Исследовательская работа "Генеалогическое древо моей семьи»"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.
Иконка файла материала Генеалогическое древо семьи Колмакова Алеши.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ   МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Бурятия, с. Баргузин, ул. Калинина 51 «А»; тел.41540, факс(30131),эл.

Адрес: barguzinschool@gmail.com

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Муниципальный этап научно-практической конференции  юных исследователей «Шаг в будущее»

 

тему: «Генеалогическое  древо  моей семьи»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ученик 4 «в» класса

Колмаков Алексей

Научный руководитель:

Постникова О.И

     учитель начальных классов

 

 

Улан- Батор, 2021г


Содержание:

Введение……………………………………………………………………..  2

Актуальность темы исследования…………………………………………...2

Проблема………………………………………………………………………2

Гипотеза……………………………………………………………………….3

Цель и задачи работы……………………………………………………….. 4

Методы исследования………………………………………………………...4

Глава 1. Что такое генеалогическое древо…………………………….........4

1.1.          Определение понятия………………………………………………….5

1.2.          Виды генеалогических древ…………………………………………...5

1.3.          Составление генеалогического древа моей семьи…………………...6

1.4.          Результаты проведения  опроса в классе…………………………… 7

Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи……………………………..... 8

2.1.  Интересные истории о моих предках……………………………… 8-13

Заключение………………………………………………………………….. 14

Список использованной литературы ………………………………………14

Приложение 1………………………………………………………………………...….    15

 

 

 


Введение

Актуальность темы исследования:

Каждый человек должен знать свою родословную. Ни для кого не секрет, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое родословное дерево, в котором указывалось множество поколений, имеющих кровную связь с определенной семьей.

Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

Народная мудрость гласит:

«Без корня и полынь не растёт».

Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю  своей   семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало  особенно   актуальным.

К сожалению, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые люди не знают даже своих прабабушек   и   прадедушек.

Проблема.

Что я могу  узнать:

Кто я и откуда?

Кем были мои предки, как жили, чем занимались?

Для чего мне надо изучить мои собственные корни, знать историю своей семьи?

         В данной работе я хочу рассказать о родословной  моей  семьи, потому  что  у   меня  есть  большой  интерес  к  собственным   корням,       к истории происхождения своей семьи.

Гипотеза.

Возможно, что в   результате   работы  мне удастся не только собрать  весь  материал  о родственниках    моей  семьи, но и оформить всё это  в  виде  интересной  работы.

Предмет и объект исследования:

Предмет исследования - история моей семьи

Объект исследования - воспоминания и рассказы старшего поколения, семейные фотографии, документы.

Цель:

Составить генеалогическое древо семьи.

Задачи:

Узнать   подробнее  о  каждой «веточке» семейного древа;

Узнать  о  том, как   и   чем раньше   жили   мои предки, кто они были,  чего достигли,  чтобы гордиться ими;

Привлечь   к    участию   в  создании   семейного древа  как  можно больше родственников.

Методы исследования:

Опрос родственников, сбор информации, через беседы, переписку.

Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

Анкетирование одноклассников.

Анализ полученной информации.

 


Глава 1. Что такое генеалогическое древо.

1.1. Определение понятия.

Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» - наука, знание. Так как каждый человек от кого-нибудь происходит, то эта наука интересна многим. Ведь каждому будет любопытно узнать, кто были его дальние предки и откуда происходит фамилия вашего рода.

Генеалогия - это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.

Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.

Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

 

1.2. Виды генеалогических  древ.

В самом общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.

В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают  сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться  от известного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.

В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.

Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это древо  не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.

Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.

Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужско и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей вось­ми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.

Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:

1) нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;

2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;

3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;

4) восходящее смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.

 

1.3. Составление генеалогического древа моей семьи

Для исследовательского проекта мне подошел смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. оно вмещает более полную информацию о предках, как по мужской, так и по женской линиям.

Мне удалось собрать информацию о предках. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со временем. Более полная информация сохранилась о предках по папиной  линии.

Ход составления древа:

1. Я изучил старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.

2.Опрос родственников – это бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка – их воспоминания особенно ценны для исследования. Семейные праздники - это прекрасная возможность расспросить родственников.

3.Оформление генеалогического древа семьи. В восходящем смешанном варианте ствол символизирует определенного человека в данной работе это я сам, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше - бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.

4.При более углубленном исследовании можно обратиться в архив. Для этого нужно располагать информацией о полном имени, дате и месте рождения, роде занятий.

 

1.4. Результаты проведения опроса в классе.

В опытно-практической работе ведущими стали метод сбора и обработки информации, так как он способствует накоплению массового материала, а также анкетирование.

Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения.

Цель проведения анкетирования – выявить, насколько мои одноклассники знают историю своей семьи.

Анкетирования проводилось среди моих одноклассников 4 «в» класса. В опросе приняли участие 25 человек. Анкетирование проводилось по трём вопросам:

1.Знаком ли ты с историей своей семьи?

Диаграмма 1

          

2. Кто тебе  рассказал историю  своей  семьи?

Диаграмма 2.

3. Есть  ли  в  вашей семье «Генеалогическое древо»?

Диаграмма3.

.

Вывод

Проанализировав результаты анкетирования, я могу сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи – в первую очередь, от мам и пап, потом уже от своих бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи имеют практически единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый, таким образом, знакомится с историей России.

                    

 


 

Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи

2.1. Интересные истории о моих предках

Изучая историю семьи, я узнал  много о жизни моих предков.

1.   Папа Колмаков Александр Анатольевич родился 1965 году в с. Баргузин  закончил Омский автомобильный институт, работал по специальности в Баргузинском АТП в данное время Индивидуальный предприниматель

 

2. Мама Колмакова Наталья Васильевна родилась 1984г. в с. Баргузин, закончила Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию им. Филиппова В.Р. по специальности экономист, по специальности работала в ОТП банке на данный момент Индивидуальный предприниматель  «Фото салон»

 

3. Моя бабушка Колмакова Альбина Николаевна  родилась 1937 г. с. Суетиха Тайшетского района. Закончила педагогический институт, всю жизнь проработала в Баргузинской средней школе учителем русского языка и литературного чтения, в данное время находится на заслуженном отдыхе. Ветеран труда.

 

4 .Мой дедушка Колмаков Анатолий Николаевич родился в 1933 г. в с. Уро Баргузинского района. Закончил институт культуры. Служил в армии, работал директором музыкальной школы ныне школа искусств, умер в 1996г.

 

5. Бабушка Толстихина Галина Николаевна  родилась в 1961 году в с. Баргузин закончила кооперативный техникум, работала в Сбербанке на данный момент работает в Военкомате.

 

6 .         Дедушка Толстихин Василий Иннокентьевич родился в 1957г. в с. Баргузин служил в воинских частях российской армии, работал разнорабочим в сфере населения. Умер  в 2006г.

 

7.          Прабабушка Колмакова Наталья Ефимовна родилась в 1907г. в с. Малое Уро, Баргузинского района, в школе почти не училась, приходилась работать в семье купца домработницей. Ушла из жизни в 1971г.

 

8 .      

Прадедушка Колмаков Николай Данилович  родился 1901г в с. Уро Баргузинского района. Воевал и дошел до самого Берлина, в конце войны у него было звание капитан. Награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны, медалью за взятие Берлина и многие другие награды. После войны работал  прокурором..Умер  в 1973г.

 

9.       Моя прабабушка Чухломина Фаина Ильинична родилась в 1934г. в с. Баргузин работала поваром в «Райпотребсоюзе». Умерла 2011г.

 

10.    Мой прадедушка Чухломин Николай Никитич родился в 1935 г. в Прибайкальском районе в с. Ельцовка. Служил в воинских частях российской армии. Работал строителем в организации «Комхоз».  Умер в 2008г.

 

11 Моя прабабушка  Толстихина Ульяна Александровна родилась в 1929г. в с. Баргузин. Работала в Банно-прачечном комбинате в организации «Комхоз». Умерла в 1998г.

 

12.    Мой прадедушка Толстихин Иннокентий Емельянович родился в 1929г. в с. Баргузин Служил в воинских частях российской армии, работал в организации «Комхоз» по специальности вальщик леса. Умер в 1981г.

13. Прадедушка Ястремский Николай Петрович родился в 1914г. в с. Сполоси Иркутская область, окончил курсы механизатора, воевал на востоке с Японией. Работал в совхозе механизатором. Ушел из жизни в 1969г

 

14.   Прабабушка Ястремская Софья Климентиевна  родилась в 1915г.  В селе Байроновка Иркутская область имела начальное образование,  работала в торговле ушла из жизни в 1993г.

 

15.   Меня зовут  Колмаков Алексей Александрович родился 10 мая 2010 г. с. Баргузин, на данный момент учусь в Баргузинской средней школе  в  4 «в» классе, в учебе  я проявляю себя хорошо. С интересом изучаю английский и французский языки. Очень нравится рисовать.

 


Заключение

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо, изучала историю своей семьи, многое узнал о своих предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы о своих близких и дальних родственниках.

Данная работа может иметь продолжение. Некоторые рассказы и воспоминания, не вошедшие в проект, имеют ценность лишь для меня и моей семьи. Мне хотелось бы глубже исследовать свое генеалогическое древо.

 

Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Много нового и интересного я узнал о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». В будущем эту гордость я обязательно передам своим детям, и они не вырастут «Иванами, не помнящими своего родства».

Выполняя данное исследование, я пришёл к выводу, что самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а тем, кто является надежной опорой для тех, кто живет рядом. Такими были и останутся для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители. А для моих бабушек и дедушек, в свою очередь, их отцы и матери. Я убежден, что не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

 


Список использованной литературы:

1. Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М.  Репринт издания 1909 года. – М.: Археографический центр 1994 г.

2. http://www.uralgenealogy.ru/ Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей г. Челябинска. .В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.

3. http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии.

4. http://www.genealogia24.blogspot.ru/ Сайт по генеалогии.

5. http://www.genealogy.su/archives/2895/ Генеалогическое агенство.

http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».

6.http://www.gershzon.ru/ Сайт по генеалогии «Ваше Родословие».

https://vgd.ru/

 


Приложение 1

АНКЕТА

1. Знаком ли ты с историей своей семьи?

Да

Нет

Не знаю

2.Кто тебе рассказал  историю своей семьи?

Мама, папа

Дедушка, бабушка

Никто

3.Есть ли  в  вашей  семье «Генеалогическое древо»?

         Да

         Нет

        Частично



 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также