муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ
МИР ТКАНЕЙ»

Составила: Есаулкова Е.А., воспитатель
Опыты по изучению свойств ткани
Задачи:
- познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж);
- формировать умение сравнивать ткани по их свойствам;
- понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Ход проведения.
Дети под руководством воспитателя рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности), повторяют правила безопасного обращения с ножницами.
Дети под руководством воспитателя описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: 1) смять ткань и сравнить степень сменяемости; 2) разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами; 3) попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия; 4) опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Затем делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Воспитатель обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
Вывод: все ткани состоят из волокон. Ткани отличаются степенью сменяемости, лёгкостью разрезания ножницами, лёгкостью разрывания, скоростью промокания.
Задачи: познакомить детей с тканями, из которых шьют одежду.
Ход проведения.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду для кукол и сравнить ткани, из которых она сшита. Затем предлагается вывернуть ее на левую сторону и рассмотреть швы.
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг друга. Определить, какая она на ощупь и какого цвета.
Вывод: из ткани шьется одежда. Результат фиксируется в карточку опыта: на листе нарисованы куклы, которые нужно одеть. Для этого детям предлагается приклеить одежду на кукол (одежда вырезана из ткани разных цветов).
Задачи: познакомить детей с тканями для одежды разных сезонов.
Ход проведения.
Воспитатель показывает одежду для кукол: платье, свитер, юбку, шубку и шапку. Затем предлагает детям их рассмотреть и сравнить.
Вывод: теплая одежда шьется из «пушистых» тканей: шерсть, мех и т.д., а летняя из тонких тканей: ситец, хлопок и т.п.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе нарисована девочка в шубе. Детям предлагается разукрасить с помощью пластмассовых вилок (нарисовать мех).
Задачи: познакомить детей со свойством ткани: она легко окрашивается.
Ход проведения.
Воспитатель выдает каждому ребенку по кусочку белой ситцевой ткани и предлагает разукрасить ее в любой цвет.
Вывод: ткань легко окрашивается.
Результат фиксируется в карточку опыта: на ткани предлагается сделать рисунок на свободную тему, а затем он приклеивается в карточку опыта.
Задачи: закрепить свойство ткани: она легко окрашивается.
Ход проведения.
Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев, разного оттенка. Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски».
Вывод: ткань легко окрашивается с помощью растений, поэтому нужно бережно обращаться с вещами, чтобы не замарать её травой.
Результат фиксируется в карточку опыта: готовый в ходе опыта рисунок можно приклеить на карточку.
Задачи: познакомить детей со свойством ткани: некоторые ткани отталкивают воду.
Ход проведения.
Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи – она непромокаемая. А ткани из хлопка и льна - наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
Вывод: зонтик сделан из водонепроницаемой ткани.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображён зонтик. Детям предлагается нарисовать капельки с помощью пипетки и пищевого красителя.
«Волшебный клубок».
Задачи: показать детям, что ткани состоят из ниток.
Ход проведения.
Рассматривание разных видов нитей (мулине, швейные, шерстяные). Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых предметов.
Вывод: дети должны познакомиться со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.
Результат фиксируется в карточку опыта: предлагается выполнить простейший рисунок с помощью ниток (ниткография).
Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая) - Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. - Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая) - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?
Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материалы: небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности:
Описание. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам - «опустить в емкость с водой и определить скорость намокания» - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.
Задача: Побуждать самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.
Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.
Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.
Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.
Задача: Побуждать самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.
Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.
Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.
Задача: помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.
Оборудование: лупа, лоскутки ткани, вода.
Ход: дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.
Вывод: у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.
Задачи.
- Побуждать самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.
Ход: дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.
Вывод: чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
Задача: вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Оборудование: лоскутки разного вида ткани.
Ход: педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать ткань.
Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.
Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.
Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).
- Отгадайте загадку:
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт: его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставишь дома? (Зонт)
– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.
Обрызгивает зонт распылителем.
- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду. Вывод: не все ткани намокают.
Задача: Показать, как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани.
Оборудование: капуста, белая краска, ткань.
Ход: У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.
- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их.
Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.
Оборудование: ткань разных видов, утюг с отпаривателем.
Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите, как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим, что произошло. Лен мнется сильнее, чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань. Вывод: мятую ткань можно гладить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.