Конспект по внеурочному занятию окружающего мира на тему "Путешествие по царству растений"

  • docx
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Царство растений.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 пробного внеурочного занятия

по окружающему миру

 

 

 

ТЕМА «Путешествие в царство растений»

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • Деятельностная: Создать условия для формирования УУД
  • Содержательная: создание условий для формирования представлений о значимости и пользе растений и их охраны, а также правил поведения в природе.

 

 

 

 

 

Задачи обучения.

ü  Личностные:

-воспитать внимание и усидчивость

-проявлять интерес к новому содержанию занятия;

ü  Метапредметные:

1.     регулятивные:

-формировать навыки самоконтроля

- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;

-осуществлять самопроверку;

 -отвечать на вопросы;

-оценивать свои достижения на уроке;

2.     познавательные:

                          -умение работать с паспортом (заполнять его)

                           -развивать образное мышление

3.     коммуникативные:

-учить полно и точно выражать свои мысли исходя из задач коммуникации

-учить выстраивать доказательства, приводить достаточное количество аргументов

 

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте! Садитесь. Напомню вам, что меня зовут Арина Андреевна.

 

 

 

 

Постановка темы и задач урока

-Сегодня мы отправимся в путешествие в ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ.

-Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

-Именно в эту Зеленую планету мы и отправимся.

-Что нужно всегда брать с собой, чтобы не заблудиться.

-У нас тоже есть своя карта. На ней вы видите следующие станции:

1.зеленая аптека

2.кнга жалоб растений

3.красная книга

4.будь природе другом

-Начнем наше путешествие.

 

Деревья и травы, цветы и кустарники.

 

1 станция:

Зеленая аптека

Приём: паспорт

-И первая станция называется «Зеленая аптека»

-Послушайте небольшой рассказ.

«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.

«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка.

Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если хочешь собирать цветы, то собирай их для пользы».

-Что имела ввиду бабушка, когда сказала, что растения нужно собирать для пользы? То есть какие растения нам могут принести пользу?

-Сейчас мы составим паспорт некоторых лечебных растений.

-А что такое паспорт?

-Паспорт- это краткое описание, чего-либо, а именно лекарственного растения, про которое мы будем сегодня говорить.

-У каждого на партах лежат скрепленные листы, возьмите их.

-На первом листе написано лекарственно растение и его фотография. Переверните лист. что нам нужно заполнить в этом листе?

 

 

-Чтобы заполнить паспорт, возьмите карточки под номером 2. Там написана информация о растениях. Вам нужно выписать из этого текста только то, что необходимо.

-Понятно задание? Если нет, то задайте мне вопросы.

-Приступайте выполнять. На это задание даётся 7 минут.

 

Карточка 1:

Подорожник

Многолетнее травянистое растение. Имеет яйцевидные упругие листья. Заживляет раны, порезы, останавливает кровь.

 

Если ты порезал ногу

Не рыдай и не реви

Подорожник на подмогу

Ты скорей к себе зови.

Карточка 2

Крапива

Многолетнее растение высотой до 1 м. с листьями, усаженными жгучими волосками. В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она используется для укрепления волос и часто применяется при различных кровотечениях.

Крапива – лекарство

Им голову мой,

Чтоб перхоти не было

И волос был густой.

Карточка 3

Мать-и-мачеха

Одно из самых первых растений весной. Цветочки ярко-жёлтые. Листья крупные: сверху зеленные и холодные (как злая мачеха), а снизу беловатые и нежные (как мать). Традиционное средство от кашля.

Мать–и–мачеха, растет в траве возле лужи

Растение это всем нужно»,

Сказал очень гордо мне дед.

Для тех, кто случайно простужен

Лекарство безвреднее нет.

 

Карточка 4

Мята

Многолетнее травянистое растение с прямостоящими стеблями. Листья удлиненные. В конце заостренные. Сверху имеют темно-зеленый цвет, снизу -  светло-зеленый. Цветки мелкие, красно фиолетового цвета. Настой травы успешно применяют при бессоннице, при головных болях, а также используют как успокаивающее. 

Необычное растение,

В чай добавишь – наслаждение,

Из неё получишь масло,

В нем целебных качеств масса.

 

Карточка 5

Календула

Однолетнее растение. Цветёт календула красивыми оранжево-жёлтыми цветами. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки

От горла помогают

Кто же их не знает

-Кто желает показать свой паспорт о календуле? И т.д

-Остальные очень внимательные слушают, запоминают. После выступления буду спрашивать, кто какие растения запомнил.

-Молодцы, отправимся на следующую станцию.

 

 

 

 

 

 

 

Нужно собирать лечебные растения.

 

 

 

 

 

1.Описание

2.При каких болезнях помогает?

 

 

 

2 станция: книга жалоб растений

-И называется она «Книга жалоб растений»

-Я буду читать жалобы конкретного растения, а вы должны будете догадаться, кто эту жалобу написал.

1.«Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу». (белая кувшинка)

2. «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза)

3. «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб)

4. Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива)

5. Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зеленые красавицы превратились в мусор… А какие славные они были. Правда и детей жалко, что за новый год без елочки. Как же быть? (обсуждение проблемы с детьми)

-Ребята, выслушав все эти высказывания, какой вывод можем сделать? То есть можем ли мы помочь этим растениям? И как?

 

 

 

3 станция:

Красная книга

-Ребята, что вы знаете о красной книге?

-Давайте познакомимся с конкретными растениями из красной книги.

-Вам нужно будет отгадать ребусы, после чего мы сможем посмотреть, как выглядит это растение.

 

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

 

Меч-трава - это травянистое многолетние растение серо-зеленого цвета, имеющее длинный, достигающий до 150 см в высоту стебель. Листья у меч-травы жесткие, линейной формы, достигающие до 15 см в длину. Края этих листьев зазубренные, поэтому можно легко порезаться. Цветение наступает в мае и заканчивается в июне. Её цветки, похожие на морских ёжиков.

ребусы


ребусы 4  = Л

ребусы

ребусы

ребусы

ребусы

ребусы

ребусы

ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное растение достигает в высоту 1-2 метров. Стебель растения зеленого цвета, толстый, прямой и наделенный большим количеством ветвей. Зачастую стебель такой травы покрыт мелкими фиолетовыми пятнами. Данное растение легко узнать по цветам, появляющимся в середине лета. Они довольно крупные (более 3 см), фиолетовые снаружи и темно-желтые внутри. Плод травы – небольшая ровная черная ягода, которая схожа с дикой вишней. Растение является ядовитым!

 

ребусы

ребусы

ребусыребусы

ребусы

ребусыребусы

ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ребусы

 

ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*                  3=К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ребусы

ребусы

ребусыребусыребусы

ребусы

-Ребята, а что мы можем сделать, чтобы растения не попадали в красную книгу?

-На следующей станции мы поучаствуем в помощи растениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Меч-трава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белладона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ландыш.

Ландыш майский – это травянистое многолетнее растение. Высота растения около 30 см. Цветет ландыш в конце мая – начале июне, спустя десять, а максимум двадцать дней, цветы начинают опадать, на их месте появляются яркие, маленькие ягоды, которые нельзя пробовать ни в коем случае. Все растение полностью ядовито.

 

 

 

 

 

 

Кикио.

Кокио – это крайне редкое дерево, встречающееся только на Гавайях. кокио – довольно маленькое дерево до 10-11 метров в высоту. Его самая поразительная черта – это сотни ярко-красных цветов, которые взрослые деревья производят ежегодно. Очень жаль, что только избранные люди смогут увидеть такую редкую красоту.

 

 

 

 

 

 

 

Фиалка.

Фиалка надрезанная или надрезная – это бесстебельное растеньице, которое в высоту не превышает 6 сантиметров. Цветки чаще всего окрашены в фиолетовый оттенок. Жизненный цикл не превышает 10 лет. Растение обладает целебными свойствами

 

 

4 станция: будь природе другом

-И эта станция называется «Будь природе другом».

-Вам нужно будет сделать знаки по теме «Охрана растений».

Знаки бывают трех видов:

http://b.rgbimg.com/cache1vqiKm/users/w/we/weirdvis/600/oiQelvM.jpgИнформирующий

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=179d3371be3968a78ceef72fe24f1c44&n=13Предупреждающий

https://banner2.kisspng.com/20180405/sfw/kisspng-no-symbol-sign-clip-art-signs-5ac5b699e31775.9854803015229067779302.jpg Запрещающий

-Вам необходимо будет определиться с видом и нарисовать свой знак.

-Начинайте.

-Кто желает выйти к доске, показать свой знак и объяснить, что он значит?

-Наше путешествие в Царство растений подошло к концу.

-Что нового вы узнали на занятии?

 

 

Рефлексия

-У каждого на партах лежат светофоры, возьмите их.

https://img2.freepng.ru/20180518/zce/kisspng-traffic-light-computer-icons-clip-art-5afe5d9e4f6169.6159390815266195503252.jpg

- Сейчас вы будете «зажигать» цветные огоньки в них. Если работа на уроке прошла успешно, вы активно работали, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то рисуете зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с новой задачей, то рисуете красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

-Занятие окончено.