Игры со шнурками

  • Игры
  • doc
  • 14.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Иконка файла материала Игры со шнурками.doc
Игры со шнурками: готовим руку к письму Шнуровки ­ зачем они? Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их  можно разделить на несколько видов. Во­первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка  (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно  пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы,  окошки и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие,  сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых  проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по  созданию художественных переплетений на игрушке­основе. Наконец, третий вид  шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается  соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная  мягкая "картина". Таков, например, "Теремок" ­ игрушка, разработанная еще М.  Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками. Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр­шнуровок,  прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра. Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за  книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению  авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном  итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребенку,  внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не  чтение и письмо в 2 ­ 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей.  Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то  иностранный язык, письмо или математика. Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего  развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют  огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить  интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем  пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку,  просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие  дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация  между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них.  Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять  внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той  способности, которую мы стремимся развить. Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша  пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или "нарисовать"  буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это  потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим  образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так  называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии  руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например,  палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и  закреплять навык. Уже давно доказано, что шнуровка ­ идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от  2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного  развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами,  игрушками­проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутсяк подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками,  крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно ­ незаменимый способ развития мелкой  моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и  внимательности.  Примеры игр со шнурками.  Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру­шнуровку,  для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый  сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка­шнуровка не выглядит достаточно яркой  и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так,  чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие? Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с  удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки,  завязывать узлы и банты ­ обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из  наиболее простых игр­шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в  подражании взрослым ­ пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2  ­ 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу.  Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, ­ проталкивать шнурки в  отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для  маленького ребенка ­ ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда  ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным  орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному  шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа ­ сложнее.  Развивающая игрушка­шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда  завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные  способы шнурования ботинок: крест­накрест, параллельным переплетением, крестом  снизу, крестом сверху и т.д. С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например,  грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек  собирал себе плоды на обед. Такая игрушка­шнуровка, как елочка с яркими новогодними  игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто  бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно  научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и  т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы  дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно  использовать и в качестве лекала ­ кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь  простейшим навыкам рисования. К большинству игр­шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по  которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений.  Ребенок постарше (3 ­ 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно­действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать  пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии  малыша, пусть он сочинит свой сюжет!