит для каждого ребенка.
Архитектор
Представим, что ребенок – архитектор. Он получил заказ – проект дома. На листе написаны несколько совершенно несвязанных слов. Например, облако, кот, ботинок, круг. Эти слова – пожелания клиента, отражения которых он хочет видеть в проекте. Может быть, дом будет в форме ботинка с окнами в виде облаков, а на лужайке будет стоять фонтан в образе кота? Главное – отпустить свою фантазию и творить. Это задание поможет открыть изобразительные и дизайнерские способности ребенка, а также развить пространственное мышление. После вы можете попросить ребенка представить и прорекламировать свой проект. В этом случае будет развиваться ораторское искусство.
Выразительные движения
Данную игру лучше проводить в группах. Дети делятся на две команды. Выходит ребенок из одной команды и изображает какую-либо эмоцию: восторг, радость, печаль, горе, испуг и т.д. Игроки противоположной команды должны отгадать слово. Игра выявляет артистические таланты.
«Обведи свою ладонь и оживи»
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
История старого чайника
Дети собираются в кругу, придумывают и рассказывают друг другу, что же о своей жизни может поведать старый чайник. Это отличное упражнение на развитие творческих способностей. По сути, дети придумывают целую историю жизни от начала и до конца.
У детей такая сумасшедшая фантазия, что они только не сочиняют. В группах дети смеются, весело проводят время и тем самым сближаются еще больше.
Мне хотелось бы призвать родителей и преподавателей в различных учреждениях развивать в детях всевозможные способности. У каждого ребенка такое огромное количество талантов, но, к сожалению, и половина из них так и остаются скрытыми.
Это зависит от многих факторов, но, в том числе и от того, что навыки не были вовремя замечены и соответственно развиты. А я прощаюсь с вами. Не жалейте своих комментариев и лайков. До скорых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.