Игра-викторина "Зима"

  • Игры
  • docx
  • 02.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Расширять и систематизировать знания детей с ОВЗ о зиме. Развивать психические процессы у детей, связную речь, фонематические процессы, совершенствовать грамматический строй речи.
Иконка файла материала Игра-викторина о зиме.docx

Игра – викторина «Зимушка – зима»

Для детей старшего дошкольного возраста.

 

Составитель: учитель-логопед МБДОУ ДС 38 г. Артём Приморский край.

Цели.

1. Расширять и систематизировать знания детей о зиме (как о времени года), о зимних явлениях и забавах.

2. Продолжаем формировать связную речь. Активизировать словарный запас.

3. Развиваем внимание, мышление и воображение.

4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности и ответственности.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическая культура”.

Предварительная работа.

Беседы: “О зиме”, “Жизнь растений и животных зимой”, “Зимующие птицы”, “Зимние забавы”, “Зимние олимпийские игры”.

Чтение художественной литературы: Разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних явлений.

Ход:

Дети обходят зал по кругу, затем становятся в полукруг лицом к гостям.

Ведущая Ребята, отгадайте загадку:

Звонкая погода, снега кутерьма.

Это время года мы зовём….(зима)

Начинаем зимний конкурс,

Будут игры, будет смех.

И весёлые заданья приготовлены для всех!

- Где соревнования, там и должны быть участники. Представьте свои команды.

«Снеговички»

- Наша команда всегда впереди,

Лучше команды нигде не найти!

«Снежинки»

- Наш девиз-дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!

Ведущая: - Молодцы, ребята! Красивые названия, правильный выбор капитанов.

 1 задание. Ведущая раздает по 4 карточки “Четвертый лишний”. Дети ищут явления, предметы и действия, не относящиеся к зиме. Объясняют, почему это лишнее.

Ведущая благодарит команды за правильные ответы, загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
О какой царице говорится?
Звучит песня “Три белых коня” муз. Е.Крылатова, слова Дербенева (Останавливаем до названия месяцев)

- Назовите зимние месяцы.

Ведущая проводит игру с мячом под названием “Какая бывает зима?”

Описание: Отвечают дети из команд, которым ведущая бросила мяч.

Ведущая

Ребенок

-Если снег

-Снежная

-Если мороз

-Морозная

-Если вьюга

-Вьюжная

-Если стужа

-Студеная

-Если холод...

-Если ветер...

-Если солнце...

Ведущая: - Да, ребята вы правы действительно, зима у нас такая. Они и студеная и мягкая, она с метелями и капелями, но всегда снежная.

Давайте вспомним с вами стихи о нашей зиме, но называет только те строчки из стихотворения, где есть слово зима.

1.

“Ах ты, зимушка зима
Ты пришла с морозами”.

2.

“Вот север тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима...”

3.

“Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь”

4.

“Поет зима - аукает
Мохнатый лес баюкает”

Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.

Предлагает провести следящую игру “Я спрошу, а ты ответь”.

Каждой команде свой вопрос.

Игра.

Ведущая: - Какое небо зимой?

- Какими стали осадки зимой?

- Явление природы, когда идёт сильный снег?

- Что произошло с почвой?

- Какие произошли изменения с водоемами?

- А как изменилась жизнь животных?

- Самый короткий зимний месяц?

- Кто рисует узоры на окне?

- Назвать зимующих птиц.

- У каких животных зимой появляются детёныши?

Ведущая благодарит за их знания, правильные ответы и предлагает вспомнить физкультминутку, которая называется “Пришла зима”.

Дети выходят в центр зала, и начинается игра:

Пришла зима (руки в стороны, показывают вокруг себя)

Стало холодно (обхватили себя за плечи, поежились)

Ударили морозы (стучат правым кулаком по левой ладони, затем наоборот)

Реки покрылись льдом (вытягивают руки перед грудью и разводят их в разные стороны

Пошел снег (руки вверх затем плавно зигзагом вниз)

Намело сугробы (дети приседают)

Снег на крыше (дети изображают крышу)

Снег на деревьях (руки-ветки под снегом)

Мороз щиплет каждого за нос (трут носик и личико)

Ведущая: - Молодцы, ребятки! Хорошо размялись, и мы с вами можем сыграть следующую игру.

Игра “Хорошо-плохо”.

Описание: Ведущая называет зимние явления, отвечающий говорит, что в этом хорошего, а что плохого.

Например: Сосулька. Хорошо: Очень красиво, интересно наблюдать, как они растут. Плохо: Очень опасно, нельзя под ними ходить.

Блиц-вопросы:

·                     Что такое гололед?

·                     Что такое оттепель?

·                     Что такое метель?

·                     Что такое изморось?

Ведущая благодарит детей за отличные ответы и спрашивает: - Какие пословицы, поговорки и приметы о зиме вы знаете?

Ответы детей:

·                     Дым столбом к морозу.

·                     Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

·                     Кошка в печурку- стужу во двор.

·                     Если вороны и галки сидят на деревьях – это к морозу.

·                     Декабрь год кончает, зиму начинает.

·                     Зима без снега, лето без хлеба.

·                     Холодная зима, жаркое лето.

·                     Зимой вьюга, летом ненастье.

·                     Январю батюшке морозы, а Февралю метели.

Ведущая задает вопрос: - Ребята, а за что же мы так любим нашу зиму?

Ответы детей...

Ведущая: - Молодцы! Конечно же, мы любим зимние забавы.

Ведущая благодарит за ловкость и предлагает послушать следующую загадку:

Красный нос, в руках метелка
Проживает рядом с елкой
К холодам давно привык
Наш веселый...

Ответы детей: - Снеговик.

Ведущая: - Молодцы ребятки! А как же мы можем сделать снеговика в нашем зале? У нас же нет здесь снега да и условия не те. Тут же тепло.

Ответы детей: - Сделать из бумаги, нарисовать.

Игра: “Веселый снеговик”.

Описание: каждый член команды подбегает к мольберту и на листе рисует по одной части или детали снеговика.

Ведущая благодарит детей за хорошую работу. Предлагает жюри оценить ловкость и талант.

Жюри оценивает и раздает фишки.

Ведущая: - Ребята, а какие виды зимнего спорта вы знаете? Каждая команда называет по одному виду и по-очереди.

Ответы команд: - Хоккей, фигурное катание, керлинг, сноуборд, биатлон и т.д.

Ведущая Следующее задание – на картине найти и назвать предметы на определённый звук.

1 к – на звук С (снег, сосулька, снеговик, санки, сугроб, снегокат, снежинки).

2 к – на звук К (коньки, каток, кормушка, куртка, кот,

Ведущая А теперь задание – сказать эти слова со словом «много чего или кого»

Ведущая И последнее задание для капитанов.

Нужно составить звуковую схему слова, команда помогает.

1 к – снег

2 к - зима

Выступает член жюри, благодарит всех детей, отмечает наиболее активных детей фишками.

Подводится итог нашего мероприятия с вручением шоколадных медалей всем участникам команд и грамоты для детей занявших первое место по результатам подсчета фишек.

Ведущая благодарит гостей, членов жюри за активное участие в нашем мероприятии и приглашает их на следующее . Вручает всем гостям сувениры сделанные ребятами группы.

Включается фонограмма “Кабы не было зимы”. Дети обходят зал и выходят.