министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
школьного отделения
Кисляковой Виктории Владимировны
Место проведения урока:
Школа № 18, класс 2 «А»
Дата проведения урока: 10.03.2020
Начало урока:
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Оптовко Валентина Николаевна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема внеурочного занятия. Игры со словами. Считалки.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 2 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: создать условия для формирования у детей о простейших знаний о считалках. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Ритмичные, ритм, считалки, виды считалок |
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · Знают о жанрах устного народного творчества, ритме, · Владеют умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, · Развит творческий потенциал детей, интеллект, речь; · Владеют знаниями о таких понятиях как ритм, ритмичный. · Знают виды и признаки считалок. · Умеют учащихся сочинять считалки.
|
Личностные: · Замотивированы к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. Метапредметные: · Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) · Умеют проводить рефлексию собственной деятельности (Р.) · Умеют формулировать тему занятия (Р.) · Умеют продуктивно сотрудничают в паре по решению поставленных задач (К.) · Умеют строить простые рассуждения (К.) · Умеют проводить самооценку собственной деятельности (Р.) · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Осуществляют сравнение, сопоставление (П.)
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Раздаточные материалы |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л)
|
«Без труда – не выловишь рыбку из пруда»
|
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем и узнаем что-то новое.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. -«Без труда – не выловишь рыбку из пруда» -А., прочитайте громко и выразительно эту пословицу для всего класса.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Я с вами согласна. -Вы хотите получить новые знания на сегодняшнем занятии? -Значит, наша цель на сегодня это – получение новых знаний. -Исходя из этой пословицы, как мы можем добиться своей цели? -Значит, давайте на нашем занятии хорошо поработаем, чтобы получить новые знания и уметь ими пользоваться в жизни. -Я хотела бы вас попросить быть уважительными друг к другу, слушать друг друга и отвечать по поднятой руке. -А сейчас пора за работу. Сели красиво, спинки прямые.
|
Приветствуют учителя
Читает
Без усилий не добьешься своей цели -Да
-Нужно приложить усилия |
|||
Постановка темы и задач урока. · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (П.) |
Из окошка мне видна
|
-Ребята, посмотрите на доску, сейчас я прочитаю стихотворение замечательного детского поэта Бориса Заходера, а вы следите.
- О чем говорится в этом стихотворении? -Верно.
-Ребята, может кто-то из вас догадался, о чем сегодня мы будем говорить? -Да, верно, сегодня мы поговорим о считалочках. -Ребята, а что такое считалочка?
-Верно. Это такой короткий стишок, которым определяют ведущего.
-Ребята, а что вы хотите узнать о считалочках?
-А чему вы хотите научиться?
|
-О расчудесной стране, о считалочках, о прятках и салочках. -О считалочках
-это короткий стишок, которым определяют ведущего в игре. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.
-Какие считалочки есть, их виды, как они устроены, для чего нужны, как надо читать -Употреблять их
|
|||
Открытие нового знания. · Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) · Учить строить простые рассуждения (К.) · Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Учить отбирать основную информацию из текста (П.) · Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме (П.) · Расширять знания учащих о таких понятиях как ритм, ритмичный. (П.) · Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам (П.) · Обобщать (выделять ряд или класс объектов по заданному признаку (П.) · Воспитывать уважение к наследию русского народа.(Пр) · Познакомить учащихся с видами и признаками считалок.(Пр)
|
«На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, партной, Кто же ты будешь такой?»
Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть, но не знаем, как нам быть, не хотел никто водить! На тебя укажем мы: это точно будешь ты!
«Эники
– беники,
«Раз,
два, три, четыре, пять,
«Под
горою у реки |
I. Анализ языкового материала. Открытие нового знания
1) Ритмичность считалок
-М., прочитай, пожалуйста, считалочку, которая находится на слайде.
-Ребята, давайте все вместе попробуем хлопать в ладоши, при этом читать считалку. Вот так. -Читаем считалку хором и все вместе будем хлопать в ладоши, как показала я.
-Получилось? -Даже очень хорошо получилось. -Ребята, что вы заметили? -Ребята, верно. -Мы с вами хлопали под ритм, ритм – это чередование ударных и безударных слогов. - Это самый важный признак считалок.
2) Использование жестов в считалках -Ребята, вот вы, пара, посчитайтесь, используя эту считалку.
-Вот, что вы сейчас делали рукой?
-Да, верно это называется жест. -Ни одна считалка без этого не обходиться. Этот жест помогает подчеркнуть ритм.
3)Рифма считалок
-Теперь мы прочитаем еще одну считалку. -А., прочитай, пожалуйста, громко и выразительно эту считалочку.
-Ребята, обратите внимание на последние слова каждой строчки. Какая у них особенность?
-Кто прочитает какие слова звучат похоже, одинаково?
-Ребята, это называется рифма. -Считалки имеют рифму для того, чтобы легко их было запомнить. -Это еще один немаловажный признак считалки.
4) Из истории считалок
-Мы уже нашли у считалки три из важнейших признаков, а про историю считалок мы так и не поговорили. -Вы знаете когда возникли считалки? -Ребята, считалки возникли уже в глубокой древности. -А для чего они были нужны?
-А вот раньше, когда они только возникли, они были предназначены не для игр, а для того, чтоб взрослые мужчины распределились, кто пойдет на опасную охоту, а кто останется дома, помогать женщинам.
Виды считалок: 1) Заучные считалки
-Посмотрите на слайд, тут будут разные считалки, давайте попробуем с вами их прочитать. -Н., Прочитай первую считалку
-Что обозначают эти слова «эники – беники»?
-Так о чем же говориться в этой считалке? Есть ли в ней смысл? -А что есть в этой считалке?
-Такие считалки называются Заучные считалки. В заучных считалках вообще нет смысла, в них повторяются различные звукосочетания. (на доске появляется это слово) 2) Считалки-числовки -П., прочтите вторую считалку -Что вы в ней заметили? -Что еще? С чего начинаются первые строчки? -Такие считалки называются Считалки – числовки. Они относятся к одному виду, т.к в них присутствуют числа. (на доске появляется это слово)
3)Считалки-заменки
-И Г., прочитай последнюю считалку -Что в ней есть? Какие особенности? -Прочтите внимательно последнюю строчку. Что в ней говориться? -Так вот, это отличие считалок этого вида, от считалок других видов . -Такие считалки называются Считалки – заменки. Их общий признак заключается в том, что последняя строчка – это выход игрока из круга. (на доске появляется это слово)
|
-Да -Хлопали под ритм
Выполняют задание -Показывали друг на друга, жестикулировали
Читает
-Они похожи, рифмуются. -Пять – поиграть, быть – водить, мы – ты.
-Нет
-Чтобы распределять роли в игре.
Читает
-Они ничего не обозначают -Смысла нет
-Есть рифма
-В ней есть смысл -С чисел
Иди вон |
|||
Воспроизведение новых знаний Приём: · Закрепить знание о понятии: считалочки · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
Считалки
ритм жест рифма |
Составление схемы
-Ребята, давайте мы с вами вместе попробуем составить схему. -Посмотрите, какое слово у нас уже есть? -Сколько стрелок идут от этого слова? -Верно. Мы сейчас с вами туда запишем, какие признаки имеют считалочки. -Кто мне скажет, какой первый признак считалок мы рассмотрели? -Верно. Какой второй признак считалок? -Хорошо. И третий признак? |
-Считалки -3
-Ритм
-Жест -Рифма |
|||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Какую же новую тему мы изучили?
- Где пригодится нам это знание?
- Чему же мы будем учиться дальше? |
-Считалки, их виды и признаки -В жизни, когда будем играть - Употреблять эти считалки, научиться выразительно читать, научиться правильно считать |
|||
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике · Совершенствовать умения подбирать подходящие по смыслу слова.(П.) · Совершенствовать мыслительные операции (П.) |
1. Без труда не вытащить и рыбки из пруда. (пословица) 2.
Тише,
мыши, кот на крыше, 3.
Петушок,
петушок, 4.
Выносливая
птица, Усердно ищет корм, 5.
Кони,
кони, кони, кони,
1. Колокольчик, мак, ромашка. Одуванчик, роза, кашка. Лютик, астра. Все цветы разбежались, водишь ты.
2. Эни, бени, рики, факи, Тур-ба-ба, каляки, шмаки. Дэу, дэу, кранодэу. Бенц!
1.
Раз, два, три, четыре, пять, (нужно, играть, петь, быстро) 2.Раз,
два, три, четыре, пять, 3.
Тра – та – та, барабан барабанит, 4.
Топ – топ – топ, бежал малыш,
Ехала
белка на тележке,
|
1. Найди считалочки -Ребята, вы видите у себя на партах такие карточки (показываю). -А ну-ка найдите среди этих жанров устного народного творчества те, которые считалочки. -Делаем эту работу в парах, потом проверим. Проверка. -Ребята, закончили. -Под цифрой 1 это считалка? -Верно. А что это? -Хорошо. Под цифрой 2, считалочка? -Почему это считалка? -Хорошо. По цифрой 3?
-Нет. А что это? (потешки – это шутливые стишки) -Верно. А по цифрой 4? -Хорошо. А под цифрой 5? -Почему это считалочка? -Верно, молодцы!
2. Составление считалок.(работа в парах) -У вас на партах лежат тексты различных считалок. -Но каждая строчка считалки располагается на отдельном листочке. Ваша задача составить эти считалки, назвать ее вид и нужно будет прочитать. -Я даю вам подсказку, что у вас должно получиться 2 считалочки. Проверка -Давайте теперь проверим. -М., прочитай первую считалочку, которая у тебя получилась -Какой вид этой считалочки? -Почему? -Верно. Молодец!
-Кто прочитаем вторую считалочку? -Г., прочитай, пожалуйста -Какой это вид задачи? -Почему? -Хорошо, молодцы!
3. Чтение считалок в парах - Теперь я хочу, чтобы вы вышли к доске в парах и красиво, выразительно прочитали любую из этих считалочек, показывая жестами. -М. и Т. Выйдите, пожалуйста, к доске и покажите -Молодцы! (вызываю к доске несколько пар)
4. Сочини считалку. (индивидуальная работа) -Ребята, сейчас мы попробуем с вами сами составить считалку, опираясь на те знания, которые мы уже получили. -На ваших партах вы видите карточки. -Ваша задача на месте пропусков вставить такие слова, которые бы не нарушили ритм считалки. -Приступаем.
Проверка -Кто хочет прочитать, что у него получилось? -Н., прочитай первую считалочку.
-Хорошо. Давайте проверим со слайдом. -Ребята, у всех так получилось? -А к какому виду относится эта считалка? -Молодцы! О., прочитай следующую считалочку
-Хорошо. Проверяем.
-А к какому виду относится эта считалка? -У всех так? -Хорошо. -К., прочитай следующую, как у тебя получилось
-Проверяем. У всех так? -А к какому виду относится эта считалочка? -Верно. И последнюю считалочку прочитай, пожалуйста, Т.
-Хорошо. Проверяем. -У все так? -А эта считалка к какому виду относится? -Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
5. Игра «День и ночь» -Сейчас мы с вами поиграем в игру «День и ночь». -Прочитайте считалку хором с доски. 3,4. -Когда я говорю день, вы смотрите на доску и читаете ее все вместе, когда говорю ночь, вы ложитесь на парку и закрываете глазки. -День. Ночь (стираю по несколько слов с доски, оставляю вместо них многоточие) -День, посмотрите, некоторые слова от нас убежали, кто сможет их вспомнить? -Ночь…. И так далее. -Посмотрите, ребята, а текст считалочки вам уже совсем не нужен. Вы уже выучили его. -Сейчас я уберу его полностью. Кто из вас хочет полностью рассказать считалочку? (спрашиваю нескольких) -Ребята, молодцы! Мы с вами пока восстанавливали, играли в эту игру «День и ночь», вы выучили эту считалочку. Вы их можете использовать в своих играх с товарищами, когда будете во дворе гулять или в школе на физкультуре |
-Нет -Пословица -Да -У них четкий ритм, можно жестами показывать, есть рифма -Нет -Потешки
-Загадка -Считалочка -У них четкий ритм, можно жестами показывать, есть рифма
Читает
-Заменки -Последняя строчка – выход игрока из круга Поднимают руки Читает -Числовки -Так как в них присутствуют числа
Выходят Читают
Поднимают руку. -Раз, два, три, четыре, пять, нужно быстро отвечать! -Да -Числовки -Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть -Тоже числовки -Да
-Тра-та-та, барабан барабанит, тра-та-та, барабан барабанит -Да -Заучные -Топ-топ-топ,
бежал малыш. -Да -Тоже заучные
Поднимают руки |
|||
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Р.) · Учить рефлексии деятельности (Р.)
|
|
-Давайте подведем итоги урока. -Какая у нас сегодня была тема? -Сколько видов считалок существует? -Какие?
-А чему мы сегодня научились?
-У каждого на партах лежат светофоры, возьмите их.
- Сейчас вы будете «зажигать» цветные огоньки в них. -Если работа на занятии прошла успешно, вы активно работали, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то рисуете зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». -Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». -Если были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с новой задачей, то рисуете красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» -Сейчас поднимите все вверх и покажите мне. -Ребята, у кого зеленые кружки, расскажите, что вам понравилось в этой работе? -А у кого желтый кружок, что у вас не получилось? -А у кого красный у вас что не получилось? -Хорошо. -Наше занятие подошло к концу, до новых встреч!
|
-Считалочки -3 -Заучные, числовки, заменки -Составлять считалки, находить виды, научились правильно считаться в игре с помощью считалок |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.