Игры на уроках математики .
Игра “Художник”
Сначала ребята берут плотную бумагу размером 20x20 см, с двух сторон обклеивают миллиметровой бумагой. Потом чертят прямоугольную систему координат с единицей длины, равной 0,5 см. Затем бумагу обклеивают прозрачной липкой лентой. На такой заготовке координатной плоскости шариковой ручкой выполняется задание. Заготовку можно использовать несколько раз, предварительно стерев выполненные рисунки мокрой тряпочкой. На доске записаны координаты точек. Например: (0;0), (-1;1), (-3;1), (-2; 3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Ребятам эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин. Эту же игру можно использовать на уроках при изучении тем: “Функция, область определения функции”, “Функция y=kx+b и её график”. По виду отрезков, составляющих фигуру, ученики могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.
Загадай понятие
Игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы;
§ можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно;
§ можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а ученики задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ. Желательно, чтобы учителю загадали понятие, и он на этом примере показал, как надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать.
При использовании данной игры развиваются коммуникативные навыки, внимание и системное мышление.
Игру «Загадай понятие» рекомендуют применять на уроках подготовки к зачетной работе или в свободное время.
Извлеки информацию
На столе – какой-нибудь объект. Надо извлечь (устно) всю возможную информацию. Опыт показывает, что вначале учащиеся будут использовать лишь визуальный канал. Необходимо показать им возможности использования всех каналов извлечения информации: кинетического (пощупай, попробуй на упругость, понюхай и т.д.), аудиального (прислушайся, постучи, вызови эхо и т.д.). Например, в геометрии очень хорошо проводить обобщающий опрос по темам стереометрии, используя объемные предметы (коробку, карандашница, праздничный колпак и т.п.).
Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик решил пошутить, се согласные он вставил, а
гласные пропустил
Третий лишний
Выбрать из данной последовательности то, что по вашему мнению является лишним, объединяя члены последовательности по разным признакам.
Лото "Квадратные уравнения"
Всем ученикам раздаются пронумерованные по вариантам карточки лото с четырьмя заданиями.
Особо успешные ученики могут получить и 2 карточки. Карточки выполнены в стиле карточек лото. Дается 20-25 минут на решение заданий и определение чисел на карточках (решения следует оформлять на отдельных листочках с последующей проверкой учителем).
После этого начинается розыгрыш по принципу игры в лото (можно "вытягивать" по очереди разложенные на столе числа-ответы как билеты на экзамене).
Разыгрывать числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 584, 585.
Победители получают на уроке "5" (на уроке проверка только на правильность ответов). Все сдают решенные задания и получают отметку, как за самостоятельную работу.
Кроссворды
При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
Старт, поломка, финиш
На доске крепятся три плаката , за которыми “спрятаны” примеры для устного счета.
Учащимся раздаются листы, в которые они фломастером записывают свою фамилию, класс и полученные ответы.
Время выполнения или регламентирует учитель, или происходит ориентация на выполнения задания примерно одной пятой всех учащихся. В последнем случае ученики, выполнившие задание встают со своего места, что тоже является “подстегивающим” стимулом для остальных.
Проверку ответов можно провести несколькими способами:
1) листы сдаются на проверку учителю, при этом каждому выставляется оценочный балл в журнал;
2) учащиеся по просьбе учителя поднимают листы вверх, учителю сразу видно как каждый справился с заданием;
3) учащиеся самостоятельно сравнивают свои ответы с образцом верных ответов (на доске, на листе учителя и т.д.), при этом возможна взаимопроверка в парах.
"Планеты"
На доске рисунок - солнце и 9 планет без названий.
На весь класс выдаются задания в 4 конвертах: каждое - на команду из 5-6 человек. В конверты вложены: задание и карточки, на одной стороне которых написано число, а на другой - буква.
ВАРИАНТ 1. Из предложенных чисел расставьте в порядке возрастания все четные числа, кратные 9. Переверните карточки и прочитайте название вашей планеты. (Ответ - Нептун).
С |
Н |
А |
Е |
Л |
П |
Р |
Т |
О |
У |
Н |
Ю |
207 |
36 |
8282 |
216 |
45 |
288 |
99 |
3618 |
6636 |
4446 |
4914 |
1915 |
ВАРИАНТ 2. Из предложенных чисел расставьте в порядке убывания все числа, кратные 2 и 3. Переверните карточки и прочитайте название вашей планеты. (Ответ - Плутон).
С |
И |
А |
Е |
Л |
П |
Р |
Т |
О |
У |
Н |
Ю |
207 |
33 |
8282 |
316 |
4122 |
4278 |
99 |
3018 |
1536 |
3246 |
1014 |
1915 |
ВАРИАНТ 3. Из предложенных чисел расставьте в порядке возрастания все нечетные числа, кратные 3. Переверните карточки и прочитайте название вашей планеты. (Ответ - Сатурн).
С |
Н |
А |
Е |
Л |
П |
Р |
Т |
О |
У |
И |
Ю |
207 |
5331 |
216 |
4123 |
4278 |
4299 |
3027 |
1536 |
3255 |
1014 |
1915 |
381 |
ВАРИАНТ 4. Из предложенных чисел расставьте в порядке убывания все числа, кратные 3 и 5. Переверните карточки и прочитайте название вашей планеты. (Ответ - Юпитер).
С |
И |
А |
Е |
Л |
П |
Р |
Т |
О |
У |
Н |
Ю |
200 |
1335 |
1020 |
3153 |
4170 |
195 |
1125 |
1535 |
3155 |
1010 |
6915 |
185 |
Дети, выполнив задание, узнают название планеты, после чего они получают текст, из которого определяют порядковый номер планеты от Солнца и подписывают свою планету на доске.
«Живые» примеры»
Очень нравятся ученикам примеры которые позволяют им узнать что-то новое из нашей жизни:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.