Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ДВОРОВЫЕ ЗАБАВЫ
«Съедобное – несъедобное»
Игру, как обычно, начинают с выбора ведущего. Все игроки садятся на
лавочку в ряд (как вариант – становятся в круг). Ведущий кидает мяч любому
игроку и одновременно называет какойлибо предмет. Если «это» съедобное –
игрок должен поймать мяч. Если несъедобное – отбить его. Если ктото «съел»
несъедобное, он становился ведущим. Конечно, игра интересна при большой
скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего – как можно
быстрей запутать игроков.
П р и м е р д л я в е д у щ е г о :
Молоко –
яблоко –
корова –
ложка –
колбаса –
колесо –
арбуз –
груша –
машина –
малина –
ласточка –
коробка –
хлеб –
вода –
соль –
яблоко –
крошка –
кефир –
кегли
И так далее до бесконечности. Повторять слова можно.
«Выбивной»
Одна из самых популярных детских игр. Играющие делятся на две команды.
Чертится линия, за которую нельзя заступать, – это середина поля. Участники
двух команд по очереди бросают мяч в противоположную. Если мячом попали в
противника, и он его поймал – он остается в игре и бросает мяч в противника.
Если в человека попали мячом, и он его не поймал – он вылетает. Если человек
бросал мяч в противника и ни в кого не попал, а он просто улетел, значит, ход
перешел к другой команде.
Когда у команды остается только один участник, в него бросают мяч столько
раз, сколько ему лет. Если не попали – команда не проиграла.
«Выбивной» с вариациями
На противоположных линиях стоят по одному игроку на каждой. Между
линиями – все остальные участники, сколько бы их ни было. Два игрока на линииперебрасывают мяч друг другу, стараясь попасть в когонибудь из «живых
целей» между линиями. Тот, в кого попал мяч, временно выбывает из игры,
замерев, сидя на корточках в том месте, где его застал удар мячом. Вновь
включиться в игру он может только после того, как поймает мяч из своего
положения. После трех ударов игрокмишень выбывает из игры окончательно.
Выигрывает тот, кто останется между линиями один.
Можно не просто бросать мяч, а выполнять определенные з а д а н и я .
Калинка – каждый подходит к ведущему и ударяет ладошкой по мячу со
словами «Калинкамалинка, малинка, моя». После того как прошли все, ведущий
бросает мяч, пытаясь в когото попасть.
Картошечка – нужно подойти и прикоснуться к мячу у ноги ведущего со
словами: «Эх, картошечка».
Ручеек – ведущий катит мячик, и все игроки должны встать так, чтобы он
прокатился между их ног, кто не успел встать – вылетает, как выбитый.
Отравленный ручеек – кто сделал движение, чтобы мяч прошел между его
ног, – выбывает.
Бомбочка – все приседают, а ведущий подбрасывает мячик вверх. В кого
попадает – выбит.
«Скелетики» – все замирают, а ведущий прокатывает мячик, как при
ручейке. Кого коснулся – выбит.
Салют – мяч подбрасывается вверх, а все игроки кричат: «УРА».
Свеча – мяч бросают в толпу; кто поймает, получает одну дополнительную
жизнь. Может потратить ее, чтобы пригласить выбитого игрока.
Горелая свеча – кто поймал, тот выбывает.
Семейная фотография – все собираются как на фото, ведущий бросает мяч
в людей, в кого попал, тот и вылетает.
Липлип, прилип – замирают все на месте, но от мяча можно уклоняться.
Когда остается один игрок – ведущие пытаются его выбить, бросая в него
мяч, по числу его лет.
При выборе ведущего всегда возникает много желающих. Но сегодня многие
дети забыли считалочки, при помощи которых можно выбрать того, кто будет
ведущим. При помощи считалочки можно было подумать и посчитать так, чтобы
ведущим был тот, кого ты захочешь. При помощи считалочки решалось много
споров. Приводим наиболее популярные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет
Пифпаф, ойойой,
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.
* * *
Шла машина темным лесом
За какимто интересом.
Интеинтеинтерес,
Выходи на букву «с».
* * *
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон.
* * *
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей.
«Камень, ножницы, бумага»
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два…
Три», одновременно качая кулаками. На счёт «три» они одновременно
показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень (сжатая в кулак
кисть), ножницы (указательный и средний палец выпрямлены, остальные
поджаты к ладони) или бумагу (все пальцы выпрямлены).
Победитель определяется по следующим правилам:
· Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает
ножницы»);· Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»);
· Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»).
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра
переигрывается.
В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра
большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации,
когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок
показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы».
Родиной популярной игры, которая получила множество разновидностей, был
Китай.