"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
02.06.2017
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
игры на фонематическое восприятие.docx
Игры на развитие фонематического слуха,
восприятия, слухового внимания и памяти.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и
определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове
звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в
середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на
эти вопросы.
Работа над формированием фонематического восприятия предполагает
следующую последовательность:
На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные
звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова,
последовательность гласных звуков (например, ау 1ый а; 2ой у).
Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут.
Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они
приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из
положения после согласных (дом, там).
Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.
Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом
односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и
составляют соответствующие схемы.
Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со
стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются
термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в
слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно
стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо
следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и
предложения.
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия,
слухового внимания и памяти. «Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми
глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игрысоревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.
(Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в
каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления,
фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в
начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии
которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание,
мелкую моторику. Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под
картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде
черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и
указать место изучаемого звука.
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое
задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре,
пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить
работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического
восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники
игры по цепочке произносят слова«бусинки» на определенный звук (без повторов),
например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—
лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Повтори и прибавь» Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и
т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается
сначала, после того как ктолибо из игроков изменит последовательность слов, например:
на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них
слоги или слова, например: [П], [А] ПА; [Н], [О], [С] НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и
синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает дватри звука, а дети должны произнести их в
обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э,
Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП
ПО — (ОП)
ПУ — (УП)
ПЭ— (ЭП)
ПЫ — (ЫП)
АП — ПА
ОП— (ПО)
ЫП — (ПЫ)
УП— (ПУ)
ЭП — (ПЭ) 3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ
ПУ — ... (ПЮ)
ПЭ—...(ПЕ)
ПО—...(ПЁ)
ПЫ — ... (ПИ)
Звуковая зарядка
ПЯ — ПА
ПИ — ... (ПЫ)
ПЮ—...(ПУ)
ПВ— ...(ПО)
ПЕ — ... (ПЭ)
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в
дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение,
а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение
ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что
произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит? УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы.
(Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.
п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал,
потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать,
резать и т. д.)
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки,
металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 23 раза, стараясь
произвести как можно меньше шума.
РАЗВЕДЧИК
Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол
или обувь не должны скрипеть.
ЧТО ЗА МАШИНА?
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую
сторону?
УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди
на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
ИГРА В КОМАНДЕ
Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какоенибудь
движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень
внимательны.
МОРЗЯНКА Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом
предлагается все более трудный ритмический рисунок).
УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК
Я попробую звуками изобразить какойто предмет: паровоз, машину, самолет,
свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе
водить.
УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ
Угадай, кто это произносит:
Московское время 5 часов 10 минут.
Налить вам еще чаю?
Открой рот и скажи «Аа».
Раз, два, три, водишь ты!
Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир».
ЧТО ЭТО?
На диске записаны звуки. Угадай, что именно.
а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды,
жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса,
лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку),
скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь,
щелчок выключателя.
б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и
т. д. в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение
грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук
пролетающего самолета, пение птиц.
г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.
ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?
Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки,
звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в
любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный
коробок и т. д.)
ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА
Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком
слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его
портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У
каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретовбукв.
Есть буквызагадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться,
научись сначала слушать и слышать звуки.
Использованная литература:
1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.
2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
"Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.