Игровое пособие по автоматизации звука [Л] для детей 5 -7 лет
«Чудо - капсулы»
Моргунова С.А., Никитина А.Ю.,
Учителя – логопеды МАДОУ д/с № 132,
город Тюмень
Аннотация. В данной статье нами представлено игровое пособие по автоматизации звука [Л] для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, направленные на повышение положительной мотивации, формирование познавательного интереса.Это пособие поможет педагогам сделать процесс автоматизации звука интересным, увлекательным и познавательным. А также будет способствовать совершенствованию грамматического строя речи и развитию мелкой моторики, закреплению цвета.
Ключевые слова: игра, автоматизация звука [Л], логопедические игры, капсулы.
Для профессионального учителя-логопеда в работе важна постановка звука. Но самым длительным и трудоемким считается, конечно, процесс автоматизации звуков. Ведь ребенок, который только что сумел сказать правильно тот или иной звук еще должен и научиться говорить его в слогах, словах, предложениях и связной речи. Этот процесс самый длительный и зачастую трудный, и неинтересный детям. Нам важно сделать так, чтобы дети с удовольствием шли на занятия и могли говорить правильно и красиво. Мы должны максимально проявлять своё творчество. Любой предмет в нашей работе может становиться полезным и развивающим, нести смысловую нагрузку. Ведь от того насколько ребенку будет на занятии интересно зависит его успешное овладение звуком. Важно мотивировать ребенка. А когда ребенок еще и сам совершает какие- то действия, а не просто сидит и слушает, тогда освоение идет намного успешнее. Мы предлагаем вашему вниманию многофункциональное пособие и следующие игры с ним.
Пособие представляет собой прямоугольное поле размером 25Х30 (Фото1). По углам и в центре этого поля сделаны отверстия, куда вставлена резинка, на которую крепятся «чудо – капсулы» разного цвета от киндер – сюрприза. Для автоматизации звука [Л] мы взяли капсулы белого, голубого, желтого, бело – голубого, желто – белого цвета.
Внутри каждой капсулы киндер – игрушка, в названии которой есть звук [Л]. В нашем случае это АКУЛА, ЛОДКА, СОЛДАТ, БЕЛКА, ПЧЕЛА.
«Назови цвет»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие цветового восприятия; закрепление образования сложных слов.
Логопед предлагает ребенку назвать цвет каждой капсулы.
На капсулу посмотри
Цвет правильно назови
Важно следить за четким произношением звука [Л] во время развернутого ответа.
- Эта капсула белого цвета.
- Эта капсула желто-белого цвета. И т.д.
«Сыщики»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие пространственной ориентации.
Логопед спрашивает ребенка:
- Какая капсула находится в левом нижнем углу?
Ребенок отыскивает глазами капсулу нужного цвета и дает развернутый ответ:
- В левом нижнем углу находится бело-голубая капсула.
«Весёлый счёт»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях. Согласование существительного с числительными.
Логопед предлагает ребенку сосчитать капсулы
1,2, 3, 4,5 будем капсулы считать
Уточнить с ребенком правило: на цифру 2 и цифру 5 слово нужно поменять! (Фото 2)
Ребенок считает капсулы, четко выделяя автоматизируемый звук.
«Тайна капсулы»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в предложениях. Развивать умение строить предложно – падежные конструкции с предлогом ИЗ; правильно употреблять в речи лексико-грамматические категории.Развитие мелкой
моторики.
Логопед предлагает ребенку: «Возьми, открой и достань из капсулы игрушку».
Ребенок выполняет трехступенчатую инструкцию и оречевляет свои действия, четко выделяя автоматизируемый звук. Например:
«Я взял желтую капсулу. Я открыл желтую капсулу и достал из желтой капсулы БЕЛКУ».
Таким образом открываются все остальные капсулы (Фото 3).
«Один – много»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах. Образование существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.
Логопед предлагает ребенку выбрать одну игрушку. Затем спрашивает:
- Как назвать несколько таких же предметов? (ребенок образует множественное число именительного падежа. Ребенок находит нужную картинку и кладет рядом с игрушкой) (Фото 4).
- Кого(чего) стало много? (ребенок образует множественное число родительного падежа).
Таким образом проговариваются остальные игрушки и картинки.
«Где спрятался звук?»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах. Упражнять в умении определять место заданного звука в слове.
Ребенок называет предмет, четко выделяя автоматизируемый звук, соотносит предмет с нужной схемой (Фото 5).
«Прошагай слово»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах; упражнять в умении делить слова на слоги.
Ребенку предлагается поиграть со словами и узнать, на сколько слогов(частей)их можно поделить. Ребенок произносит слово, выделяя гласные звуки и делает шаги.
Сколько слогов, столько сделай и шагов
«Писатели»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в предложениях. Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить слышать предлог и составлять схему предложений.
Логопед предлагает послушать слова и составить из них предложение. Затем выкладывает схему предложения (Фото 6).
Например: акула, море, плавать, в.
Ребенок составляет предложение из данных слов. Выкладывает схему, выделяя предлог.
«Изменяй предложение»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в предложениях. Формировать умение согласовывать глаголы с местоимениями
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ.
Логопед предлагает ребенку фразу.
Я увидел(а) белку, лодку, пчелу, Володю, акулу. Ты… Он … Она… Мы …Вы ... Они …
Я положил на стол белку, лодку, пчелу, Володю, акулу. Ты… Он … Она… Мы …Вы ... Они …
Я погладил белку, лодку, пчелу, Володю, акулу. Ты… Он … Она… Мы …Вы ... Они…
Предложенные игры к данному пособию могут быть использованы на любом этапе логопедического занятия. Меняя в капсуле игрушку, мы длительное время удерживаем познавательный интерес ребенка. У детей с нарушениями речи страдает психологическая база речи. Данное пособие благотворно влияет на развитие памяти, внимание, мышления, воображения. Стимулирует зрительные и тактильные анализаторы. Таким образом, мы прочно закрепляем автоматизируемый звук. Наша трудоемкая, кропотливая коррекционная работа становится более эффективной.
В следующей статье мы предложим конспект занятия с использованием пособия «Чудо – капсулы».
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.