Игры-занятия с детьми раннего возраста. Первый год жизни.
Оценка 4.8

Игры-занятия с детьми раннего возраста. Первый год жизни.

Оценка 4.8
Игры
docx
родителям
08.02.2021
Игры-занятия с детьми раннего возраста. Первый год жизни.
Материал, в котором предлагаются игры для детей первого года жизни.
Игры-занятия с детьми раннего возраста. Первый год жизни..docx

Игры - занятия с детьми раннего возраста

Первый год жизни

 

    При воспитании маленьких детей почти все внимание направлено на кормление, организацию сна и прогулок. Но достаточно ли для ребенка только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры способствующие успешному развитию ребенка, тем лучше. Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

    Не смотря на то, что эти игры описаны как игры для детей первого года жизни, они также могут быть предложены и ребенку более старшего возраста, если у него наблюдается нарушение интеллекта, которое сопровождается отсутствием концентрации внимания, устойчивой гиперактивностью, нарушением развития крупной и мелкой моторики, нарушением эмоционально-волевой сферы, задержкой речевого развития. Эти упражнения помогут ребенку научиться концентрировать свое внимание на определенном предмете, выполнять с ним какие-либо элементарные целевые действия, ориентируясь на показ, а также понимать словесную инструкцию ("дай", "возьми",  "положи", "закрой" и т.д.). 

Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 10-ти дней жизни)

    Цель: учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек

       Материал: можно взять пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см. следующих цветов: красные, оранжевые, желтые, зеленые,синие, фиолетовые. Кольца по одному насаживаются на стержень. Стержень необходим для того, чтобы в поле зрения был предмет а не лицо взрослого. Можно ли обойтись без стержня? Можно, но только тогда придется показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка. Перед лицом взрослый должен слегка покачивать кольцо-игрушку, он может вращать и потряхивать игрушку, привлекая внимания к ней. Главным условием является колебание игрушки и перемещение ее во всех направлениях (вправо, влево, вверх,вниз). Не беда, если ребенок при первом показа проследит за игрушкой, движущейся только в одном направлении. В последующие разы он будет следить за игрушкой движущейся во всех направлениях.

      Показ длится 2-3 минуты, повторяется два раза подряд, проводится два раза в день.

Рассматривание и захватывание игрушек, находящихся в поле зрения (организуется с 1-го месяца)

    Цель: стимулировать стремление ребенка рассматривать и захватывать игрушки, находящиеся в поле зрения

     Материал: разные игрушки, в т.ч. погремушки.

     Внимание ребенка привлекают к игрушке, приближая ее к нему, вкладывая ее в руку, проговаривая "возьми". Затем можно стимулировать стремление ребенка отдавать игрушку взрослому, забирая аккуратно ее у него, проговаривая "дай".

     Общая продолжительность игры 5-6 минут. В течение дня игра может проводиться 2-3 раза.

Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними (организуется с 2-х месяцев)

   Цель: упражнять ребенка в активном прослеживании движений предметов

   Материал: используются две одинаковые игрушки, например, пара медвежат, высотой 12-15 см.

   Перед ребенком ставят две игрушки рядом. Сконцентрировав на них внимание ребенка, можно начинать отодвигать одну игрушку от другой, проговаривая: "Идет мишка, топ-топ". Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову и даже весь корпус в том же направлении. Отведя таким образом медвежонка на расстоянии 80-100 см. от центра, взрослый переключает внимание на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать точно также в другую сторону. Ребенок следит, поворачиваясь, и за этой игрушкой. Далее взрослый передвигает поочередно обоих медвежат к центру, вызывая у ребенка активное внимание, а также движение головы и туловища.

    Продолжительность игры 2-3 минуты. Проводится 2-3 раза в день. 

Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3-х месяцев)

   Цель: развивать согласованные действия руки и глаза.

     Материал: погремушки с ручкой для захватывания. Но лучше использовать деревянные ложки с росписью. Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества ее росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.

   Внимание ребенка привлекают к ложке, предлагая взять ее ("возьми"); если не берет, то необходимо приблизить ложку к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить (можно самому сжать ладошку ребенка). Если малыш выпускает игрушку из рук, взрослый снова берет ее в свои руки и снова показывает ребенку, предлагая взять. При схватывании игрушки ребенком, взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча ребенка. Если малыш захватывает предмет только ладонью, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже руки ребенка и, слегка оттягивая ложку к себе, передает мышечное усилие руке ребенка.

     Продолжительность игры 3-5 минут. Проводится 2-3 раза в день.

Рассматривание и захватывание игрушек находящихся в не поля зрения: высоко подвешенных и колеблющихся при движении (организуется с 3-х месяцев)

     Цель: приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движении; захватывать их.

    Материал: одна разноцветная красочная погремушка (или другая игрушка).

     Взрослый показывает привязанную на ленту и размещенную высоко игрушку (немного выше уровня глаз), привлекая к ней внимание ребенка, и стимулирует стремление захватить ее ("возьми"). Ребенок поднимает голову, рассматривая игрушку, а затем радостно вскидывает руки вверх, пытаясь захватить игрушку. Если у него не сразу получается, то необходимо помочь ему, своей свободной рукой направляя руку ребенка вверх к игрушке. Можно приготовить несколько таких привязанных на ленту игрушек и в течение занятия менять их, чтобы ребенку было интересно. Игру можно проводить 5-6 минут и повторять ее 2-3 раза в день.

Схватывание предметов разной величины (организуется с 3 - 3,5 месяцев)

   Цель: упражнять ребенка в приспособлении движений руки к величине схватываемого предмета.

     Материал: 3 большие 3 маленькие игрушки (размер маленького предмета должен быть не мене 3 см., а разница между большим и маленьким предметом составляет 2 см. (с детьми более старшего возраста можно взять более крупные игрушки)).

    Сначала перед ребенком размещают большую игрушку и наблюдают, что он с ней будет делать. Скорее всего, малыш схватит ее и потащит в рот. Задача взрослого - помешать ему это сделать. Мягким движением высвободив игрушку, взрослый опять кладет ее перед ребенком, предоставляя возможность схватить ее снова после того как малыш. После того, как малыш поиграет с большой игрушкой, перед ним размещают маленькую игрушку и снова дают возможность схватить предмет. Взрослый наблюдает за действиями ребенка: маленькая  игрушка используется также 2 раза подряд.

    Затем перед малышом размещаются все большие и маленькие игрушки, и ему предоставляется возможность брать их по своему усмотрению в любом порядке. Беря поочередно большие и маленькие предметы, ребенок упражняет руку, пальцы, приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию с предметами. 

    Игра длится 5 минут и проводится 2 раза в день.

Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с 3,5 - 4 месяцев)

    Цель: упражнять ребенка  в приспособлении движений руки к форме схватываемого предмета.

       Материал: предметы круглой и квадратной формы (кубик и мячик).

       Перед ребенком размещают один - два мячика и дают возможность поиграть с ними. После того как у ребенка снизится интерес к мячикам, перед ним помещается один кубик. Малыш скорее всего возьмет предмет новой для него формы - кубик. Взрослый, молча, чтобы не отвлекать малыша, размещает дидактический материал и наблюдает за действиями ребенка. В процессе игры несколько раз меняется взаимное расположение предметов разной формы. Промежутки между предметами составляют примерно 5 см. При большом расстоянии малышу трудно переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой. Важно, чтобы малыш, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками. Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти и т.д. Вначале могут наблюдаться неуклюжие попытки захвата предмета, но постепенно ребенок начинает раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным способом для захвата предмета той или иной формы. 

     Игра длится около 5 минут и повторяется 2 раза в день. 

Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев)

     Цель: таже,что и в предыдущей игре.

     Материал: по 3 предмета треугольной и прямоугольной формы (в качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала: прямоугольные бруски - "кирпичики" и треугольные призмы - "крыши".

      Проведение этой игры аналогично предыдущей ("схватывание предметов круглой и квадратной формы").

Рассматривание декоративных панно (организуется с 5-5,5 месяцев).

        Цель: обогатить внимание ребенка  впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.

Рассматривание декоративных панно (организуется  с  5-5,5 месяцев)

 

Цель: обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.  
Материал: используется красивый расписной поднос с изображением цветов.  
Перед ребенком размещается поднос. Взрослый при этом находится позади ребенка  или  сбоку,
стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекая его внимание к ярким цветам, изображенным на  подносе. Малыш приближается к подносу, рассматривает его. трогает руками.
              Поднос можно размещать как горизонтально , так и вертикально.
               Подносы, расписные тарелки можно периодически менять.
              Игра длится 5 минут и может проводиться 1 раз в день.

Манипулирование бочонком (организуется с 8-ми месяцев)
               Цель: обогащать ребенка впечатлениями. Знакомить с элементарными способами совмещения частей предмета.
                Материал: расписной бочонок с крышкой.
                Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание  приблизится к новому предмету.  Если малыш приблизится к бочонку и пытается взять его из рук взрослого, не следует сразу отдавать ему предмет. Держа крепко в руках бочонок, взрослый предоставляет возможность малышу взяться за крышку и открыть его. Скорее всего это случится со второй и третьей попытки. Получив  крышку от бочонка, малыш начинает рассматривать ее ,поворачивая  то одной, то другой стороной, перекладывая  из руки в руку.  Если ребенок выронит круглую крышку, то покатившись, она снова привлечет его внимание, и он опять  потянется к привлекательному предмету.
                  После непродолжительного манипулирования ребенком крышкой (1-2 минуты) взрослый закрывает бочонок и снова предлагает малышу открыть его.   Не сразу ребенку удается самостоятельно, без помощи взрослого, открывать его. Ведь для этого нужно  правильно поставить бочонок, придерживая его одной рукой, другой рукой  открывать. Может  возникнуть и другой вариант, когда малыш одной рукой прижмет к себе бочонок, а другой его откроет. Если  ребенок не пытается открыть крышку, а увлеченно катает, то взрослый 2-3 раза отодвигает закрытый бочонок от малыша и держит крепко в своих руках, оставляя ребенку лишь возможность снять крышку.

Знакомство с формой предметов (организуется с  9 месяцев).
                   Цель: упражнять в выполнении элементарных предметных действий, учитывая форму   
предметов.

                  Материал: ведерко ( коробка) с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы  и цвета: кубик, брусок (кирпичик), грибочек (игрушка), яйцо (игрушка), мячик.
                  Взрослый показывает игрушку ведерко (коробочку), закрытую крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать сначала более устойчивые предметы (кубик, брусок, грибок), затем катающиеся (яйцо, мячик). Взрослый опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал  ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик. Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит его положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать и еще что-нибудь. В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит сверху грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, ч тот они  не накладываются, но зато хорошо катаются. Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить  игру. Вначале взрослый делает это сам, затем подключают ребенка, предоставляя ему инициативу. Если же  малыш пассивен и не проявляет желание 
сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнять все необходимые действия.
       Игра продолжается  5-8 минут и повторяется 1 раз в день. При частичной  или полной смене игрушки игра  бывает интересной более длительное время .  

Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев) 
         Цель: учить ребенка выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.
         Материал: большие и маленькие ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких).
   Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой и поясняет, что в нем что-то есть. Предлагает открыть крышку и достать игрушки. При необходимости помогает выполнить задание. Затем взрослый ставит    рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого   открывает крышку и вынимая предметы по одному рассматривает их. Взрослый поясняет, что игрушек много больших и маленьких. Затем он вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие – в маленькое ведерко. Возможен и такой вариант, когда взрослый складывает большие кубики, а ребенок оперирует с маленькими, более удобными. В этом случае взрослый предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое в подвинутое ближе к ребенку ведерко. Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.
Продолжительность игры 5-10 мин., проводится  1 раз в день.

Знакомство с цветом предметов (организуется с 10-ти месяцев).
Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные предметные действия.
Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
   Показывая ребенку ведерка, взрослый предлагает открыть его, и посмотреть что там. Малыш снимает крышку достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе. Таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Взрослый называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. Предметы размещают на столе в соответствии с цветовой гаммой: слева от ребенка красная игрушка, затем оранжевая, далее желтая, зеленая, синяя, фиолетовая; черную и белую игрушки размещаем по краям ряда. Предоставив малышу рассмотреть игрушки взрослый предлагает снова собрать их, придвинув ведерко. Сначала он сам кладет их, а затем малыш следует его примеру: складывает остальные. Когда все игрушки будут собраны закрывается крышкой. Действия ребенка взрослый сопровождает словами: «открой», «достань», «положи», «закрой». Цель считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета.
   Игра длится  5-8 минут и может повторяться дважды подряд 3-4 раза в день.

Надевание колец одинакового размера с большими отверстиями на стержень (организуется с 11-ти месяцев)

Цель: учить простым действиям с предметами: надевать с широкими отверстиями кольца на стержень; совершенствовать координацию движения рук под зрительным контролем.

Материал: стержень, укрепленный на основании, пять колец одинакового размера с большими отверстиями, позволяющими свободно надевать кольцо на стержень и снимать его.

    Ребенку показывают кольцо и дают с ним поиграть. После этого показывают стержень и нанизывают на него кольца. Ребенок, подражая взрослому, пытается выполнить такое же действие. Если малыш затрудняется, педагог мягким жестом берет руку ребенка, в которой тот удерживает кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня. Важно, чтобы ребенок охотно позволял взрослому руководить своей рукой. Когда малыш наденет кольца на стержень, нужно его похвалить. Затем предложить снять колечки.

     Продолжительность занятия 5-8 минут. Повторяется игра 2-3 раза в день.

     (Для детей более старшего возраста можно предложить несколько стержней, на которые надевается по одному кольцу).

Нанизывание колец одинакового размера с маленькими отверстиями на стержень (организуется с 12-ти месяцев)

Цель: продолжить учить действиям с предметами: надевать кольца одинакового размера на стержень с маленькими отверстиями и снимать их. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал: 5 и более колец одинакового размера с маленькими отверстиями.

      Надевать кольца с маленькими отверстиями на стержень довольно сложно. Поэтому необходимо постоянно сосредоточивать внимание ребенка на задание, оказывая конкретную помощь, координируя методом "рука в руке" процесс выполнения. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и одевает кольца самостоятельно или с периодической помощью. Ни следует требовать от ребенка абсолютно самостоятельных действий.

    Продолжительность игры 5-8 минут. Повторяется 2-3 раза в день.

    (Для детей более старшего возраста можно предложить несколько стержней, на которые нанизывается по одному кольцу).


 

Игры - занятия с детьми раннего возраста

Игры - занятия с детьми раннего возраста

Цель: стимулировать стремление ребенка рассматривать и захватывать игрушки, находящиеся в поле зрения

Цель: стимулировать стремление ребенка рассматривать и захватывать игрушки, находящиеся в поле зрения

Цель: приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движении; захватывать их

Цель: приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движении; захватывать их

Перед ребенком размещают один - два мячика и дают возможность поиграть с ними

Перед ребенком размещают один - два мячика и дают возможность поиграть с ними

Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание приблизится к новому предмету

Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание приблизится к новому предмету

Игра продолжается 5-8 минут и повторяется 1 раз в день

Игра продолжается 5-8 минут и повторяется 1 раз в день

Игра длится 5-8 минут и может повторяться дважды подряд 3-4 раза в день

Игра длится 5-8 минут и может повторяться дважды подряд 3-4 раза в день
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021