Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи - «Мне нравится слушать сказки, потому что…). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать поразному («Однажды…», «Дело было летом…» и т.п.) Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребѐнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Какраз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребѐнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Составление сказки «Приключения Маши в лесу».
Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приѐм предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.
Составление рассказа «Расскажем про белочку»
Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания. - Давайте ещѐ раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, весѐлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)
Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек…(много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку…(увидела волка). Но белочка…(не испугалась). Она бросила…(шишку прямо на волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Игра «В гостях у слоника»
Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
- Сегодня мы пойдѐм в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведѐт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога…( широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты…(низкие). Вот речка глубокая, а ручеѐк…(мелкий).
- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Ребѐнок отгадывает, что это белка. Белка просит:
- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Взрослый предлагает ребѐнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику. Пересказ текста «Тук-тук» («Покажи сказку руками»)
Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.
Взрослый рассказывает сказку ребѐнку, демонстрируя героев произведения Л.Успенской «Тук-тук» с помощью рук.
Тук-тук Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, зайчик.
-Если зайчик, покажи свои ушки.
-Вот мои ушки.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, коза.
-Если коза, покажи свои рога.
-Вот мои рога.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, ветер.
-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щѐлку. Вопросы и задания
1. Спросите ребѐнка: « Кто пришѐл первый, кто пришѐл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
2. Попросите ребѐнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.
Следите за правильной постановкой кисти рук ребѐнка и точность переключения с одного движения на другое.
«Тук-тук!» - руки сжаты в кулак.
«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.
«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.
«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.
Упражнение на словообразование
Для того чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нѐм были распространѐнными предлагаем поиграть в мяч. Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.
Солнце осенью - осеннее; Пальто осенью- Ветер осенью - Сапоги осенью- Небо осенью - Одежда осенью-
Туча осенью - Куртка осенью-
Дождь осенью - День осенью-
Лес осенью - Утро осенью- Аллея осенью - Роща осенью- Погода осенью - Парк осенью-
Игра «Скажи иначе» Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
Упражнение «Что будет...?»
Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.
Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
• Что будет, если Буратино научится летать?
• Что будет, если исчезнут все книги?
• Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
• Что будет, если ты научишься читать и писать? И т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.