"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
Оценка 4.7

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
02.06.2017
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
игры на фонематическое восприятие.docx
Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и  определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове  звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в  середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на  эти вопросы. Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:  На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные  звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова,  последовательность гласных звуков (например, ау ­ 1ый а; 2ой ­ у).  Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут.  Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из  положения после согласных (дом, там).  Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.  Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.  Затем дети овладевают полным звуко­слоговым анализом  односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и  составляют соответствующие схемы.  Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со  стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются  термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.  Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в  слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно  стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо  следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и  предложения.    Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти. «Услышишь — хлопни».  Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми  глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры­соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.  (Повторы недопустимы.) «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в  каждом из них. «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления,  фонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в  начале, середине, конце слова. «Зоркий глаз» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии  которых есть заданный звук, определить его место в слове. «Чудесный художник» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание,  мелкую моторику. Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под  картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде  черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и  указать место изучаемого звука. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое  задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре,  пять и т. д.), например: сад—сани сок—шок сумка—суп—сапоги шапка—сын—шуба При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить  работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического  восприятия, фонематических представлений. «Бусы» Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память. Ход игры. После слов ведущего: ­ Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники  игры по цепочке произносят слова­«бусинки» на определенный звук (без повторов),  например: на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак— лампа—нора—лук—рыба—мыло — ... «Повтори и прибавь» Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и  т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается  сначала, после того как кто­либо из игроков изменит последовательность слов, например:  на звук [Ж] — жук жук, жаба жук, жаба, ужи жук, жаба, ужи, ежи и т. д. «Сложи звуки». Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них  слоги или слова, например: [П], [А] ­ ПА; [Н], [О], [С] ­ НОС. «Скажи наоборот». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и  синтез, слуховое внимание и память. Ход игры. Взрослый проговаривает два­три звука, а дети должны произнести их в  обратном порядке. 1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э,  Ы,И—... (И,Ы, Э) 2 вариант — с твердыми согласными звуками ПА — АП ПО — (ОП) ПУ — (УП) ПЭ—  (ЭП) ПЫ —  (ЫП) АП — ПА ОП— (ПО) ЫП — (ПЫ) УП— (ПУ) ЭП —  (ПЭ) 3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками ПА — ПЯ ПУ — ... (ПЮ) ПЭ—...(ПЕ) ПО—...(ПЁ) ПЫ — ... (ПИ) Звуковая зарядка ПЯ — ПА ПИ — ... (ПЫ) ПЮ—...(ПУ) ПВ— ...(ПО) ПЕ — ... (ПЭ) Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в  дифференциации гласных звуков. Ход игры. Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение,  а дети повторяют. Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти. Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение  ему несоответствующее, а дети — соответствующее. Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч. Звук У — руки вытянуть вперед. Звук О —руки поставить на пояс. Звук И —руки поднять вверх. Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны. Звук Ы — отвести руки назад (или за спину). УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что  произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить? Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит? УГАДАЙ ПО ЗВУКУ Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы.  (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.  п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал,  потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать,  резать и т. д.) ПОСИДИМ В ТИШИНЕ Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки,  металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2­3 раза, стараясь  произвести как можно меньше шума. РАЗВЕДЧИК Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол  или обувь не должны скрипеть. ЧТО ЗА МАШИНА? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую  сторону? УСЛЫШЬ ШЕПОТ Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди  на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь? ИГРА В КОМАНДЕ Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое­нибудь  движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны. МОРЗЯНКА Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом  предлагается все более трудный ритмический рисунок). УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК Я попробую звуками изобразить какой­то предмет: паровоз, машину, самолет,  свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе  водить. УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ Угадай, кто это произносит: ­ Московское время 5 часов 10 минут. ­ Налить вам еще чаю? ­ Открой рот и скажи «А­а». ­ Раз, два, три, водишь ты! ­ Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков. ­ Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир». ЧТО ЭТО? На диске записаны звуки. Угадай, что именно. а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды,  жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса,  лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь,  щелчок выключателя. б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д. в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение  грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук  пролетающего самолета, пение птиц. г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии. ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК? Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки,  звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель. ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в  любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный  коробок и т. д.) ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком  слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его  портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов­букв. Есть буквы­загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться,  научись сначала слушать и слышать звуки. Использованная литература: 1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. 2. Хватцев М. Е. Основы логопедии. 3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"

"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017