Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни
Оценка 4.9

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Оценка 4.9
Игры
doc
родителям
20.02.2021
Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни
Методическая разработка для родителей и педагогов по проведению игр по воспитанию сенсорной культуры ребенка
ИГРЫ 3-го года жизни.doc

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

 

Детям 3-го года жизни предлагают задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную деятельность, но и в элементарную продуктивную деятельность – рисование, выкладывание из мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из 4-х возможных.

 На этом этапе дети продолжают выполнять задание на соотнесение предметов по форме и величине. Допуская отдельные ошибки, малыш сам может их исправить если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что не правильно?»

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу 3-го года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т.д.

При проведении игр-занятий взрослый пользуется краткой речевой инструкцией. Ему не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

На этом этапе в одно занятие с ребенком можно включать несколько видов деятельности: задания на группировку и соотнесение предметов по цвету, форме, величине.

Выбор однородных предметов по цвету из 4-х предложенных

Цель: учить выбирать предметы двух заданных цветов из 4-х возможных; закреплять умение группировать предметы по цвету.

Материал: однородные предметы 8-ми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого (это могут быть палочки, карандаши, детали конструктора и др.).

Ребенку дают предметы 4-х цветов, перемешанные произвольно; предлагают взять себе предмет любого цвета и найти такие же, например, выбрать сначала все красные. Когда все красные будут выбраны, ребенок из оставшихся выбирает еще один заданного цвета, например, желтый. Затем он выбирает все оставшиеся предметы такого же цвета.

В течение занятия сочетания цветных предметов меняются и игра каждый раз повторяется снова. Например, сначала ребенок выбирал два заданных цвета: красный и желтый из 4-х предложенных (красного, синего, зеленого, желтого), то повторяя игру, можно дать новый цветной набор однородных предметов (оранжевый, фиолетовый, черный, белый) и предложить выбрать только два цвета: оранжевый и фиолетовый.

Запоминать и называть цвета от ребенка не требуют, а всего лишь акцентируют его внимание на цветных предметах словами «цвет», «такой»,»не такой», «одинаковые», «разные».

Игра продолжается 8-10 минут.

 

 

 

Складывание 3-х местной матрешки

Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Материал: 3-х местная матрешка.

Педагог показывает матрешку, потряхивая ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает ребенка. Взрослый открывает ее и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные – большая и маленькая». Далее встряхивает маленькую: оказывается в ней что-то есть. Достав еще одну матрешку, выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает их разницу в величине. Малыш рассматривает и показывает с помощью взрослого, где большая, где маленькая и где средняя. Не следует требовать от ребенка произнесения названий величины, важна лишь практическая ориентировка в размерах предметов.

Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю. Дети со взрослым совмещают рисунок на матрешках.

Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: «открой», «закрой», «маленькая», «большая», «меньше», «больше».

Задание продолжается 5-8 минут.

 

Выбор однородных предметов 2-х заданных форм из 4-х предложенных

Цель: учить выбирать объекты 2-х заданных форм из 4-х возможных.

Материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники (каждой фигуры по 5 штук).

Педагог демонстрирует разные формы, показывая их, он пользуется словами «такая», «разные», «одинаковые». Задание заключается в отборе 5-ти предметов сначала одной формы из 4-х предложенных, а затем в отборе 5-ти предметов другой формы. Например, ребенку предлагают выбрать из набора (круг, треугольник, овал, квадрат) сначала круги, а затем квадраты.

Можно играть и по-другому: выбрать круг и квадрат, положив их в разные места (отдельно), а потом подобрать им такие же формы поочередно.

Требовать от детей запоминания и повторения названий форм не следует.

Повторяя игру, наборы фигур меняются.

Игра длится 5-8 минут.

 

Сделаем бусы

Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Материал: бусинки или другие мелкие предметы с отверстиями 8-ми цветов (по 6 каждого цвета): красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового; шнурок.

Педагог показывает 4 бусинки разного цвета и просит выбрать бусинку одного, например, желтого цвета и надеть ее на шнурок. Затем предлагает выбрать все такие же бусинки (желтого цвета) и тоже надеть на шнурок. Желтые бусы готовы. Теперь делаем красные: из 4-х цветов выбираем только красную бусинку и надеваем ее на шнурок, затем выбираем все такие же и тоже надеваем на шнурок. Красные бусы готовы и т.д.

После того, как все бусинки будут нанизаны, педагог предлагает их надеть на кукол и говорит: «Куклы стали очень красивыми!»

При выполнении задания дети ориентируются на слова «такая бусинка», «такого же цвета». Игра длится 10-12 минут.

 

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Цель: фиксировать внимание ребенка на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой, в которую помещают один элемент белой и много элементов желтой мозаики; панель для размещения элементов мозаики; картинка – аппликация «Курочка и цыплята»

Педагог рассматривает с ребенком картинку – аппликацию, рассказывая, что на ней изображено. Он начинает занятие со слов из песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

 

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

 

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы –

Полное корытце.

Далее педагог показывает ребенку белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплята». Взрослый размещает на панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики – цыпленка и предлагает ребенку найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, картинка будет закончена.

Занятие длится 8-10 минут.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Цель: обращать внимание на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой разных цветов. Но можно для облегчения задания в отдельную тарелочку положить только мозаику красного и белого цвета. Панель для выкладывания мозаики. Картинка-аппликация «Домики и флажки».

         Педагог показывает ребенку элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем он выкладывает домик на панели, а флажок над домиком. Ребенок размещает домик с флажком и далее все повторяет до конца ряда.

         Занятие длится 8-10 минут.

 

 

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Цель: продолжать обучать ребенка самостоятельно выбирать заданный цвет мозаики из нескольких предложенных. Учить чередовать предметы по цвету.

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой разных цветов; панель для размещения мозаики, картинка-аппликация на тему «Елочки и грибочки».

         Педагог рассматривает с ребенком картинку-аппликацию, показывает ему мозаику разного цвета. Далее он выбирает зеленый элемент и говорит, что елочки бывают такого (зеленого) цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета; показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого (красного) цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, педагог читает «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой спрятался грибок». Ребенок выполняет задание самостоятельно. Если он, разместив  две - три пары элементов правильно, начинает ошибаться, можно спросить: «У тебя все правильно? Почему два грибка вместе?», помогая исправить ошибки. Можно использовать поэлементный диктант: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».

Игра-занятие продолжается 10-12 минут.

 

 

Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»

Цель: продолжать фиксировать внимание на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать предметы по цвету, осуществляя выбор элементов мозаики заданного цвета.

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой разного цвета. Панель для размещения мозаики. Картинка-аппликация «Гуси с гусятами».

         Педагог вместе с ребенком рассматривает картинку-аппликацию «Гуси с гусятами». Показывая элементы синей мозаики говорит, сто такого цвета бывает речка и размещает их в левой части панели сверху - вниз. Показывает один элемент белой мозаики – гусь и один элемент желтой мозаики – гусенок, помещает их друг за другом и говорит: «Гусь пошел и гусенка повел». Когда элементы будут размещены, взрослый читает ребенку четверостишье из стихотворения М. Клоковой «Гуси».

         Белые гуси на речку идут,

         Белые гуси гусяток ведут,

         Белые гуси вышли на луга,

         Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем ребенок, ориентируясь на схему-аппликацию, самостоятельно выполняет задание.

         Игра длится 12-15 минут.

 

 

 

 

 

Образцы картинок – аппликаций для выкладывания изображений из мозаики.

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Цель: способствовать дальнейшему формированию у ребенка отношение к цвету как к важному свойству предмета, подводить его к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал: лист черной бумаги, краска- гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка.

         Педагог говорит о том, что вечером в окнах зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит два мазка синей краской. Объясняет ребенку, что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Далее взрослый наносит два зеленых мазка и спрашивает, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Объясняет, что такого(зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит два мазка красной краской и снова задает аналогичный вопрос (оказывается, что красные огоньки видны лучше, но не достаточно хорошо). Наконец, взрослый  наносит два мазка желтой краской и все вместе приходят к выводу, что такого (желтого) цвета огоньки видны лучше всего. Затем ребенок получает розетки с краской 4-х цветов, и ему предлагают показать, какой краской он будет рисовать огоньки. Ему дают лист бумаги и предлагают самостоятельно нарисовать огоньки, акцентируя внимание ребенка на моменте прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Педагог следит, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой.

Занятие длится 10 минут.

 

 

 

Рисование красками на тему «Листочки деревьев»

Цель: продолжать учите ребенка самостоятельно выбирать цвет из 4-х предложенных. Совершенствовать умение наносить мазки путем примакивания.

Материал: лист белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисть.

Педагог показывает картинку-изображение веточки с зелеными листочками, обращает внимание на разные цвета красок на столе и предлагает найти и показать, какой краской ребенок будет рисовать листочки. Затем дает кисть и просит его сделать вначале несколько мазков сухой кистью на бумаге. После предварительного упражнения в сухом примакивании, ребенок рисует краской. Учитель напоминает, что рисовать надо по всей поверхности листа, не накладывая мазки один на другой.

Занятие проводится 10 минут.

 

 

Рисование красками на тему «Апельсин»

Цель: подводить ребенка к самостоятельному выбору цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета. Учить выбирать краску нужного цвета из трех близких цветов ( красный, оранжевый, желтый): рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивая его внутри преимущественно круговыми движениями.

Материал: лист голубой бумаги, краска (оранжевая, красная, желтая), апельсин.

         Педагог показывает ребенку апельсин, поясняет что он круглый, обводит его круговым движением руки слева направо и предлагает сделать это движение ребенку. Жест должен быть энергичным, а линия замкнутой. Далее одним быстрым движением он рисует на листе бумаги замкнутый круг и закрашивает круговыми движениями. Нарисовав апельсин, педагог сравнивает его с образцом по цвету и форме. Затем предлагает ребенку найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Учитель дает ребенку сухую кисть, обхватывает руку ребенка, в которой он держит кисть, и обводит замкнутый круг один или два раза. Только после предварительного обучения можно разрешить ребенку окунуть кисть в краску и нарисовать апельсин.

Занятие длится 10 минут.

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

Цель: продолжать вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Учить выбирать краски двух заданных цветов из 4-х предложенных. Закреплять умение рисовать мазками.

Материал: лист зеленой бумаги, краска (красная, желтая, синяя, черная), кисть.

         Перед ребенком размещают 4 краски, предлагают рассмотреть их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики; затем найти и показать краску такого цвета, как жук. Затем учитель предлагает нарисовать одуванчики и жуков. При этом сначала ребенок рисует только одуванчики желтой краской, а потом ребенку дают чистую кисть, и он рисует жуков черной краской. При этом нужно уточнить, что жуков нужно рисовать между одуванчиками, а не на них, иначе краски сольются.

Занятие длится 10 минут.

 

Нанизывание бус разного цвета

Цель: учить чередовать предметы по цвету.

Материал: бусины 2-х цветов (например, красного и желтого) одинаковой величины и формы; шнурок.

Игра-занятие начинается с приходом в гости кого-либо из кукол, игрушек животных которые приносят дидактический материал и для которых ребенок будет делать украшение.

Учитель обращает внимание на то, что бусы разного цвета. Отобрав две бусинки – красную и желтую, он объясняет: «Это бусинка вот такая (красная), как ягодка, а это – вот такая (желтая), как солнышко. Вначале ребенок будет нанизывать бусинку вот такого (красного цвета), а затем вот такого (желтого цвета). Всякий раз слово-название цвета сопровождается показом предмета данного цвета (не следует требовать чтобы ребенок обязательно запоминал, как называется тот или иной цвет; основная задача учитывать цвет в практической деятельности). Далее ребенок выполняет задание сам. Если он ошибся, то педагог снимает бусы со шнурка и предлагает ребенку еще раз выполнить задание. Можно использовать поэлементный диктант: «Найди вот такую, красную бусинку, а теперь другую, зеленую бусинку…»

Игра-занятие проводится 10 минут.

            

Подари куклам бусы

Цель: учить группировать однородные предметы по цвету.

Материал: плоскостные изображения кукол 8-ми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный); бусины (можно сделать из пластилина шарики; бумажные кружочки).

Любуясь куклами, педагог говорит, что у каждой куклы красивый наряд.  А  когда они все вместе, то так красиво, будто солнышко ярко светит и сияет радуга. Затем педагог говорит, что куклы будут еще красивее, если им подарить бусы и предлагает сделать их ребенку. Ему дают пластилиновые шарики или бумажные кружочки, которые он размещает под каждой куклой в соответствии с цветом ее наряда.

Игра –занятие длится 10 минут.

  

 

Собери для кукол грибы и цветы

Цель: учить соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: те же плоскостные куклы, что в предыдущей игре; изображения грибов и цветочков тех же цветов, что и куклы.

Педагог предлагает ребенку выполнить задание: собрать для кукол в разноцветных нарядах грибочки и цветочки, которые им красиво подойдут (грибы и цветы должны соответствовать наряду куклы по цвету). Ребенок, получив дидактический материал, располагает под каждой куклой изображения грибов и цветов.

Игра-занятие длится 10 минут.

 

 

 

Нанизывание больших и маленьких бус

Цель: учить чередовать предметы по величине.

Материал: бусины 2-х величин: большие и маленькие одинакового цвета им формы, шнурок.

         Педагог показывает ребенку куклу и поясняет, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Вынимает из корзиночки коробочку, показывая, что там лежать большие и маленькие бусинки. Поясняет, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, он берет вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на шнурок одну за другой; ребенок продолжает. Можно использовать поэлементный диктант: «Сначала большая бусинка, затем маленькая, снова большая и маленькая…».

         Собранные бусы надевают на куклу.

Игра длится 10 минут.

 

 

 

 

 

 

Нанизывание бус разной формы

Цель: учить чередовать предметы по форме.

Материал: бусины разной формы (например, квадратные и круглые; можно сделать из пластилина) одинакового цвета и величины; шнурок.

         Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. Педагог обращает внимание на то ,что лежит в корзиночке. Показывает бусины и говорит, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик. Затем кубик. Далее предлагает ребенку выбрать две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание ребенка фиксируется на том, что на нитке оказались надеты – шарик, кубик, шарик, кубик…. Далее педагог предлагает потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик, шарик, кубик…» Ребенок нанизывает бусины на нитку, а педагог оказывает ему помощь, периодически давая словесные указания, а также непосредственно помогать выполнять действие. Разложив законченную нитку с бусами, педагог вместе с ребенком проверяют правильно выполненные бусы, приговаривая: «Шарик, кубик, шарик, кубик…» Неправильно нанизанные бусы взрослый снимает и помогает ребенку выполнить задание правильно. В конце занятия бусы надевают на куклу.

Занятие длится 10 минут.


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Выбор однородных предметов по цвету из 4-х предложенных

Выбор однородных предметов по цвету из 4-х предложенных

Складывание 3-х местной матрешки

Складывание 3-х местной матрешки

Выбор однородных предметов 2-х заданных форм из 4-х предложенных

Выбор однородных предметов 2-х заданных форм из 4-х предложенных

Материал: бусинки или другие мелкие предметы с отверстиями 8-ми цветов (по 6 каждого цвета): красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового; шнурок

Материал: бусинки или другие мелкие предметы с отверстиями 8-ми цветов (по 6 каждого цвета): красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового; шнурок

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой разных цветов; панель для размещения мозаики, картинка-аппликация на тему «Елочки и грибочки»

Материал: коробка (тарелочка) с мозаикой разных цветов; панель для размещения мозаики, картинка-аппликация на тему «Елочки и грибочки»

Педагог вместе с ребенком рассматривает картинку-аппликацию «Гуси с гусятами»

Педагог вместе с ребенком рассматривает картинку-аппликацию «Гуси с гусятами»

Образцы картинок – аппликаций для выкладывания изображений из мозаики

Образцы картинок – аппликаций для выкладывания изображений из мозаики

Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти

Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти

Цель: продолжать учите ребенка самостоятельно выбирать цвет из 4-х предложенных

Цель: продолжать учите ребенка самостоятельно выбирать цвет из 4-х предложенных

Материал: лист голубой бумаги, краска (оранжевая, красная, желтая), апельсин

Материал: лист голубой бумаги, краска (оранжевая, красная, желтая), апельсин

Перед ребенком размещают 4 краски, предлагают рассмотреть их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики; затем найти и показать краску такого цвета, как…

Перед ребенком размещают 4 краски, предлагают рассмотреть их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики; затем найти и показать краску такого цвета, как…

Далее ребенок выполняет задание сам

Далее ребенок выполняет задание сам

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Собери для кукол грибы и цветы

Собери для кукол грибы и цветы

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Игры-занятия детей раннего возраста. Третий год жизни

Нанизывание больших и маленьких бус

Нанизывание больших и маленьких бус

Нанизывание бус разной формы

Нанизывание бус разной формы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2021