Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
10.09.2019
Игры с песком очень увлекают детей. В данной статье хочется поделиться опытом работы по экспериментированию и играм с песком с детьми дошкольного возраста. Также представлен план работы на учебный год. Игры можно проводить как на прогулке, так и в педагогической песочнице.
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста.docx
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного
возраста
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены
разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью...
Игры в песочнице одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому
целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в
песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт,
события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно
развивать речь,
тактильнокинестетическую
интеллектуальные способности,
чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить
коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук, а определяя
количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок
развивает творческие способности ребёнка и воображение.
Игры в песке развивают фантазию детей. И неудивительно, ведь здесь проживается
сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают
психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с
ровесниками.
Во время игры ребенок присваивает себе различные роли, он может быть шоферов,
поваром, врачом, а проговаривая игровые диалоги или давая просто комментарии, он
развивает свою речь.
Очень полезно для развития речи:
рисовать пальчиками на песке;
пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
рыть ямки, погружать руки в песок;
искать в песке зарытые мелкие игрушки;
лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо
украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
насыпать песок в ведерко лопаткой. Можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть
с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки.
Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими
машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели
и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка
замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.
Летом можно организовать и развивающие игры с песком. Например, воспитатель
может попросить слепить из влажного песка силуэты различных животных или птиц.
В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от
подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира,
который сложился у каждого воспитанника.
Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли
закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький
тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей
постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук
или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно
сфотографировать на память.
Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но
находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости
следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить –
в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей
разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же
количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям
пересчитать получившиеся формы.
Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят
гулять» по песку, прыгают, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном
песке отпечатки ладоней, ступней и следов от ботинок. Нравится им делать руками
отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг,
квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство
ходов, лабиринтов, колодцев.
Игры с песком – это и возможность обучения детей природному и ландшафтному
конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и
т.п.) они сооружают реки, долины, горы, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и
целые города, населяют их жителями (игрушками – фигурками людей и животных).
Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город», «Построй сказочный
мир», «Построй город своей мечты». При этом развивается речь и кругозор детей,
пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть
сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой),
что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют:
Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику
Стимулировать развитие сенсорики, тактильнокинестетической чувствительности
Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
Разнообразить способы сотрудничества Месяц
Сентябрь
Название темы
НОД «Песочницаволшебница»
Октябрь
Ноябрь
Игры с песком «Волшебный гриб»
Упражнение «Узоры на песке»
Декабрь
Д/игра «Что спрятано в песке?»
Январь
НОД «Удивительный песок»
Цель
Познакомить детей с
песком и помочь
определить свойства песка
с помощью тактильных
ощущений.
Создать условия для
фантазии и творчества
детей.
Развитие умственных
способностей, мелкой
моторики.
Совершенствование речевых
умений и навыков
Закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
установление
закономерностей.
Развивать память, внимание и
мелкую моторику.
Познакомить со свойствами
сухого и мокрого песка
(сыпучесть), способность
песка пропускать воду;
Обогатить речь детей словами
лаборатория, сыпучий,
рыхлый, песчинки
активизировать словарный
запас сухой, влажный, мокрый;
Развивать умение путём
экспериментальной
деятельности устанавливать
причинноследственные связи;
познавательный интерес к
процессу
экспериментирования.
Февраль
Игра «Кто к нам приходил?»
Развитие зрительного и
тактильного восприятия.
Март
Строительная игра «Построим
жилище домашним питомцам»
Апрель
Опытно – экспериментальная
деятельность « Рисование на
влажном и сухом песке»
Развитие конструктивной
деятельности, мелкой
моторики, воображения,
памяти.
Определить, на каком
песке легче рисовать – на
влажном или сухом.
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Игры с песком как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.