|
Исследовательско-творческий проект «Семейно-бытовые условия жизни русского крестьянина XIX-начала XXв.в.»
1. Анотация к проекту. Исследовательско-творческий проект «Семейно-бытовые условия жизни русского крестьянина XIX-начала XXв.в.» посвящен изучению истории русского быта:утвари, блюдам старинной русской кухни ; устройству интерьера деревенской избы. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта.Данный проект помог ученикам познать культуру, традиции своего народа через исследование устройства быта древнерусской семьи, особенностей их одежды. Учащиеся рассматривают вопрос о необходимости изучения древнерусского быта: осуществляют поиск нужной литературы. Цели проекта: развивать познавательные интересы, творческие способности учащихся, умение использовать современные средства информации в учебной деятельности, умение работать в команде; воспитывать любовь к культуре русского народа, уважение к традициям. В итоге работы учащиеся 6 класса создадут презентацию, в которой отразят итоги своей работы над идеей проекта и выступят на городской эколого-краеведческой конференции, собранные материалы будут использованы для проведения новой экскурсии в «Русской избе» по данной теме. Учащиеся 2-х классов оформят книгу рецептов старинной русской кухни. Задачи проекта:
Выяснить: применяются ли предметы старинного русского быта в современных условиях, какие блюда старинной русской кухни употребляются по сей день нашими соотечественниками. Основополагающий вопрос Зачем нужен быт? Проблемный вопрос Как был устроен быт крестьянской семьи в XIX-нач.XX в.в.? Учебные вопросы 1.Что такое быт? 2.Что такое утварь? 3.Как устроена изба? 4. Что ели наши предки? 5. Как одевались крестьяне в XIX-XX в.в.? Участники проекта: учителя и учащиеся Сроки реализации : февраль — апрель План проведения проекта 1. Подготовительный этап: обсуждение темы проекта, формирование творческой группы участников проекта в форме опроса и беседы.Разработка плана работы,распределение обязанностей в группе, составление плана работы группы; обсуждение в группе вопросов: о степени значимости темы проекта, направляющих проект, о формулировке этих вопросов, о виде продукта, который может быть создан в итоге исследования, о необходимых практических шагах при реализации задачи получения задуманного продукта, о том, какие конкретные задачи возьмут на себя участники проекта. Создано шесть групп:
2. Проективный этап –дети совместно с учителями разрабатывают этапы работы, обсуждают вопросов в группах : о степени значимости темы проекта, направляющих проект, о формулировке этих вопросов, о виде продукта, который может быть создан в итоге исследования, о необходимых практических шагах при реализации задачи получения задуманного продукта, о том, какие конкретные задачи возьмут на себя участники проекта. Результаты работы учащиеся будут фиксировать . 3. Практический этап - в результате сообщений, будет представлен поиск учащимися источников информации; - анализ информации. - обсуждение в группе способа представления выбранной информации в презентации, в соответствии с задачей максимального раскрытия темы проекта; - создание презентации и подготовка к выступлению на городской конференции, создание книги-буклета старинных рецептов русской кухни. Учащиеся 6 класса работают под руководством учителей. 4. Заключительный этап - защита проекта на городской эколого-краеведческой конференции.
Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия. Быт - это наше духовное богатство, наша экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановления естест-венных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим»(Панкеев И.А., Рассолова Е.А. Круг земного бытия.) 2.1. Введение. Мы представляем вам проект на тему «Семейно-бытовые условия жизни русского крестьянина XIX-начала XXв.в.». Как же она была выбрана? Сегодня мы входим в состав актива музея "Московия", его раздела «Русская изба»и помогаем руководителям в работе. В стенах школьного музея проходили наши уроки, праздники и занятия ещё в начальной школе.Уже тогда нам было интересно больше узнать о жизни наших предков . Сегодня , занимаясь там, (СЛАЙД) помогая проводить экскурсии для самых маленьких ,организовывать праздники, нам интересно узнать все: - Как жили русские люди раньше? - Для чего были нужны все эти предметы русского быта? - Как называются эти предметы и как ими пользовались люди? Отвечая на вопрос: что же мы хотим узнать о семейно-бытовых условиях жизни крестьянина, определили направления поиска. В нашем путешествии – несколько остановок. 1.Жилище 2.«В старину едали деды…» 3.Предметы быта 4.Одежда и обувь Определили, где можно найти материал по данной теме: -расспросить родственников - в библиотеке -изучить материалы газет и Интернет сети -обратиться за помощью к учителям истории, ИЗО, руководителям школьного музея "Московия" -поработать в нашей "Русской избе " с экспонатами В работе над проектом нам помогли учащиеся 2-го класса : -на уроках литературного чтения они выяснили , в каких русских народных сказках можно познакомиться с традициями русского быта наших предков - на внеурочных занятиях подготовили буклет-проект «Старинные русские рецепты». Наше сообщение будет сопровождаться фотодокументами с изображением экспонатов нашего музея «Русская изба», проведённых в нём мероприятиях, отрывками из произведений устного народного творчества. Итак,
начнём. 2.2. Изба и ее устройство. Народные сказки не только точно называют место жилья сказочных героев(изба, терем), но и дают описание внутреннего устройства жилища, которое может многое рассказать о народе, его образе жизни. В русских сказках сидят на лавках, спят на полатях и печи, добро прячут в сундуки. Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. (СЛАЙД МАКЕТ ДЕРЕВНИ) На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. На Руси, по избе всегда судили о хозяине- его характере и отношении к людям. Недаром в русском языке столько пословиц, определяющих место и роль дома в жизни крестьянина : «Своя- то избушка как милая подружка». (СЛАЙД БЕРЕЗНЯКИ) Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи. Жившие среди лесов, русские люди издавна славились умением вязать брёвна в срубы. С помощью одного топора мужик рубил себе избу сам, и от того , каждое брёвнышко в ней становилось родным на всю жизнь.На одном из занятий нам показывали как составлялся сруб четырёхстенок.(СЛАЙД) Заглянем в русскую избу. Какова же там обстановка? Какая мебель, посуда?Обстановка здесь скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. «Ступай, печь, домой... Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место.»-рассказывают в сказке «По-щучьему велению» От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Что же значит печь для крестьянина? Прежде всего печь греет. Печь кормит. Здесь варят, жарят, хлеба выпекают. Целый день хозяйка у печи топчется: то ушицы сварить, то картошки поджарить, то корм скоту запарить. Печь и светит. В «жаротоке» всегда уголёк тлеет, на светце, что к печке прибит, лучина потрескивает, а в печном столбе есть место для огнива или спичек. Печь и моет. В печи и помыться иногда можно- особенно ребёнку удобно , не хуже, чем в иной баньке. Здесь же и рукомойник над лоханью. Печь и лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка- верное средство от простуды и всяких прострелов. Н печи всегда одежду сушат , и на зиму впрок готовят сущик- мелкую сушёную рыбёшку, грибы, ягоды. Печь и спать уложит. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.(СЛАЙД) На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). (СЛАЙД)Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки. Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник».(СЛАЙД). На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда. В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. (СЛАЙД см. КЛИН)Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. В сказках не забывают и про «красный угол», главное место в русской избе.(СЛАЙД) В нём, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». (СЛАЙД) Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Нам , например, известно, что история нашего музея началась с передачи школе Золотовым Владимиром Григорьевичем иконы «Св. Евдокии», которой его благословили его родители на брак. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. (СЛАЙД)За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни. 3. Что ели наши предки. (СЛАЙД)Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит: «Что потопаешь, то и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами: капуста, огурцы, лук, чеснок, свёкла, морковь, репа, редька, хрен, мак, стручковый зелёный горох, различные травы для солений , яблоки, вишни, сливы. Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные. Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. «Ты баба пока пирогов напеки, а я рыбки съезжу наловлю…»,-говориться в русской сказке «Лисичка сестричка и Волк». (СЛАЙД)Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».(СЛАЙД) Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи. Обратимся опять к русскому народному творчеству. Ели согласно пословицам: «Щи да каша –пища наша»,а ещё пироги и калачи : «Красна изба не углами , а пирогами»,«Хочешь есть калачи-не сиди на печи»-говориться в сказках. Пьют квас, мёд, кисель. «Мёд, пиво пил, по усам текло…», «Молочные реки в кисельных берегах»(«Гуси-лебеди»). Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. (СЛАЙД-наш красавец-самовар) Пища отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и повседневная еда была однообразной. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками. Мы провели анкету «Что едят в твоей семье?» ,хотели узнать знают ли дети , что ели наши предки,используют ли в семьях старинные рецепты русской кухни. Результаты анкеты-опроса(СЛАЙД). См. Приложение 3. ПРОЕКТЫ 2 класса(СЛАЙДЫ) См. книгу рецептов. 4. Предметы быта.. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи. В каждой семье были «коробейки» - сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.(СЛАЙД) Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. (СЛАЙД) Как правило, прялка была досвадебным подарком отца. Изготавливали её в своём же хозяйстве, сами украшали резьбой или росписью. Рабочий день прядильщицы мог продолжаться до вторых петухов. За зиму необходимо было выпрясть столько пряжи, чтобы хватило и на одежду для всей семьи, и для бытовых тканей, и для сетей, и для приданного невесте. По умению прясть судили о достоинствах женщины, поэтому обучение искусству прядения начиналось с 5-6 лет. Тогда и появлялась у девочек первая детская прялка. Позже девушки начинали ходить на «беседы» или «вечеринки», где работа соседствовала с играми и танцами молодёжи. На таких посиделках девушка могла встретить своего суженого, поэтому и прялка менялась на более нарядную, чтобы подчеркнуть красоту своей владелицы. Прялка была и предметом, входящим в приданое. (СЛАЙД) В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. (СЛАЙД)Результаты анкеты . См. Приложение 3.По результатам анкеты мы убедились , что наши сверстники плохо знают предметы утвари крестьян того времени и их предназначение. Надеемся , что новая экскурсия поможет им узнать их лучше. Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба(СЛАЙД), о котором вспоминаем в сказке «Маша и медведь»: «я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай». 5. Во что обувались и что надевали крестьяне. (СЛАЙД см.Приложение 3) О том как одевались простые люди в старину, рассказывается в сказках очень много. Но наши ученики , как показали задания, знают старые наряды не очень хорошо. Одежду называли словом «добро», а хранили его в сундуках. «Вот ворота заскрипели, кони на двор вбежали, а дочка с отцом сидят на возу: полон воз добра…» -говорится в сказке «Дочь и падчерица».Мужчины носили кафтаны, рубахи, которые обязательно подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. (СЛАЙД) «…остался у него синь кафтан да красная шапка,…»- «Сказка про одного солдата». Молодым девушкам хочется иметь красивую одежду: «Дочка-дочка, -говорит мать.-Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек, будь умна, береги братца…»-выясняем в сказке «Гуси-лебеди». (СЛАЙД) Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей(СЛАЙД) с онучами. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. В праздничные дни надевали льняные рубахи. (СЛАЙД ) Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. (СЛАЙД) По праздникам носили домотканые балахоны. А крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна. Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. (СЛАЙД) Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос. А вот о том каким трудом занимались наши предки в 19-начале 20века , как обучали детей уму-разуму, чем занимались в свободное время будет наш следующий проект. 6. Заключение . В процессе реализации проекта мы пополнили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян,познакомились со старинными народными блюдами. Наш словарный запас обогатился новыми названиями предметов русского быта. Раздел нашего школьного музея "Московия"- "Русская изба" пополнился ещё одним экспонатом вспомогательного фонда кулинарной книгой "Рецепты старой русской кухни" и мы разработали новую экскурсию "Семейно-бытовые условия жизни русского крестьянина XIX-начала XXв.в.", которую можно проводить для учащихся среднего и старшего звена , а также гостей нашего музея. Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора , воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению семейных традиций крестьян, пополнить свои знания по вопросам : как они трудились, как отдыхали, как воспитывали своих детей.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образо-ванность от дикости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с. 2. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2008 – 24 с. 3. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с. 4. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с. 5. Интернет ресурсы. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.