Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
БОЛЬШИЕ ИГРЫ С БОЛЬШОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Большими мы называем игры, в которых может участвовать большое
количество детей (например, вся школа или школьная параллель, весь лагерь
или, по крайней мере, несколько отрядов).
«Поиск клада»
Ц е л ь : укрепление физического здоровья детей, развитие сообразительности,
умения работать сообща.
В р е м я : 60 мин.
К о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в : от 8 до 40.
В о з р а с т : от 7 лет.
М е с т о п р о в е д е н и я : вся территория лагеря.
М а т е р и а л ы : несколько листов бумаги, один приз.
П о д г о т о в к а и г р ы . Вожатый пишет записки, где завуалированно (в
стихах, иносказательно, зашифрованно) описаны места территории лагеря.
Каждая новая записка посылает участников к следующей. Потом вожатый
должен спрятать эти записки в определенных местах лагеря. Теперь можно
начинать игру. Каждая команда получает первое послание и по сигналу
отправляется в путь. Каждая команда передвигается по своему собственному
маршруту, но записка с «кладом» только одна. Нужно пройти обязательно все
этапы. В конце самая быстрая команда находит финальную записку с надписью
«Клад» и идет к вожатому за призом. Оптимальное количество команд: 3–4.
«Экскурсия»
Ц е л ь : познакомить детей с территорией лагеря, чтобы они знали
местоположение всех важных для них объектов.
В р е м я : 60 мин.
К о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в : от 8 до 40.
В о з р а с т : от 7 лет.
М е с т о п р о в е д е н и я : вся территория лагеря.
Экскурсия по лагерю проводится в самом начале смены. Ребятам будет
гораздо интереснее, если вожатые организуют из этой прогулки веселое
театрализованное действо, полное тайн и интересных встреч. Легенду надо
продумать заранее (хорошо подойдет какойнибудь «новогодний» вариант).Детей разбить на группы по количеству инструкторов. Всех остальных взрослых
можно сделать лешими, призраками, СантаКлаусами и др.
«Газета»
Ц е л ь : занять и развлечь детей, научить их работать коллективом
самостоятельно (без инструктора).
В р е м я : 3 часа.
К о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в : несколько отрядов.
В о з р а с т : от 12 лет.
М е с т о п р о в е д е н и я : вся территория лагеря.
М а т е р и а л ы : много бумаги, ватман, фломастеры, краски, скотч, клей,
кисточки, ручки, карандаши, старые газеты и т. п.
Л ю д и : главный секретарь штаба, «интересные люди» (их должно быть
минимум 3 человека, если взрослых мало, можно задействовать в этом старших
ребят), минимум один свободный инструктор, который проходит время от
времени по группам и отслеживает положение дел.
Игра ориентирована на всех детей лагеря сразу. Каждому отряду
предлагается создать газету.
Н а ч а л о и г р ы . Все собираются в общем зале. Разбиваются на группы (если
нет четко выраженных патрулей или отрядов). По жребию они получают
тематику своей будущей газеты.
П р а в и л а и г р ы . Главный секретарь штаба: «Сейчас в вашем распоряжении
будет ровно 2 часа на создание газеты. Ваша задача сделать так, чтобы ваша
газета была самой лучшей, самой интересной. Через 10 минут этот зал станет
информационным штабом проведения игры. Здесь вы сможете узнать о том, где и
когда будут проходить встречи с интересными людьми, у которых вы сможете
взять интервью. Для работы вам нужно будет сейчас взять все материалы для
подготовки газеты, расположиться на вашем рабочем месте, выбрать
журналистов, корректоров, писцов, редактора и т. д. Не забудьте о том, что для
того, чтобы газету читали, нужно провести также и рекламную кампанию. Итак,
сейчас просим группы сообщить главному секретарю штаба темы ваших газет и в
путь. Время пошло!
Первый час или полтора игры журналистов рассылают в разные концы лагеря
для встречи с интересными людьми (интересных людей изображают вожатые и
другие взрослые; интересные люди – это СантаКлаус; сумасшедшая
учительница начальных классов, пришедшая из Испании на лыжах; говорящийтолько пофински Крокодил Гена; хиппи из Зауралья и т. д. Главное, чтобы они
отвечали на вопросы, исходя из своей роли).
Информация о встречах появляется в штабе и должна сменяться буквально
каждые 10–15 минут.
Второй час игры выделяется чисто на оформление и написание текста газеты.
Во время игры дети проводят рекламную кампанию, разведывательные вылазки в
другие редакции и т. д.
Срок окончания игры должен быть назначен четко и ясно. К этому моменту
все газеты должны висеть в общем зале. Если ребята не успеют, им не разрешают
вывесить газету (обычно такого не случается).
Перерыв. Все читают газеты соперников.
Независимая комиссия вручает призы по нескольким номинациям.