Игры на формирование коммуникативных уУД
Оценка 4.6

Игры на формирование коммуникативных уУД

Оценка 4.6
docx
31.07.2020
Игры на формирование коммуникативных уУД
Игры на формирование коммуникативных УУД.docx

Мастер-класс на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности».

 

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далек от желаемого.

Каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и как   благополучие его будущей жизни.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Свою значимость она сохраняет и в младшем школьном возрасте.

Как известно, для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.

Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, игрушки, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью.

 

Можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания, развития коммуникативных УУД младших школьников.

А сейчас я продемонстрирую и прокомментирую некоторые игры, которые применяю при работе с детьми.

При поступлении в первый класс, дети никого не знают и из-за этого чувствуют себя некомфортно, что сказывается на их обучении. Для того чтобы помочь детям адаптироваться в новой социальной роли я провожу игры на знакомство. Вот к примеру одна из них:

Имя – ассоциация

Дети располагаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует. Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.

Я предлагаю представить себя в виде какого-либо предмета мебели.

 Участвуют мои помощники, я и зрительский зал.

 

Давайте познакомимся

Детям предлагается найти в классе своих тезок и объединиться в группы. Для детей, которые имеют редкие имена, создается группа «Ассорти». Далее ребятам необходимо придумать название своей группе и короткую презентацию.

 

Также для формирования коммуникации хорошо подходит игра в парах «Парализованный художник»

В начале упражнения ведущий рассказывает детям историю.

Жил-был художник, у него было много прекрасных картин, он был очень известный, к нему приезжали учиться со всего мира. Прошло много лет, художник состарился, заболел, и его парализовало. Он не мог больше рисовать сам. Художник позвал своего лучшего ученика и сказал ему: «Дорогой мой ученик, я хотел бы написать еще одну самую замечательную картину. Я научил тебя всему, что умею сам. Я тебе сейчас расскажу о своем замысле, а ты, пожалуйста, помоги мне его воплотить. Я тебе буду подробно рассказывать, что рисовать, каким цветом и где расположить».

Инструкция: сейчас, пожалуйста, выберите себе пару. Один из вас будет художником, другой учеником. Когда закончите картину, поменяйтесь ролями.

Художник не может брать в руки карандаши, исправлять, и сам рисовать. Он подробно говорит, что рисовать его ученику, где, как, каким цветом, придумывает название.

После выполнения упражнения, каждого ребенка спросить, в какой роли ему больше понравилось: художника или ученика, и почему?

«Угадай, кто я?»

 Дети получают необычное задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, животного двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные дети должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Можно использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.

- Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся.

- И это всё потому что у кого-то слишком узкие двери…

 - Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы!

- Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед…

 - Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!

- Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, ….   (Винни-Пух)

 

 А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…

Спокойствие, только спокойствие!

Я мужчина хоть куда! В полном расцвете сил.

 Там ещё осталось немножечко варенья?

 О, я самый больной в мире человек...

 А у вас молоко убежало...              (Карлсон)

 

Усы, лапы и хвост — вот мои документы!

-В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!

-Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится…             (Кот Матроскин)

 

 По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» — это короче. 
Не могу же я писать и думать в одно и то же время. 
Да и не умею я просить, меня этому не учили. Я умею только приказывать. 

                                               (Королева из мультфильма 12  месяцев)

 

Таким образом, игра позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми. Игра  сплочает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим.

Участие детей в такого рода играх обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Отсюда можно сделать вывод, что в процессе игровой деятельности, у детей формируются коммуникативные УУД.


Имя – ассоциация

Дети располагаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует. Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.

Я предлагаю представить себя в виде какого-либо предмета мебели.

 Участвуют мои помощники, я и зрительский зал.

Давайте познакомимся

Детям предлагается найти в классе своих тезок и объединиться в группы. Для детей, которые имеют редкие имена, создается группа «Ассорти». Далее ребятам необходимо придумать название своей группе и короткую презентацию.

 

«Парализованный художник»

Послушайте историю одного художника:

Жил-был художник, у него было много прекрасных картин, он был очень известный, к нему приезжали учиться со всего мира. Прошло много лет, художник состарился, заболел, и его парализовало. Он не мог больше рисовать сам. Художник позвал своего лучшего ученика и сказал ему: «Дорогой мой ученик, я хотел бы написать еще одну самую замечательную картину. Я научил тебя всему, что умею сам. Я тебе сейчас расскажу о своем замысле, а ты, пожалуйста, помоги мне его воплотить. Я тебе буду подробно рассказывать, что рисовать, каким цветом и где расположить».

Инструкция: сейчас, пожалуйста, выберите себе пару. Один из вас будет художником, другой учеником. Когда закончите картину, поменяйтесь ролями.

Художник не может брать в руки карандаши, исправлять, и сам рисовать. Он подробно говорит, что рисовать его ученику, где, как, каким цветом, придумывает название.

После выполнения упражнения, каждого ребенка спросить, в какой роли ему больше понравилось: художника или ученика, и почему?

А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…

Спокойствие, только спокойствие!

Я мужчина хоть куда! В полном расцвете сил.

 Там ещё осталось немножечко варенья?

 О, я самый больной в мире человек...

 А у вас молоко убежало...              (Карлсон)

 

«Угадай, кто я?»

 Дети получают необычное задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, животного двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные дети должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Можно использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.

Усы, лапы и хвост — вот мои документы!

-В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!

-Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится…                 (Кот Матроскин)

- Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся.

- И это всё потому что у кого-то слишком узкие двери…

 - Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы!

- Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед…

 - Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!

- Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, ….   (Винни-Пух)

- По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» — это короче. 
- Не могу же я писать и думать в одно и то же время. 
- Да и не умею я просить, меня этому не учили. Я умею только приказывать.                             (Королева из мультфильма 12  месяцев)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности»

Мастер-класс на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности»

Можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания, развития коммуникативных

Можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания, развития коммуникативных

Остальные дети должны догадаться, в кого превратился их товарищ

Остальные дети должны догадаться, в кого превратился их товарищ

Имя – ассоциация Дети располагаются по кругу

Имя – ассоциация Дети располагаются по кругу

Парализованный художник» Послушайте историю одного художника:

Парализованный художник» Послушайте историю одного художника:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020