"Игры - соревнования(эстафеты) как одна из форм организации занятий по плаванию".

  • Игры
  • doc
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Не открою секрета, если скажу, что плавание удивительно благотворно и разносторонне влияет на организм человека. Общеизвнстно, что оно укрепляет здоровье и закаливает организм. Однако ценность плавания заключается не только в укреплении здоровья. Надо помнить, что это прикладной, жизненно важный навык, необходимый человеку
Иконка файла материала Игры - соревнования по плаванию.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №1 Творческая работа «Игры – соревнования (эстафеты) как одна из форм организации занятий по плаванию» Инструктор по физической культуре  МБДОУ «Детский сад № 1» Чиненова Л.В. г. Саров 2017 г. 01. Значение обучения плаванию детей дошкольного возраста.               Основная   цель   обучения   плаванию   дошкольников   заключается   в содействии   их   оздоровлению,   закаливанию,   в   обеспечении   всесторонней физической подготовки, для вовлечения детей в дошкольном возрасте в занятия физкультурой.  Правильно   организованные   занятия   в   воде   способны   стать   хорошим подспорьем   в   воспитании   здорового,   физически   и   умственно   развитого ребенка. Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем. Закаливающий эффект плавания защитит малыша от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. Занятия   плаванием   благотворно   влияют   на   важнейшие  системы жизнеобеспечения ребенка.  Сердечно­ сосудистая система. Правильный   ритм   работы   мышц   и   дыхательных   органов,   а   также возможность дозировать нагрузку при плавании благоприятно сказываются на работе сердечно­сосудистой системы. Органы дыхания. Плавание   способствует   развитию   легких   благодаря   равномерной нагрузке   на   мышцы   и   органы   дыхания.   Занимаясь   плаванием,   ребенок дышит   чистым   увлажненным   воздухом.   Жизненная   емкость   легких значительно возрастает. Опорно­двигательный аппарат. Позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив,   легко   образуются   неправильные   изгибы,   которые   могут закрепиться и образовать деформацию. 1При плавании давление на опорно­двигательный аппарат и, особенно на   Поэтому   плавание   является позвоночник   заметно   снижается. эффективным   укрепляющим   и   корригирующим   средством   для   опорно­ двигательного   аппарата.   Плавание   помогает   развивать   координацию   и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности. При   систематических   занятиях   плаванием   сосудистая   система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немало важно при  закаливании организма. Плавание   способствует   развитию   основных   групп   мышц,   что способствует   сохранению  правильной   осанки  и  предупреждению появления   дефектов   стопы.   При   плавании   вес     тела   не   давит   на позвоночник и стопу, так как тело находится в горизонтальном положении. Движения,   выполняемые   ногами,   плавные   и   свободные,   хотя   они   и оказывают большую нагрузку на нижние конечности, создавая тем самым благоприятные   условия   для   ещё   неокрепшего   мышечно­связочного аппарата   ребёнка.   Плавание   также   используется   как   корригирующее занятие при уже имеющихся дефектах осанки и стопы у детей, а также как средство профилактики этих дефектов, что особенно важно в практике работы детского сада. Плавание помогает обеспечить необходимую двигательную активность детей,   содействует   развитию   у   них   выносливости   и   других   физических качеств.   Целесообразная   двигательная   активность   и   соответствующий возрасту и подготовленности детей уровень развития физических качеств оказывают положительное влияние на состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится   задача   овладения   ребенком   прочной   техникой   плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий 2рисунок   движений,   на   основе   которого   будет   развиваться,   и совершенствоваться   навык   плавания.   И   чем   большим   количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания. Методика   обучения   плаванию   опирается   на  обще­дидактические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку.  Обще­дидактические принципы ­ Осознанности и активности Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое   значение   для   достижения   положительных   результатов   при обучении плаванию. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение   их,   способствует   постепенному   усвоению   и   осознанию значения   упражнений.   Это   побуждает   детей   выполнять   движения   как можно лучше, четче. Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе  занятий, наблюдениях за другими детьми и от оценки выполнения ими  движений. Этому способствуют простейшие приемы самоконтроля при  разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг  другу при выполнении заданий парами или группой. ­ Систематичности и последовательности Проявляется   во   взаимосвязи   знаний,   умений   и   навыков.   Регулярность, планомерность и непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивает принцип систематичности.  Занятия   должны   проводиться   систематически.   При   систематических занятиях   осуществляется   последовательность,   периодичность,   как   в организации   занятий,   так   и   в   расположении   учебного   материала.   При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом 3развитии детей. Во всех возрастных группах должна соблюдаться чёткая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок   и   отдыха,   а   также   последовательность,   взаимосвязь   и преемственность в содержании самих занятий ­ Принцип повторения Динамический стереотип, навык образуется в результате многократных повторений.   Система   повторений   физических   упражнений   строится   на усвоении   нового   материала   и   повторении   в   разнообразных   вариантах разученных движений ­ Принцип постепенности Предполагает преемственность одной ступени к другой ­ Принцип наглядности Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением ­ Принцип доступности  Предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности,  ребёнок успешно справится с программным материалом ­ Принцип индивидуальности Предполагает   необходимость   учёта   всех   функциональных возможностей, типологических особенностей каждого ребёнка. Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Обязательной частью занятия являются игры и развлечения в воде, а также попытки плавать удобным для ребенка способом.  Использование   соревновательно­игрового   метода   в   работе   с дошкольниками 4Работа   педагогического   и   медицинского   персонала   ДОУ   направлена, помимо реализации типовой программы воспитания и обучения в детском саду,   на   решение   вопросов   сохранности   психического   и   физического здоровья   детей.   В   ДОУ   проводится   комплекс   лечебно­оздоровительных мероприятий.   Они   направлены   на   повышение   резистентности   детского организма,   укрепление   иммунного   статуса   у   детей,   посещающих   наш детский сад.   Одним   из   методов,   позволяющим   повысить   положительный эмоциональный настрой является соревновательно­игровой метод. Под   соревновательно­игровым   методом   в   физическом   воспитании подразумевается   способ   приобретения   и   совершенствования   знаний, умений и навыков развития двигательных и морально­волевых качеств в условиях   игры   или   соревнования.   Его   характерной   особенностью, отличающей   от   других   методов   физической   подготовки,   является обязательное   присутствие   соревновательно­игровой   деятельности   двух противоборствующих сторон. Соревновательно­игровой   метод   относится   к   группе   практических методов.   Его   комбинированное   применение   позволяет   решать   широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими   так   и   соревновательного   метода, признаками   как   игрового, использующихся   в   физическом   воспитании.   К   оздоровительным   его признакам можно отнести:  o Присутствие   соревновательности   и   эмоциональности   в двигательных действиях; o Проявление   максимальных   физических   усилий   и   психического воздействия; o Стремление добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования; 5o Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования. Через   знакомство   с   правилами   игры   ребенок   начинает   приобретать опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции. Следует подчеркнуть, что накопление у ребенка опыта идет через игру – этот   механизм   самоорганизации   и   самообучения.   Благодаря   игре закладывается в сознании дошкольников любовь к занятиям физкультурой. Путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и   наслаждаясь   движениями,   дошкольники   приобретают   привычку   к здоровому   образу   жизни   и   овладевают   основными   когнитивными умениями:  o o o o предсказывать последствия действия или события; проверять результаты собственных действий (сработало ли?); управлять своей деятельностью (как я это делаю?); проверять реальность (имеет ли смысл?). Кроме того, ребенок осваивает разнообразные действия, направленные на изучение  и  решение  проблем. Названные выше  умения способствуют развитию   внутренней   саморегуляции   –   возможности   управлять   своим вниманием:   сосредоточивать,   переключать,   направлять   внимание   на расслабление и мобилизацию. Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с   позиции   физического   воспитания,   то   суть   соревновательно­игрового метода   сводится   к   тому,   что   для   решения   учебно­воспитательных   и оздоровительных   задач   на   практике   реально   могут   использоваться разнообразные   физические,   технические   и   тактические   упражнения, подвижные   игры,   эстафеты   или   комбинации   их,   когда   дети   играют   и соревнуются   одновременно.   И   часто   различие   между   игрой   и 6соревнованием исчезает, т.к. двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования. Использование   соревновательно­игрового   метода   способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, облегчают освоение   Соревновательно­игровой   метод   может программного   материала. использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью   частных   образовательных   задач,   т.е.   применения   таких соревновательно­игровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком   по   структуре   и   характеру   нервно­мышечные   напряжения, элементы целостного двигательного действия. Соревновательно­игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития   детей,   но   и   их   оздоровления.   Это   происходит   по   тому,   что соревновательно­игровые задания для детей являются достаточно мощным раздражителем,   позволяющим   с   большим   интересом   выполнять   как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно­игрового метода не только желательно, но и просто необходимо. Творчески   применяемый   соревновательно­игровой   метод   в   процессе физических   занятий   с   детьми,   безусловно,   способствует   успешному решению задач программы по физическому воспитанию.   Содержание работы с детьми. 7В   Древней   Греции   еще   до   нашей   эры   плавание   являлось   одним   из основных   средств   физического   воспитания.   «Хромым»   (т.е.   калекой) считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. В своей работе я ставила такие цели и задачи. Цель:   способствовать   положительно­эмоциональному   отношению   к занятиям   плаванием   и   достижению   положительного   результата   своих действий посредством использования соревновательно­игрового метода. Задачи:  оздоровительные:  закаливание организма;  укрепление дыхательной мускулатуры;  улучшение подвижности грудной клетки;  повышение функциональных возможностей организма и прежде всего сердечно­сосудистой и дыхательной системы. образовательные:    закрепление и совершенствование навыка плавания способом «кроль» на груди и на спине при помощи:  а) работы ног; б) работы рук; закрепление и совершенствование навыка плавания «кролем» на груди и на спине в полной координации; закрепление навыка плавания комбинированными способами;  обучение плаванию под водой. развивающие:  развивать уверенность в своих силах, сдержанность;  развивать настойчивость в достижении цели;  развивать скоростно­силовых качеств в соревновательной обстановке, воспитательные: 8  воспитывать   чувство   товарищества,   сознательной   дисциплины, организованности; воспитывать чувство коллективизма в соревновательных условиях. В  работе по  обучению  детей плаванию   я использую  игры, начиная  с младшего возраста. Организую элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии инструктора (Н.: п.и. «Лягушка и цапля» все дети лягушки, взрослый – цапля). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (Н.: все дети – лягушки, один ребенок – цапля). Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1­2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой возвращаются   на   свои   места.   Подвижные   игры   часто   сопровождаются словами,   стихами,   которые   раскрывают   содержание   игры   и   ее   правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять,  служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп (П/и. «Карусель»). В работе с детьми среднего возраста появляются простейшие игры с элементами   соревнования,   как   индивидуальным   (чья   «звезда»   дольше полежит на воде?), так и коллективным (кто больше соберет предметов со дна?). По   мнению   Э..Я.  Степаненковой,   на   5  году   жизни   характер   игровой деятельности   меняется.   Детей   начинает   интересовать  результат подвижной игры. Поэтому, начиная со старшего возраста, вводим в занятия игры – соревнования, а также игры – эстафеты. Игры с элементами соревнований требуют правильного педагогического руководства ими, которые предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок,   участвующий   в   игре,   должен   хорошо   владеть   двигательными 9навыками,   в   которых   соревнуется.   Этот   же   принцип   является основополагающим   в   играх   –   эстафетах.   Важно   также   объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. При подборе игр – эстафет я учитывала не только двигательные умения и   навыки   детей   по   плаванию,   но   и   их   индивидуальные   типологические особенности, интересы детей.  Объясняя   игру,   с   элементами   соревнования,   я   уточняла   правила, игровые   приемы,   условия   соревнований   (например:   «Доплыть   до определенного места, достать со дна предмет и положить его на бортик», «Построить домик так, чтобы кирпичики стояли ровно»). Также я давала положительную установку на то, что все дети справятся с выполняемым заданием, которое предполагает не только скоростное, но и качественное его   выполнение.   Правильное   выполнение   движений   доставляет   детям удовольствие,   чувство   уверенности   и   стремление   к   совершенствованию. Объединяя   детей   в   команды,   я   учитывала   физическое   развитие, индивидуальные особенности детей, а также навыки и умения плавания. В команды я подбирала детей равных по силам: неуверенных, застенчивых детей объединяла со смелыми, активными.   Мною замечено, что интерес детей к соревнованиям повышается, если у команды есть капитан, название команды (например: «Рыбки» и «Морские звезды»). В своей работе в течение года я использую такой метод, как поощрение. После занятий дети поощряются фигурками в виде морских обитателей (рыбки,   звезды,   дельфины).   Обязательно   указываю   ­   за   что   он   сегодня поощрен (например: «Коля, сегодня у тебя была самая красивая «морская звезда» на спине».)  В   нашем   детском   саду   существует   традиция   проводить   диагностику плавательных   навыков   в   виде   Малых   Олимпийских   игр,   которые 10проводятся в начале и конце учебного года. Обучая детей плаванию, я придерживаюсь этой традиции.  Сама диагностика проводится в таких формах: o Индивидуальные   задания   («Кто   дальше   проскользит   на   груди, спине?») o Круговым поточным способом.  В   данных   способах   я   оцениваю   качество   выполнения   движений   и расстояние, проплываемое детьми. Тесты провожу на 4­х  занятиях. С детьми старшей группы: 1 занятие – скольжение на груди; 2 занятие – скольжение на спине; 3 занятие – плавание с плавательной доской; 4 занятие – плавание произвольным способом. Для детей подготовительной группы диагностика так же проходит в 4 этапа: 1 занятие – «Торпеда» на груди или спине; 2 занятие – «кроль» на груди в полной координации; 3 занятие – «кроль» на спине в полной координации; 4 занятие – плавание произвольным способом. По итогам каждого задания – теста подводятся итоги и выбираются сильнейшие. К подведению итогов привлекаются дети, которые оценивают: кто был быстрым, кто правильно выполнял движения. В завершении Малых Олимпийских игр подводятся общие итоги. Дети, занявшие   призовые   места,   в   торжественной   обстановке   награждаются медалями и грамотами. Фотографии сильнейших пловцов помещаются на стенд. Стенд  в  течение  месяца  имеют  возможность   увидеть  родители  в каждой группе.  11Поскольку   обучение   плаванию   носит   циклических   характер   (цикл состоит из четырех занятий), то в ходе работы возникает необходимость подводить промежуточные результаты навыков, полученных детьми в ходе каждого цикла. Для этого я использую соревновательно­ игровой метод ­ игры   (сюжетные   и   бессюжетные),   двигательно­игровые   задания,   игры   с элементами соревнований( индивидуальные и групповые), игры­эстафеты с делением детей на команды, игры – аттракционы («Кто быстрее перевезет на доске ключик для Буратино?» или «Кто быстрее построит домик для Водяного?»). По   результатам   занятий   –   соревнований   подводятся   итоги   и награждаются победители.  «Малые Олимпийские игры» я провожу в начале и конце учебного года, но в дальнейшем, считаю целесообразно в начале года проводить «Малые Олимпийские игры», где лучшие пловцы выявляются внутри группы, так как в начале учебного года у детей навыки и умения по плаванию для данного   возраста   в   основном   слабо   развиты,   а   в   конце   учебного   года проводить Чемпионат детского сада по плаванию. Так как у детей, обучающихся плаванию, в детских садах нет городских соревнований,   мы   планируем   выявлять   лучших   пловцов   детского   сада, лучшую группу. Медико­педагогический контроль. Для определения эффективности занятий плаванием с медицинскими работниками используем следующие методы: 1 метод определения жизненной емкости легких. 2 проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе – Штанге. (см. Прил. №1) 3 проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе – Генча. 124 для определения интенсивности мышечной нагрузки и правильности ее   распределения   в   процессе   занятия   медицинскими   работниками определяется частота сердечных сокращений (ЧСС) – 1 раз в квартал. Результаты работы. В результате проводимой работы у детей:  в  основном   сформировано     положительное   отношение   к   занятиям плаванием;   отмечается стабильное снижение заболеваемости .  у детей старшего дошкольного возраста сформированы достаточно стойкие технические навыки плавания различными способами.  сформированы стойкие навыки по уходу за своим телом;    в   играх­соревнованиях   дети   проявляют   чувство   товарищества, сопереживание и сознательной дисциплины. Таким   образом,   использование   соревновательно­игрового   метода способствует   развитию   двигательных   и   морально­волевых   качеств   в условиях игры или соревнования, а так же положительного отношения к занятиям физической культурой; способствуют успешному решению задач физического воспитания дошкольников. Задачи на будущее. 1. Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Способствовать повышению функциональных возможностей организма и прежде всего сердечно­сосудистой и дыхательной систем. 3. Осуществлять   поиск   новых   форм   работы   с   детьми.   продолжать проводить «Малые Олимпийские игры» по плаванию. 4. Организовать в конце года Чемпионат ДОУ по плаванию среди детей старшего дошкольного возраста. 1314