1. «К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки».
ЧАЙНАЯ ПОСУДА
1. «К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или
настоящий), кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и
зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения
взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие
тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения
задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого
цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется
ответить, взрослый сам отвечает на вопросы.
2. «Угостим медведей чаем»
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно
ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные
большая, средняя, маленькая.
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три
медведя».
Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для
медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка,
употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая.
Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому
ребенка: чашка чашечка тарелка – тарелочка ложка ложечка.
3. «Помоем посуду»
Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.
Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду.
Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь оначистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо
побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).
4."Один – много"
Цель: научить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает
ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и
возвращает мяч: чашка чашки; ложка – ложки; блюдце – блюдца; тарелка –
тарелки; чайник – чайники; хлебница – хлебницы.
5. "Ложка и стакан"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.
Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.
Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый
демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я
положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за
стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого,
если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое
либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за
правильностью речи малыша.
6. «Чего не стало?»
Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании
родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда.
Ход. Взрослый выставляет на стол тричетыре предмета посуды. Затем
просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов.
Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 34 раза.
7. "Разрезная картинка"
Цель: научить составлять целое из трех частей.Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза).
Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось.