МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Республика Бурятия, с. Баргузин, ул. Калинина 51 «А»; тел.41540, факс(30131),эл.
Адрес: barguzinschool@gmail.com
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Муниципальный этап научно-практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее»
тему: «Генеалогическое древо моей семьи»
Выполнил: ученик 4 «в» класса
Колмаков Алексей
Научный руководитель:
Постникова О.И
учитель начальных классов
Улан- Батор, 2021г
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….. 2
Актуальность темы исследования…………………………………………...2
Проблема………………………………………………………………………2
Гипотеза……………………………………………………………………….3
Цель и задачи работы……………………………………………………….. 4
Методы исследования………………………………………………………...4
Глава 1. Что такое генеалогическое древо…………………………….........4
1.1. Определение понятия………………………………………………….5
1.2. Виды генеалогических древ…………………………………………...5
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи…………………...6
1.4. Результаты проведения опроса в классе…………………………… 7
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи……………………………..... 8
2.1. Интересные истории о моих предках……………………………… 8-13
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы ………………………………………14
Приложение 1………………………………………………………………………...…. 15
Введение
Актуальность темы исследования:
Каждый человек должен знать свою родословную. Ни для кого не секрет, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое родословное дерево, в котором указывалось множество поколений, имеющих кровную связь с определенной семьей.
Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Народная мудрость гласит:
«Без корня и полынь не растёт».
Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.
К сожалению, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.
Некоторые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Проблема.
Что я могу узнать:
Кто я и откуда?
Кем были мои предки, как жили, чем занимались?
Для чего мне надо изучить мои собственные корни, знать историю своей семьи?
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи, потому что у меня есть большой интерес к собственным корням, к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза.
Возможно, что в результате работы мне удастся не только собрать весь материал о родственниках моей семьи, но и оформить всё это в виде интересной работы.
Предмет и объект исследования:
Предмет исследования - история моей семьи
Объект исследования - воспоминания и рассказы старшего поколения, семейные фотографии, документы.
Цель:
Составить генеалогическое древо семьи.
Задачи:
Узнать подробнее о каждой «веточке» семейного древа;
Узнать о том, как и чем раньше жили мои предки, кто они были, чего достигли, чтобы гордиться ими;
Привлечь к участию в создании семейного древа как можно больше родственников.
Методы исследования:
Опрос родственников, сбор информации, через беседы, переписку.
Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
Анкетирование одноклассников.
Анализ полученной информации.
Глава 1. Что такое генеалогическое древо.
1.1. Определение понятия.
Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» - наука, знание. Так как каждый человек от кого-нибудь происходит, то эта наука интересна многим. Ведь каждому будет любопытно узнать, кто были его дальние предки и откуда происходит фамилия вашего рода.
Генеалогия - это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.
Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.
Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
1.2. Виды генеалогических древ.
В самом общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.
В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.
Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.
В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.
Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.
Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.
Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужско и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.
Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:
1) нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;
2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;
3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;
4) восходящее смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи
Для исследовательского проекта мне подошел смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. оно вмещает более полную информацию о предках, как по мужской, так и по женской линиям.
Мне удалось собрать информацию о предках. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со временем. Более полная информация сохранилась о предках по папиной линии.
Ход составления древа:
1. Я изучил старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.
2.Опрос родственников – это бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка – их воспоминания особенно ценны для исследования. Семейные праздники - это прекрасная возможность расспросить родственников.
3.Оформление генеалогического древа семьи. В восходящем смешанном варианте ствол символизирует определенного человека в данной работе это я сам, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше - бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.
4.При более углубленном исследовании можно обратиться в архив. Для этого нужно располагать информацией о полном имени, дате и месте рождения, роде занятий.
1.4. Результаты проведения опроса в классе.
В опытно-практической работе ведущими стали метод сбора и обработки информации, так как он способствует накоплению массового материала, а также анкетирование.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения.
Цель проведения анкетирования – выявить, насколько мои одноклассники знают историю своей семьи.
Анкетирования проводилось среди моих одноклассников 4 «в» класса. В опросе приняли участие 25 человек. Анкетирование проводилось по трём вопросам:
1.Знаком ли ты с историей своей семьи?
Диаграмма 1
2. Кто тебе рассказал историю своей семьи?
Диаграмма 2.
3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
Диаграмма3.
.
Вывод
Проанализировав результаты анкетирования, я могу сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи – в первую очередь, от мам и пап, потом уже от своих бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи имеют практически единицы.
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый, таким образом, знакомится с историей России.
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи
2.1. Интересные истории о моих предках
Изучая историю семьи, я узнал много о жизни моих предков.
1. Папа
Колмаков Александр Анатольевич родился 1965 году в с. Баргузин закончил
Омский автомобильный институт, работал по специальности в Баргузинском АТП в
данное время Индивидуальный предприниматель
2. Мама
Колмакова Наталья Васильевна родилась 1984г. в с. Баргузин, закончила
Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию им. Филиппова В.Р. по
специальности экономист, по специальности работала в ОТП банке на данный момент
Индивидуальный предприниматель «Фото салон»
3. Моя
бабушка Колмакова Альбина Николаевна родилась 1937 г. с. Суетиха
Тайшетского района. Закончила педагогический институт, всю жизнь проработала в
Баргузинской средней школе учителем русского языка и литературного чтения, в
данное время находится на заслуженном отдыхе. Ветеран труда.
4 .Мой
дедушка Колмаков Анатолий Николаевич родился в 1933 г. в с. Уро
Баргузинского района. Закончил институт культуры. Служил в армии, работал
директором музыкальной школы ныне школа искусств, умер в 1996г.
5. Бабушка Толстихина
Галина Николаевна родилась в 1961 году в с. Баргузин закончила
кооперативный техникум, работала в Сбербанке на данный момент работает в
Военкомате.
6 . Дедушка
Толстихин Василий Иннокентьевич родился в 1957г. в с. Баргузин служил в
воинских частях российской армии, работал разнорабочим в сфере населения. Умер
в 2006г.
7. Прабабушка
Колмакова Наталья Ефимовна родилась в 1907г. в с. Малое Уро,
Баргузинского района, в школе почти не училась, приходилась работать в семье
купца домработницей. Ушла из жизни в 1971г.
8 .
Прадедушка Колмаков Николай Данилович родился 1901г в с. Уро Баргузинского района. Воевал и дошел до самого Берлина, в конце войны у него было звание капитан. Награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны, медалью за взятие Берлина и многие другие награды. После войны работал прокурором..Умер в 1973г.
9. Моя
прабабушка Чухломина Фаина Ильинична родилась в 1934г. в с. Баргузин
работала поваром в «Райпотребсоюзе». Умерла 2011г.
10. Мой прадедушка
Чухломин Николай Никитич родился в 1935 г. в Прибайкальском районе в с.
Ельцовка. Служил в воинских частях российской армии. Работал строителем в
организации «Комхоз». Умер в 2008г.
11 Моя
прабабушка Толстихина Ульяна Александровна родилась в 1929г. в с.
Баргузин. Работала в Банно-прачечном комбинате в организации «Комхоз». Умерла в
1998г.
12. Мой прадедушка
Толстихин Иннокентий Емельянович родился в 1929г. в с. Баргузин
Служил в воинских частях российской армии, работал в организации «Комхоз» по
специальности вальщик леса. Умер в 1981г.
13. Прадедушка
Ястремский Николай Петрович родился в 1914г. в с. Сполоси Иркутская
область, окончил курсы механизатора, воевал на востоке с Японией. Работал в
совхозе механизатором. Ушел из жизни в 1969г
14. Прабабушка
Ястремская Софья Климентиевна родилась в 1915г. В селе Байроновка
Иркутская область имела начальное образование, работала в торговле ушла из
жизни в 1993г.
15. Меня зовут Колмаков
Алексей Александрович родился 10 мая 2010 г. с. Баргузин, на данный момент
учусь в Баргузинской средней школе в 4 «в» классе, в учебе я проявляю себя
хорошо. С интересом изучаю английский и французский языки. Очень нравится
рисовать.
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо, изучала историю своей семьи, многое узнал о своих предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы о своих близких и дальних родственниках.
Данная работа может иметь продолжение. Некоторые рассказы и воспоминания, не вошедшие в проект, имеют ценность лишь для меня и моей семьи. Мне хотелось бы глубже исследовать свое генеалогическое древо.
Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Много нового и интересного я узнал о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них – это невидимая нить, которая называется «Связь поколений». В будущем эту гордость я обязательно передам своим детям, и они не вырастут «Иванами, не помнящими своего родства».
Выполняя данное исследование, я пришёл к выводу, что самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а тем, кто является надежной опорой для тех, кто живет рядом. Такими были и останутся для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители. А для моих бабушек и дедушек, в свою очередь, их отцы и матери. Я убежден, что не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
Список использованной литературы:
1. Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. – М.: Археографический центр 1994 г.
2. http://www.uralgenealogy.ru/ Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей г. Челябинска. .В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.
3. http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии.
4. http://www.genealogia24.blogspot.ru/ Сайт по генеалогии.
5. http://www.genealogy.su/archives/2895/ Генеалогическое агенство.
http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».
6.http://www.gershzon.ru/ Сайт по генеалогии «Ваше Родословие».
https://vgd.ru/
Приложение 1
АНКЕТА
1. Знаком ли ты с историей своей семьи?
Да
Нет
Не знаю
2.Кто тебе рассказал историю своей семьи?
Мама, папа
Дедушка, бабушка
Никто
3.Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
Да
Нет
Частично
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.