муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск
«Опыты с солью»
Составила: Есаулкова Е.А., воспитатель
Опыты с солью
Опыт № 1 «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит».
Насыплем в блюдечко соль и будем надавливать на неё сухой ложкой.
Слышим хрустящие звуки. Эти звуки схожи с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде».
Для опыта возьмем прозрачный стакан с водой, насыплем соль в воду и будем наблюдать.
Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется.
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде».
Возьмем два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей.
Насыплем в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешаем. Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо».
Для опыта возьмем 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Нальем воду в кружки. В одну кружку насыплем 3 ложки соли и хорошо перемешаем, а в другую нет. Положим в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности
(Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека».
Возьмем 3 баночки и нальем в них одинаковое количество воды.
В первую баночку опустим кусочек шерстяной нитки.
Во вторую баночку добавим соли и опустим такую же ниточку, как и в первую баночку.
А в третьей баночке сделаем насыщенный раствор соли и так же опустим нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.
Через несколько дней мы заметили:
1 баночка – нитка без изменений
2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом
3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми.
Вывод: это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека. Много соли употреблять в пищу очень вредно.
Опыт № 7 «Незамерзающая вода».
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавим соль. Оба контейнера поставим в холодильник. Через 8 часов обнаружим, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставим воду в морозильной камере и проверим ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 8 «Металл и соль».
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовим соляной раствор.
2. Опустим гвоздь в соляной раствор, затем достанем, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл. Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком».
Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.
1. Приготовим соляной раствор.
2. Поместим в него кожаный ботинок.
3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид.
Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.
Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.
Опыт № 10 «Действие соли на растения».
Можно использовать рассаду перца, воду и соль.
1. Приготовим соляной раствор
2. Перец будем поливать соляным раствором 1 неделю.
3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.
4. Через неделю растение погибло.
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается в почве и губит все живое.
Опыт №11 «Снежная ветка сосны».
Мы для опыта возьмем ветку сосны, нальем в тазик горячей воды, положим туда ветку сосны и насыплем соли.
На следующий день вытащим ветку и положим её сохнуть у батареи. Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт №12 «Выращивание кристаллов».
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур. Для опыта нам понадобится стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу.
Поместим нить в стакан и станем наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: на нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы.
Опыт №13 «Лавовая лампа».
Нужны: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Стакан на 2/3 наполним водой, выльем в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавим пищевой краситель к воде и маслу.
Потом медленно всыплем 1 чайную ложку соли.
Вывод: масло легче воды, поэтому плавает по поверхности. Но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.