В настоящее время вопросы, касающиеся СИПР, как никогда актуальны в связи с тем, что Закон об образовании уравнял права на получение образования, возникла необходимость гибкой системы образовательного маршрута через СИПР.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов во все более сложное жизненное окружение в доступных для каждого обучающегося пределах.
В ходе педагогической деятельности были разработаны четыре дидактические игры, нацеленные на развитие высших психических функций у ребенка.
Данное пособие представляет собой ряд горлышек от бутылок с разным цветом крышек: синий, зеленый, красный и желтый. Ребенку предлагаются карточки, на каждой из которых цвета расположены в различном порядке. Необходимо для начала открутить все крышки, а после закрутить в заданной последовательности цветов, в соответствии с предложенной карточкой.
Посредством данной игры развивается не только концентрация внимания на цвет крышечек, их последовательности, но и моторика при откручивании и закручивании крышек.
Вторая игра состоит из заламинированного листа с изображением рожка от мороженного и четырех кругов разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый), которые прикреплены к палочкам. В том числе в составе данной игры так же присутствуют карточки, на которых изображены: рожок от мороженого и «шарики мороженого» в различной последовательности.
Здесь ребенку предлагается составить по образцу (карточке) такое же в точности мороженое, то есть приложить к рожку от мороженного круги в той же последовательности, как на картинке.
Следующая игра заключается в сортировании деревянных палочек по цветам.
Перед ребенком ставятся четыре баночки разного цвета (зеленый, желтый, синий, красный) и соответствующего цвета палочки. Необходимо разложить палочки в банки того же цвета.
Заключительная игра состоит из картонного «планшета» с изображением радуги и палочек разного цвета. В данной игре необходимо проткнуть палочкой соответствующий цвет в радуге. Данная игра, как и первая, нацелена не только на развитие внимания, при подборе палочки к соответствующему цвету в радуге, но и моторики, так как необходимо точно попасть в дырочки, проделанные в «планшете».
Таким образом, представленная система занятий посредством дидактических игр может повлиять на динамику уровня развития высших психических функций у ребенка в ходе реализации СИПР, так как применение данных пособий позволяет детям сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, переходя с одной задачи к другой; а также формирует умения ставить цель, планировать свои действия и добиваться результата.
Соответственно, дидактические пособия можно считать действенным и эффективным средством развития высших психических функций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.