министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Тема урока. Что такое главные члены предложения?
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 2 «В» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: дать понятия о главных членах предложения. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Главные члены предложения, основа предложения. |
||
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный ü Знают, что такое члены предложения, главные члены предложения, основа предложения. ü Умеют находить главные члены предложения, основу предложения.
|
Личностный: · Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; Метапредметный: Познавательный: · Умеют сравнивать, обобщать, анализировать; · Проявляют познавательный интерес. · Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью. Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Умеют ориентироваться в учебнике, в тексте; Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом; · Правильно строят ответы, предложения.
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: Карточки с заданием, презентация, учебник «Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 2 касс 1 часть. «Просвещение» 2012 |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л)
|
Мы любим учиться, Хотим мы все знать, Чем больше узнаем, Тем сильнее станем! |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Очень надеюсь, что мы на уроке хорошо потрудимся. -Ребята, прочитайте про себя девиз сегодняшнего урока:
Мы любим учиться, Хотим мы все знать, Чем больше узнаем, Тем сильнее станем! -В., прочитай громко и выразительно этот девиз для всего класса. - Что значит сильнее станем?
- Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи! |
- Приветствуют учителя.
Ученик читает девиз.
-Станем умнее, грамотнее, будем красиво говорить и писать.
|
Минутка чистописания. · Замотивировать учащихся писать каллиграфически. (Л.) · Совершенсвовать умение учащихся анализировать. (Л.) · Учить понимать учебные задачи минутки чистописания. · Совершенствовать такие качества, как правильная форма буквы «О». (Пр.)
|
Красиво писать – людей уважать
В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла.
|
1. Мотивация детей на деятельность: «Красиво писать – людей уважать» -Прочтите пословицу про себя. -Почему так говорят? -Кто из вас хочет красиво научиться писать? -Как думаете, для чего это нужно? -Сегодня будем продолжать учиться красиво писать. 2. Выход на тему минутки, её формулирование детьми -Отгадайте, что это за буква? В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. -Кто догадался, какая тема минутки чистописания? 3. Анализ графического материала -Посмотрите на слайд, назовите ошибки, которые там присутствуют.
(-В первом случае происходит искажение в верхней части, овал немного заостряется верху, а во втором – овал искажается и заостряется в нижней части.) 4. Выполнение работы детьми -Откройте тетради, напишите число, классная работа. -Выпрямите спинки, тетрадь держите под наклоном. С красной строки напишите букву о, не допуская этих ошибок. 5. Рефлексия деятельности, оценка работы детей. -Посмотрите на слайд. -Если у вас получилась такая буква о, поднимите зеленную карточку, если вы допустили ошибки, поднимите красную карточку. -Не расстраивайтесь. Вы молодцы, что смогли признать свои ошибки. Вам нужно немного потренироваться над написанием буквы о, и тогда всё получится. |
-Чтобы другому человеку было понятно и приятно читать.
-Буква «О» Правильное правописание буквы «о».
|
Словарно-орфографическая работа. · Совершенствовать умение детей писать непроверяемые безударные гласные (Пр.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать. (Л.) · Совершенствовать умение сличать свою работу с образцом, делать вывод о качестве её выполнения. (Р.)
|
|
Орфографический словарный диктант. -Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их. Отгаданное слово запишите в тетрадь. -Слушаем внимательно: Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут её… -С красной строки с заглавной буквы пишем слово «сорока». -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Поставьте запятую, слушаем следующую загадку. Эта маленькая пташка Носит
серую рубашку, -Кто это? -После запятой с маленькой буквы, записываем «воробей». -Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму. -Снова ставим запятую. Сильная, большая птица. Даже кошки не боится. Очень важная персона Серо-чёрная …. -Запишите «ворона», поставьте точку. -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Сверьтесь со слайдом. -Сейчас вы сами проверите свои работы. Исправлять уже нельзя. -Если слово написано правильно, ставим «+», если нет, то «-«. -Возьмите простой карандаш. Сверяемся со слайдом. -На ваших партах лежат три карточки: зеленая, жёлтая, красная. -Поднимите зеленую карточку те, кто не допустил ни одной ошибки. -Вы большие молодцы. -Поднимите жёлтую карточку те, у кого несколько ошибок, одна или две. -Поднимите красную карточки те, у кого во всех словах допущены ошибки. -Не расстраивайтесь. Ведь у меня есть очень интересный и лёгкий способ запомнить эти слова. -Хотите поделюсь им и с вами? -Посмотрите на эти слова. -Что общего вы в них увидели?
-Правильно, во всех словах есть «оро». -Запомните это, и вы не допустите ошибки в подобных словах. |
- Сорока
-Воробей
-Ворона
-Все они птицы -Во всех словах есть «оро».
|
Актуализация знаний. · Актуализировать и совершенствовать знание о понятии предложение. (Пр.) · Актуализировать и совершенствовать знание о знаках препинания в конце предложения. (Пр.)
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это то, ком или о чём говориться в тексте. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это цепочка слов, похожих друг на друга. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
|
1) Выбор правильного определения. -Давайте вспомним, что такое предложение. -Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя все определения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это то, ком или о чём говориться в тексте. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это цепочка слов, похожих друг на друга. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. -Какое же определение является правильным. -Л., прочитай громко правильное определение. 2) - Одна девочка со второго класса составила предложения и везде поставила точку. -Прочитайте эти предложения. Я люблю осень. По всюду разноцветные листья. Кому может не нравится осенняя красота. -Вы согласны с девочкой? -В каких предложениях нужно поставить другие знаки препинания? -Докажите.
-Прочитайте это предложение с нужной интонацией. -Почему вы считаете, что во втором предложении ставится «.»? -О., прочитай его с нужной интонацией. -Что же мы поставим в 3 предложении?
-Молодцы, ребята. |
-варианты детей.
-Нет -В 1 и во 2
В первом предложении необходимо поставить «!» знак, т.к оно передаёт чувство радости, восторга. -Потому что оно нам сообщает информацию.
«?», т.к в этом предложении спрашивается. |
Постановка темы и задач урока. Приём: практическое задание по новой теме · Учить определять и формулировать вопрос урока, на который надо найти ответ. (Р.) |
|
- Заспорили как-то три друга о том, есть ли в предложении главные члены предложения: Петя говорит, что в предложении все слова главные; Вася говорит, что главные те, которые мы выделяем голосом; А Илья думает, что те, которые стоят самые первые в предложении. -Ребята, а вы как думаете, что же такое главные члены предложения? -Сколько вопросов я вам задала? -Сколько ответов вы мне дали? -Почему же так?
-Значит, какая цель нашего урока?
|
-Один. -Много. -Мы не знаем, что такое главные члены предложения. -Узнать, что такое главные члены предложения. |
Открытие нового знания. Приём: анализ языкового материала · Познакомить учащихся с признаками понятий: Члены предложения (каждое слово в предложении – член предложения) главные члены предложения (есть в каждом предложении), основа предложения (заключается главный смысл предложения). (Пр.) · Совершенствовать умение составлять предложения. (П.) · Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.) · Совершенствовать умение на основе анализа делать вывод. (Л.) · Совершенствовать умение сотрудничества. (К.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать. (Л.)
|
Солнышко светит ярко осеннее
Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит
|
-Посмотрите на слайд. Что это? -Давайте составим из этих слов красивое предложение.
-Вот теперь, когда эти слова составили предложение, они стали ЧЛЕНАМИ этого предложения. (на доске карточка: ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) -Сколько в этом предложении членов? -Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. -Ребята, у каждого члена предложения своё название, как и в семье. -Прочитайте про себя предложения со слайда. Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. -О чём говорится в каждом предложении? -Поставьте вопрос к этому слову. -Что говорится о солнышке, попробуем поставить вопрос. Солнышко… -Какие слова повторяются в каждом предложении? -Попробуем убрать эти слова. -Вам понятен смысл предложения? -Можно ли сказать, что слова СОЛНЫШКО СВЕТИТ являются главными членами каждого предложения? -Почему вы так думаете?
-Ребята, в любой семье есть главные члены семьи. Вот и у предложения так же: в любом предложении всегда есть главные члены. (на доске: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ) -Посмотрите на эту красоту. -Кто изображен на фото? -А как вы думаете, куда они летят? -Как вы это поняли?
-Зачем птицы улетают на юг?
-Давайте составим предложение по этой картинке. -Начнём со слова ОСЕНЬЮ.
-Попробуем найти в нём главные члены. -Кто? Журавли… -Какие главные члены получились? -Вместе эти главные члены составляют основу предложения, в ней заключается главный смысл предложения. (на доске карточка: ОСНОВА)
|
-Слова. -Осеннее солнышко ярко светит.
-4
-О солнышке. -ЧТО?
-ЧТО ДЕЛАЕТ? Светит. -Солнышко светит.
-Нет. -Да -Потому что без этих слов непонятен смысл предложения.
-Журавли. -На юг. -Листья деревьев поменяли свой окрас, а значит это осень. Осенью становится холодно, и птицы улетают на юг.
-Потому что им нечего кушать зимой.
Осенью журавли улетают на юг.
-Журавли -Что делают? Улетают. -Журавли улетают.
|
Воспроизведение новых знаний Приём: · Закрепить знание о понятиях: члены предложения, главные члены предложения, основа предложения; (Пр.) · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
Члены предложения Главные члены предложения Основа предложения |
Воспроизведение нового знания в парах -Посмотрите на доску.
-Сегодня мы узнали целых три новых понятия. -Сейчас вам нужно задать друг другу 2-3 вопроса на нашу тему. -Все задают вопросы, я всех слышу, не молчим. -Остались ли у кого-то вопросы, на которые товарищ не смог ответить? -Возьмите учебники. Откройте страницу 30. -Найдите в рамочке определение. Поставьте туда пальчики. -Прочитайте про себя. -Н., почитай громко для всего класса, остальные внимательно слушайте. -Мы такой же вывод сделали? |
-Да. |
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли?
-Чему будем учиться дальше?
|
-Что такое главные члены предложения. - Находить главные члены в предложениях.
|
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике: находить главные члены предложений. (Пр.) · Совершенствовать умение составлять предложения. (П.) · Совершенствовать умения подбирать подходящие по смыслу слова.(П.) · Совершенствовать умение правописания жи-ши, чу-щу, имен собственных. (Пр.)
|
Мама, кино, купила, в, билеты.
Снежинки, на, падают, белые, землю. Сияло, высоко, в солнце, небе.
Осень. 1. ______ поздняя _____. 2. ____ сильный ветер. 3. Целый день ____ ______. 4. _____ ______в дупло орехи. 5. _____ ______ в тёплые края. 7. _______ _________ красивые кораблики.8. По небу _____ лёгкие _______. 1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
|
Составление и списывание предложений с синтаксическим заданием. -Посмотрите на доску. Мама, кино, купила, в, билеты. -Прочтите первую строчку. -Что это? -Составьте из них предложение.
-Найдите в предложении главные члены. -Какая будет основа предложения? -Откройте тетради. -Получившиеся предложения запишите, найдите основу.
-Какие предложения у вас получились?
-Какая основа? -Следующее предложение.
Выбор необходимых по смыслу слов с синтаксическим заданием. -У каждого на столах карточки. Возьмите их. -Вам дан небольшой текст про осень. нужно будет на место пробелов вставить недостающие по смыслу главные члены. -Разберём первое предложение. -Нам известно только одно слово ПОЗДНЯЯ. -Что может быть поздней? -Возьмем слово ОСЕНЬ. Так как текс называется ОСЕНЬ. Задайте вопрос от этого слова. -Осень… -Выполняем задание самостоятельно. -Слова пишите карандашом, чтобы можно было исправить. -Проверим. Прочитайте второй предложение, третье, ….
Предупредительный диктант с синтаксическим заданием. -Я прочитаю текст со слайда, а вы внимательно слушайте и следите глазками. В лесу. Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ёжики. -Ребята, почему слова Андрей, Юра, Тузик написаны с большой буквы?
-Кто мне скажет, почему в слове бежит после ж пишется буква и? -Найдите в тексте еще одно слово на это правило. -Найдите в тексте слово на правило ЧУ пишу с буквой У. -Молодцы. -Посмотрите ещё раз на слайд. Запомните правописание и правила их написания слов. Я убираю текст. -Пишем название текста В ЛЕСУ. -Слушаем. Андрей и Юра идут в лес. -С красной строки пишем….. -Первый ряд находит главные члены во втором предложении. -Второй ряд в третьем предложении. -Третий ряд в четвертом предложении.
Объяснение домашнего задания. -Откройте страницу 30. Найдите задание 32. -Это будет вашим домашним заданием. -Прочитайте про себя задание. -Что нужно сделать?
-Как нужно будет отвечать на вопрос? Одним словом?
|
-Слова. -Мама купила билеты в кино. -Мама купила. -Мама купила.
-Белые снежинки падают на землю. -Снежинки падают. -Высоко в небе сияло солнце. Основа – Солнце сияло.
-Пора, осень, зима.
-ЧТО СДЕЛАЛА? Пришла.
-Потому что это имена собственные. -Правописание жи и ши пиши с буквой и. -Ёжики -Скачут.
-Прочитать вопросы. Составить и записать ответы на вопросы, используя слова с другого столбика. -Нет, полными предложениями. |
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Л.)
|
|
-Посмотрите на доску. -На этом дереве нет ни одного листочка. -Давайте исправим это. -Цвет листочка вы будете выбирать сами: Зеленый цвет означает, всё было понятно, всё получалось, все задания были выполнены правильно. Жёлтый лист: понятно было не совсем всё, в заданиях допускались ошибки. Красный цвет: ничего не понял, задания не получились. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.