ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА пробного внеурочного занятия по окружающему миру
ТЕМА «Путешествие в царство растений»
|
Цели:
Задачи обучения. ü Личностные: -воспитать внимание и усидчивость -проявлять интерес к новому содержанию занятия; ü Метапредметные: 1. регулятивные: -формировать навыки самоконтроля - понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить; -осуществлять самопроверку; -отвечать на вопросы; -оценивать свои достижения на уроке; 2. познавательные: -умение работать с паспортом (заполнять его) -развивать образное мышление 3. коммуникативные: -учить полно и точно выражать свои мысли исходя из задач коммуникации -учить выстраивать доказательства, приводить достаточное количество аргументов
|
Ход классного часа:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
-Здравствуйте! Садитесь. Напомню вам, что меня зовут Арина Андреевна.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и задач урока |
-Сегодня мы отправимся в путешествие в ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ. -Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? -Именно в эту Зеленую планету мы и отправимся. -Что нужно всегда брать с собой, чтобы не заблудиться. -У нас тоже есть своя карта. На ней вы видите следующие станции: 1.зеленая аптека 2.кнга жалоб растений 3.красная книга 4.будь природе другом -Начнем наше путешествие. |
Деревья и травы, цветы и кустарники. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 станция: Зеленая аптека Приём: паспорт |
-И первая станция называется «Зеленая аптека» -Послушайте небольшой рассказ. «Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если хочешь собирать цветы, то собирай их для пользы». -Что имела ввиду бабушка, когда сказала, что растения нужно собирать для пользы? То есть какие растения нам могут принести пользу? -Сейчас мы составим паспорт некоторых лечебных растений. -А что такое паспорт? -Паспорт- это краткое описание, чего-либо, а именно лекарственного растения, про которое мы будем сегодня говорить. -У каждого на партах лежат скрепленные листы, возьмите их. -На первом листе написано лекарственно растение и его фотография. Переверните лист. что нам нужно заполнить в этом листе?
-Чтобы заполнить паспорт, возьмите карточки под номером 2. Там написана информация о растениях. Вам нужно выписать из этого текста только то, что необходимо. -Понятно задание? Если нет, то задайте мне вопросы. -Приступайте выполнять. На это задание даётся 7 минут.
Карточка 1: Подорожник Многолетнее травянистое растение. Имеет яйцевидные упругие листья. Заживляет раны, порезы, останавливает кровь.
Если ты порезал ногу Не рыдай и не реви Подорожник на подмогу Ты скорей к себе зови. Карточка 2 Крапива Многолетнее растение высотой до 1 м. с листьями, усаженными жгучими волосками. В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она используется для укрепления волос и часто применяется при различных кровотечениях. Крапива – лекарство Им голову мой, Чтоб перхоти не было И волос был густой. Карточка 3 Мать-и-мачеха Одно из самых первых растений весной. Цветочки ярко-жёлтые. Листья крупные: сверху зеленные и холодные (как злая мачеха), а снизу беловатые и нежные (как мать). Традиционное средство от кашля. Мать–и–мачеха, растет в траве возле лужи Растение это всем нужно», Сказал очень гордо мне дед. Для тех, кто случайно простужен Лекарство безвреднее нет.
Карточка 4 Мята Многолетнее травянистое растение с прямостоящими стеблями. Листья удлиненные. В конце заостренные. Сверху имеют темно-зеленый цвет, снизу - светло-зеленый. Цветки мелкие, красно фиолетового цвета. Настой травы успешно применяют при бессоннице, при головных болях, а также используют как успокаивающее. Необычное растение, В чай добавишь – наслаждение, Из неё получишь масло, В нем целебных качеств масса.
Карточка 5 Календула Однолетнее растение. Цветёт календула красивыми оранжево-жёлтыми цветами. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта. Семена как ноготки, Желто-красные цветки От горла помогают Кто же их не знает -Кто желает показать свой паспорт о календуле? И т.д -Остальные очень внимательные слушают, запоминают. После выступления буду спрашивать, кто какие растения запомнил. -Молодцы, отправимся на следующую станцию. |
Нужно собирать лечебные растения.
1.Описание 2.При каких болезнях помогает?
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 станция: книга жалоб растений |
-И называется она «Книга жалоб растений» -Я буду читать жалобы конкретного растения, а вы должны будете догадаться, кто эту жалобу написал. 1.«Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу». (белая кувшинка) 2. «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза) 3. «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб) 4. Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива) 5. Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зеленые красавицы превратились в мусор… А какие славные они были. Правда и детей жалко, что за новый год без елочки. Как же быть? (обсуждение проблемы с детьми) -Ребята, выслушав все эти высказывания, какой вывод можем сделать? То есть можем ли мы помочь этим растениям? И как?
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 станция: Красная книга |
-Ребята, что вы знаете о красной книге? -Давайте познакомимся с конкретными растениями из красной книги. -Вам нужно будет отгадать ребусы, после чего мы сможем посмотреть, как выглядит это растение.
Меч-трава - это травянистое многолетние растение серо-зеленого цвета, имеющее длинный, достигающий до 150 см в высоту стебель. Листья у меч-травы жесткие, линейной формы, достигающие до 15 см в длину. Края этих листьев зазубренные, поэтому можно легко порезаться. Цветение наступает в мае и заканчивается в июне. Её цветки, похожие на морских ёжиков.
Данное растение достигает в высоту 1-2 метров. Стебель растения зеленого цвета, толстый, прямой и наделенный большим количеством ветвей. Зачастую стебель такой травы покрыт мелкими фиолетовыми пятнами. Данное растение легко узнать по цветам, появляющимся в середине лета. Они довольно крупные (более 3 см), фиолетовые снаружи и темно-желтые внутри. Плод травы – небольшая ровная черная ягода, которая схожа с дикой вишней. Растение является ядовитым!
3=К
-Ребята, а что мы можем сделать, чтобы растения не попадали в красную книгу? -На следующей станции мы поучаствуем в помощи растениям. |
Меч-трава
Белладона
Ландыш. Ландыш майский – это травянистое многолетнее растение. Высота растения около 30 см. Цветет ландыш в конце мая – начале июне, спустя десять, а максимум двадцать дней, цветы начинают опадать, на их месте появляются яркие, маленькие ягоды, которые нельзя пробовать ни в коем случае. Все растение полностью ядовито.
Кикио. Кокио – это крайне редкое дерево, встречающееся только на Гавайях. кокио – довольно маленькое дерево до 10-11 метров в высоту. Его самая поразительная черта – это сотни ярко-красных цветов, которые взрослые деревья производят ежегодно. Очень жаль, что только избранные люди смогут увидеть такую редкую красоту.
Фиалка. Фиалка надрезанная или надрезная – это бесстебельное растеньице, которое в высоту не превышает 6 сантиметров. Цветки чаще всего окрашены в фиолетовый оттенок. Жизненный цикл не превышает 10 лет. Растение обладает целебными свойствами
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 станция: будь природе другом |
-И эта станция называется «Будь природе другом». -Вам нужно будет сделать знаки по теме «Охрана растений». Знаки бывают трех видов: Информирующий
Предупреждающий Запрещающий -Вам необходимо будет определиться с видом и нарисовать свой знак. -Начинайте. -Кто желает выйти к доске, показать свой знак и объяснить, что он значит? -Наше путешествие в Царство растений подошло к концу. -Что нового вы узнали на занятии? |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
-У каждого на партах лежат светофоры, возьмите их.
- Сейчас вы будете «зажигать» цветные огоньки в них. Если работа на уроке прошла успешно, вы активно работали, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то рисуете зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с новой задачей, то рисуете красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» -Занятие окончено.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.