Не открою секрета, если скажу, что плавание удивительно благотворно и разносторонне влияет на организм человека. Общеизвнстно, что оно укрепляет здоровье и закаливает организм. Однако ценность плавания заключается не только в укреплении здоровья. Надо помнить, что это прикладной, жизненно важный навык, необходимый человеку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад №1
Творческая работа
«Игры – соревнования (эстафеты) как одна из форм
организации занятий по плаванию»
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 1»
Чиненова Л.В.
г. Саров 2017 г.
01. Значение обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в
содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней
физической подготовки, для вовлечения детей в дошкольном возрасте в
занятия физкультурой.
Правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим
подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого
ребенка. Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем.
Закаливающий эффект плавания защитит малыша от бесконечных ОРЗ и
детских инфекций.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы
жизнеобеспечения ребенка.
Сердечно сосудистая система.
Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а также
возможность дозировать нагрузку при плавании благоприятно сказываются
на работе сердечнососудистой системы.
Органы дыхания.
Плавание способствует развитию легких благодаря равномерной
нагрузке на мышцы и органы дыхания. Занимаясь плаванием, ребенок
дышит чистым увлажненным воздухом. Жизненная емкость легких
значительно возрастает.
Опорнодвигательный аппарат.
Позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень
податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут
закрепиться и образовать деформацию.
1При плавании давление на опорнодвигательный аппарат и, особенно на
Поэтому плавание является
позвоночник заметно снижается.
эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно
двигательного аппарата. Плавание помогает развивать координацию и
ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности.
При систематических занятиях плаванием сосудистая система
дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды
и возникает устойчивость к холоду, что немало важно при закаливании
организма.
Плавание способствует развитию основных групп мышц, что
способствует сохранению правильной осанки и предупреждению
появления дефектов стопы. При плавании вес тела не давит на
позвоночник и стопу, так как тело находится в горизонтальном положении.
Движения, выполняемые ногами, плавные и свободные, хотя они и
оказывают большую нагрузку на нижние конечности, создавая тем самым
благоприятные условия для ещё неокрепшего мышечносвязочного
аппарата ребёнка. Плавание также используется как корригирующее
занятие при уже имеющихся дефектах осанки и стопы у детей, а также как
средство профилактики этих дефектов, что особенно важно в практике
работы детского сада.
Плавание помогает обеспечить необходимую двигательную активность
детей, содействует развитию у них выносливости и других физических
качеств. Целесообразная двигательная активность и соответствующий
возрасту и подготовленности детей уровень развития физических качеств
оказывают положительное влияние на состояние здоровья детей.
В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не
ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных
движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий
2рисунок движений, на основе которого будет развиваться, и
совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством
плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным
будет навык плавания.
Методика обучения плаванию опирается на общедидактические
принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку.
Общедидактические принципы
Осознанности и активности
Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет
большое значение для достижения положительных результатов при
обучении плаванию.
Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное
выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию
значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как
можно лучше, четче.
Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе
занятий, наблюдениях за другими детьми и от оценки выполнения ими
движений. Этому способствуют простейшие приемы самоконтроля при
разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг
другу при выполнении заданий парами или группой.
Систематичности и последовательности
Проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Регулярность,
планомерность и непрерывность физического воспитания на протяжении
всего дошкольного возраста обеспечивает принцип систематичности.
Занятия должны проводиться систематически. При систематических
занятиях осуществляется последовательность, периодичность, как в
организации занятий, так и в расположении учебного материала. При
систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом
3развитии детей. Во всех возрастных группах должна соблюдаться чёткая
последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием
нагрузок и отдыха, а также последовательность, взаимосвязь и
преемственность в содержании самих занятий
Принцип повторения
Динамический стереотип, навык образуется в результате многократных
повторений. Система повторений физических упражнений строится на
усвоении нового материала и повторении в разнообразных вариантах
разученных движений
Принцип постепенности
Предполагает преемственность одной ступени к другой
Принцип наглядности
Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением
Принцип доступности
Предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности,
ребёнок успешно справится с программным материалом
Принцип индивидуальности
Предполагает необходимость учёта всех функциональных
возможностей, типологических особенностей каждого ребёнка.
Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае,
если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и
реальные силы и возможности каждого ребенка.
Обязательной частью занятия являются игры и развлечения в воде, а
также попытки плавать удобным для ребенка способом.
Использование соревновательноигрового метода в работе с
дошкольниками
4Работа педагогического и медицинского персонала ДОУ направлена,
помимо реализации типовой программы воспитания и обучения в детском
саду, на решение вопросов сохранности психического и физического
здоровья детей. В ДОУ проводится комплекс лечебнооздоровительных
мероприятий. Они направлены на повышение резистентности детского
организма, укрепление иммунного статуса у детей, посещающих наш
детский сад.
Одним из методов, позволяющим повысить положительный
эмоциональный настрой является соревновательноигровой метод.
Под соревновательноигровым методом в физическом воспитании
подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний,
умений и навыков развития двигательных и моральноволевых качеств в
условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью,
отличающей от других методов физической подготовки, является
обязательное присутствие соревновательноигровой деятельности двух
противоборствующих сторон.
Соревновательноигровой метод относится к группе практических
методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий
круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими
так и соревновательного метода,
признаками как игрового,
использующихся в физическом воспитании. К оздоровительным его
признакам можно отнести:
o Присутствие соревновательности и эмоциональности в
двигательных действиях;
o Проявление максимальных физических усилий и психического
воздействия;
o Стремление добиться победы при соблюдении оговоренных правил
игры или соревнования;
5o Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных
в конкретных условиях игры или соревнования.
Через знакомство с правилами игры ребенок начинает приобретать
опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции.
Следует подчеркнуть, что накопление у ребенка опыта идет через игру –
этот механизм самоорганизации и самообучения. Благодаря игре
закладывается в сознании дошкольников любовь к занятиям физкультурой.
Путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя
и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к
здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными
умениями:
o
o
o
o
предсказывать последствия действия или события;
проверять результаты собственных действий (сработало ли?);
управлять своей деятельностью (как я это делаю?);
проверять реальность (имеет ли смысл?).
Кроме того, ребенок осваивает разнообразные действия, направленные
на изучение и решение проблем. Названные выше умения способствуют
развитию внутренней саморегуляции – возможности управлять своим
вниманием: сосредоточивать, переключать, направлять внимание на
расслабление и мобилизацию.
Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов
с позиции физического воспитания, то суть соревновательноигрового
метода сводится к тому, что для решения учебновоспитательных и
оздоровительных задач на практике реально могут использоваться
разнообразные физические, технические и тактические упражнения,
подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда дети играют и
соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и
6соревнованием исчезает, т.к. двигательные действия несут в себе признаки,
как игры, так и соревнования.
Использование соревновательноигрового метода способствует
успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных
связях, которые вследствие положительного переноса, облегчают освоение
Соревновательноигровой метод может
программного материала.
использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также
повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с
помощью частных образовательных задач, т.е. применения таких
соревновательноигровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым
навыком по структуре и характеру нервномышечные напряжения,
элементы целостного двигательного действия.
Соревновательноигровые задания несут в себе большой эмоциональный
заряд, который является эффективным средством не только физического
развития детей, но и их оздоровления. Это происходит по тому, что
соревновательноигровые задания для детей являются достаточно мощным
раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как
простые, так и сложные двигательные действия.
Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек
зрения в настоящее время широкое применение соревновательноигрового
метода не только желательно, но и просто необходимо.
Творчески применяемый соревновательноигровой метод в процессе
физических занятий с детьми, безусловно, способствует успешному
решению задач программы по физическому воспитанию.
Содержание работы с детьми.
7В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из
основных средств физического воспитания. «Хромым» (т.е. калекой)
считался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать.
В своей работе я ставила такие цели и задачи.
Цель: способствовать положительноэмоциональному отношению к
занятиям плаванием и достижению положительного результата своих
действий посредством использования соревновательноигрового метода.
Задачи:
оздоровительные:
закаливание организма;
укрепление дыхательной мускулатуры;
улучшение подвижности грудной клетки;
повышение функциональных возможностей организма и прежде всего
сердечнососудистой и дыхательной системы.
образовательные:
закрепление и совершенствование навыка плавания способом «кроль»
на груди и на спине при помощи:
а) работы ног;
б) работы рук;
закрепление и совершенствование навыка плавания «кролем» на груди
и на спине в полной координации;
закрепление навыка плавания комбинированными способами;
обучение плаванию под водой.
развивающие:
развивать уверенность в своих силах, сдержанность;
развивать настойчивость в достижении цели;
развивать скоростносиловых качеств в соревновательной обстановке,
воспитательные:
8
воспитывать чувство товарищества, сознательной дисциплины,
организованности;
воспитывать чувство коллективизма в соревновательных условиях.
В работе по обучению детей плаванию я использую игры, начиная с
младшего возраста. Организую элементарные по содержанию и правилам
сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют
однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии
инструктора (Н.: п.и. «Лягушка и цапля» все дети лягушки, взрослый –
цапля). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей
(Н.: все дети – лягушки, один ребенок – цапля). Правила просты и носят
подсказывающий характер, количество их невелико (12), они связаны с
сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой
возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются
словами, стихами, которые раскрывают содержание игры и ее правила,
объясняют, какое движение и как надо выполнять, служат сигналами для
начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп (П/и. «Карусель»).
В работе с детьми среднего возраста появляются простейшие игры с
элементами соревнования, как индивидуальным (чья «звезда» дольше
полежит на воде?), так и коллективным (кто больше соберет предметов со
дна?).
По мнению Э..Я. Степаненковой, на 5 году жизни характер игровой
деятельности меняется. Детей начинает интересовать
результат
подвижной игры. Поэтому, начиная со старшего возраста, вводим в занятия
игры – соревнования, а также игры – эстафеты.
Игры с элементами соревнований требуют правильного педагогического
руководства ими, которые предполагает соблюдение ряда условий: каждый
ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными
9навыками, в которых соревнуется. Этот же принцип является
основополагающим в играх – эстафетах. Важно также объективно
оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо
оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
При подборе игр – эстафет я учитывала не только двигательные умения
и навыки детей по плаванию, но и их индивидуальные типологические
особенности, интересы детей.
Объясняя игру, с элементами соревнования, я уточняла правила,
игровые приемы, условия соревнований (например: «Доплыть до
определенного места, достать со дна предмет и положить его на бортик»,
«Построить домик так, чтобы кирпичики стояли ровно»). Также я давала
положительную установку на то, что все дети справятся с выполняемым
заданием, которое предполагает не только скоростное, но и качественное
его выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям
удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя детей в команды, я учитывала физическое развитие,
индивидуальные особенности детей, а также навыки и умения плавания. В
команды я подбирала детей равных по силам: неуверенных, застенчивых
детей объединяла со смелыми, активными. Мною замечено, что интерес
детей к соревнованиям повышается, если у команды есть капитан, название
команды (например: «Рыбки» и «Морские звезды»).
В своей работе в течение года я использую такой метод, как поощрение.
После занятий дети поощряются фигурками в виде морских обитателей
(рыбки, звезды, дельфины). Обязательно указываю за что он сегодня
поощрен (например: «Коля, сегодня у тебя была самая красивая «морская
звезда» на спине».)
В нашем детском саду существует традиция проводить диагностику
плавательных навыков в виде Малых Олимпийских игр, которые
10проводятся в начале и конце учебного года. Обучая детей плаванию, я
придерживаюсь этой традиции.
Сама диагностика проводится в таких формах:
o Индивидуальные задания («Кто дальше проскользит на груди,
спине?»)
o Круговым поточным способом.
В данных способах я оцениваю качество выполнения движений и
расстояние, проплываемое детьми.
Тесты провожу на 4х занятиях.
С детьми старшей группы:
1 занятие – скольжение на груди;
2 занятие – скольжение на спине;
3 занятие – плавание с плавательной доской;
4 занятие – плавание произвольным способом.
Для детей подготовительной группы диагностика так же проходит в 4
этапа:
1 занятие – «Торпеда» на груди или спине;
2 занятие – «кроль» на груди в полной координации;
3 занятие – «кроль» на спине в полной координации;
4 занятие – плавание произвольным способом.
По итогам каждого задания – теста подводятся итоги и выбираются
сильнейшие. К подведению итогов привлекаются дети, которые оценивают:
кто был быстрым, кто правильно выполнял движения.
В завершении Малых Олимпийских игр подводятся общие итоги. Дети,
занявшие призовые места, в торжественной обстановке награждаются
медалями и грамотами. Фотографии сильнейших пловцов помещаются на
стенд. Стенд в течение месяца имеют возможность увидеть родители в
каждой группе.
11Поскольку обучение плаванию носит циклических характер (цикл
состоит из четырех занятий), то в ходе работы возникает необходимость
подводить промежуточные результаты навыков, полученных детьми в ходе
каждого цикла. Для этого я использую соревновательно игровой метод
игры (сюжетные и бессюжетные), двигательноигровые задания, игры с
элементами соревнований( индивидуальные и групповые), игрыэстафеты с
делением детей на команды, игры – аттракционы («Кто быстрее перевезет
на доске ключик для Буратино?» или «Кто быстрее построит домик для
Водяного?»).
По результатам занятий – соревнований подводятся итоги и
награждаются победители.
«Малые Олимпийские игры» я провожу в начале и конце учебного года,
но в дальнейшем, считаю целесообразно в начале года проводить «Малые
Олимпийские игры», где лучшие пловцы выявляются внутри группы, так
как в начале учебного года у детей навыки и умения по плаванию для
данного возраста в основном слабо развиты, а в конце учебного года
проводить Чемпионат детского сада по плаванию.
Так как у детей, обучающихся плаванию, в детских садах нет городских
соревнований, мы планируем выявлять лучших пловцов детского сада,
лучшую группу.
Медикопедагогический контроль.
Для определения эффективности занятий плаванием с медицинскими
работниками используем следующие методы:
1 метод определения жизненной емкости легких.
2 проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе – Штанге. (см.
Прил. №1)
3 проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе – Генча.
124 для определения интенсивности мышечной нагрузки и правильности
ее распределения в процессе занятия медицинскими работниками
определяется частота сердечных сокращений (ЧСС) – 1 раз в квартал.
Результаты работы.
В результате проводимой работы у детей:
в основном сформировано положительное отношение к занятиям
плаванием;
отмечается стабильное снижение заболеваемости .
у детей старшего дошкольного возраста сформированы достаточно
стойкие технические навыки плавания различными способами.
сформированы стойкие навыки по уходу за своим телом;
в играхсоревнованиях дети проявляют чувство товарищества,
сопереживание и сознательной дисциплины.
Таким образом, использование соревновательноигрового метода
способствует развитию двигательных и моральноволевых качеств в
условиях игры или соревнования, а так же положительного отношения к
занятиям физической культурой; способствуют успешному решению задач
физического воспитания дошкольников.
Задачи на будущее.
1. Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Способствовать повышению функциональных возможностей организма
и прежде всего сердечнососудистой и дыхательной систем.
3. Осуществлять поиск новых форм работы с детьми. продолжать
проводить «Малые Олимпийские игры» по плаванию.
4. Организовать в конце года Чемпионат ДОУ по плаванию среди детей
старшего дошкольного возраста.
1314