МКДОУ д/с № 11 г. Пласта
ИГРЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВ
К, Г, X, Й
Подготовила:
учитель-логопед
Титова Т.В.
Кто как кричит?
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях.
Оборудование. Картинки: курица, петух, кукушка, лягушка.
Описание игры. Педагог говорит: «Помните, дети, как мы на даче с вами ходили на прогулку в лес? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит: ко-ко-ко... (Дети: ко-ко-ко...) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда?.. (Дети: куд-куда?,.) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит: ку-ка-ре-ку!.. (Дети: ку-ка-ре-ку!.,)Пошли дальше по дороге мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнуха зерна клюют. Прогнали их дети. (Дети: кыш-кыш...) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует: ку-ку... (Дети: ку-ку...) Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают: ква-ква... (Дети: ква-ква...) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».
Курочка, петушок и цыплята
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях и предложениях.
Описание игры. Один ребенок — петушок, другой — курочка, остальные дети — цыплята.
Курочка (педагог или ребенок) и цыплята клюют зернышки (стучат пальцами об пол). Появляется петушок, и цыплятки прячутся за занавеску. Петушок спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплята?» Курочка отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». Петушок ходит, ищет цыпляток, находит и предлагает им побегать. Цыплята разбегаются, петушок догоняет их. Затем роли меняются.
Дождик
Цель. Автоматизация звука к в слогах и тексте.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог? говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение».
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва—•
Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять —
Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)
Узнай по голосу
Цель. Дифференциация звуков в звукоподражаниях.
Описание игры. Дети садятся на стульчики, которые составлены в кружок (домик). Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети отвечают голосом какого-нибудь животного или птицы: га-га-га, ква-ква и др. Ребенок должен назвать, кто живет в домике
Запятнай пару!
Цель. Дифференциация звуков к—г в тексте.
Описание игры. Дети строятся парами друг за другом. В середине стоит водящий, В руках у него мячик, сшитый из материала. Водящий громко говорит: Кинь, кинь, перекинь. Давай вместе побежим Через воду и огонь. Не догонит нас и конь. Раз, два, догоняй, Ну, попробуй-ка, поймай!
После слов водящего последняя пара расцепляет руки и бежит вперед до заранее проведенной черты, находящейся в 10—12 шагах от водящего. Водящий должен попасть мячом в одного из бегущих до того, пока он забежит за черту. Тот, в кого он попал, становится с ним вместе в первую пару, а другой водит. Если водящий не попал, то он снова водит, а добежавшая до черты пара становится вперед, и игра продолжается. Последняя пара может бежать только после слов «ну, попробуй-ка, поймай!».
Погреем ручки
Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука х.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог показывает картинку, на которой нарисованы дети, лепящие снежную бабу, и говорит: «Лепили дети снежную бабу. Хорошая вышла. Руки у них замерзли. Давайте погреем их, подышим на ручки, чтобы они согрелись. Вот так». (Показывает.) Затем дети греют руки по очереди и все вместе, произнося звук х.
Кому что нужно?
Цель. Автоматизация звука х в словах и предложениях.
Оборудование. Педагог ставит на доске картинки и говорит: «Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете какая и назовете ее».
Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку.)
Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат.)» и т.д. Победитель тот, кто больше даст правильных ответов.
Курочка, цыплята и собака
Цель. Дифференциация звуков к—х в тексте.
Описание игры. Дети изображают цыплят, один ребенок — курочку, а другой — собаку. Все цыплята сидят в курятнике (находящемся на одной из сторон площадки). На другой стороне собачья конура, в ней сидит собака. На слова педагога (или водящего)
Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко. Курочка выбегает, оглядывается кругом, хлопает крыльями и кричит: ко-ко-ко!, созывая цыплят. На ее зов выбегают из курятника цыплята и начинают бегать, ищут корм, курочка бегает с ними. По сигналу педагога с лаем выбегает собака и бежит за цыплятами, цыплята убегают в курятник.
Петушок
Цель. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.
Описание игры. По краям площадки стоят низенькие скамейки или доски, положенные на подставка (высота 10—15 см). Дети становятся на скамейку. Они изображают кур, а один ребенок — петуха. Дети говорят: Петя в желтых сапогах Ходит по песку, Постоит да поглядит, !А потом как закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Петушок выходит и делает соответствующие движения («Ку-ка-ре-ку», — кричит петушок.) После крика петуха все куры спрыгивают со скамеек и бегут искать корм. Петушок бегает с ними. По сигналу «Цып-цып» дети возвращаются на свои места. Затем выбирается новый петушок, и игра повторяется.
Что мы делаем?
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю(й) во фразах.
Оборудование. Сюжетные картинки, например: мальчик играет с юлой, девочка стирает белье куклы, мальчик поливает цветы, малыш ест кашу и т.п.
Описание игры. Детям раздают по одной картинке. Педагог говорит им: «Представьте себе, что это вы изображены на картинках. Вот и скажите, что вы делаете».
Вызванный подходит к столу, показывает всем картинку и говорит, например: «Я играю с юлой».
За правильно произнесенную фразу ребенку засчитывается очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Зайка
Цель. Автоматизация звука й в тексте.
Описание игры. Выбираются два ребенка: зайчик и волк. Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети ведут хоровод и говорят стихотворение, а зайчик прыгает за кругом;
Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!
Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. Когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже роли зайчика и волка исполняют другие дети.
Чей ты, чей?
Цель. Автоматизация йотированных звуков в тексте.
Описание игры. Выбирается ведущий. Он подходит то к одному, то к другому ребенку и задает вопросы, а дети ему отвечают.
Ведущий. Чей ты, чей, Лесной ручей?
Ручей. Ничей!
Ведущий. Но откуда ж ты, ручей?
Ручей. Из ключей!
Ведущий. Ну, а чьи же те ключи?
Ручей. Ничьи!
Ведущий. Чья березка у ручья?
Ручей. Ничья.
Ведущий. А ты, девочка-лапушка?
Девочка. Я мамина, папина и бабушкина!
А что там?
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) ь словах и фразах.
Оборудование. Широкая коробка, шарик или пуговица, сюжетные картинки: мальчик пьет, мама шьет, дети поют, птица вьет гнездо, собака лает, дети купаются, мама моет дочку, мальчики копают ямку, дети сажают дерево и т.п.
Описание игры. Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.