гры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движение, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Игры в единоборствах и использование элементов
противоборства в массовых мероприятиях
Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко
использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это
связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой
подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных
видах спорта. Учитывая уровень развития произвольного внимания в период детства и мотивацию к
двигательной деятельности в этом возрасте только в игровом режиме, в условиях ранней специализации
при освоении умений и навыков ведения единоборства предпочтительна игровая форма подачи
учебного материала, который содержит тактические элементы поединка и строится на базе
определенного
действий.
Игра эффективное средство для снятия монотонии в тех случаях, когда спортсменам высокой
квалификации при ограниченном техническом арсенале приходится испытывать большие физические
нагрузки. Кроме того, по данным опроса специалистов, игры в единоборствах оказались мощным
сдерживающим фактором в сохранении контингента обучаемых, за счет обеспечения высокого
эмоционального фона, но без характерных для противоборств жестких конфликтных ситуаций.
технических
комплекса
Игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости,
силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на
необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными
остановками, задержками и возобновлением движение, с преодолением небольших расстояний в
кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к
другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по
нагрузке, кратковременных скоростносиловых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной
активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию
выносливости.
Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных
единоборцев.
Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных единоборцев происходит в рамках
утвержденной программы на тренировочных занятиях.
Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и
награждение победителей,
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры (кто будет назван победителем);
5) правила игры.
Регулировать игру можно различными методами:
а) сокращением или увеличением длительности игры;
б) введением перерывов;
в) усложнением или упрощением игры;
г) изменением количества играющих;д) изменением величины площадки;
е) изменением правил и сменой ролей играющими.
Игры единоборцев имеют большой диапазон двигательных действий, составляющих элементы действий
единоборцев из различных разделов.
Целью проведения игр единоборцев является привитие прочных навыков использования начальных
и подготовительных действий за счет высокого эмоционального возбуждения, характерного для
игровых условий (формирование двигательного багажа и развитие специальных физических и
координационных качеств).
Задачи использования игр в единоборствах:
а) Приобрести навык статического сохранения устойчивости в условиях противоборства.
б) Приобрести навык динамического сохранения устойчивости в условиях противоборства.
в) Выработать навык борьбы за приобретение захватов.
г) Приобрести навык сохранения захватов.
д) Приобрести навык освобождения от захватов.
е) Приобрести навык уклонения от захватов.
ж) Овладение простейшими элементами тактики ведения поединка
з) Воспитание волевых качеств.
На начальном этапе в состав упражнений для проведения игр борца можно включить следующие
упражнения:
• игры на сохранение статического равновесия (перетягивания, выталкивания, теснения, заведения);
• игры на сохранение динамического равновесия (бои петухов, всадников);
• игры на силу (перетягивания, цыганская борьба, борьба за предмет);
• перевороты противника по команде;
• игры на ловкость (регби на коленях);
• игры на сообразительность и быстроту реагирования на команду (смена взаимопоз).
После усвоения основной атакующей техники и тактики ее использования в стандартных ситуациях
на учебнотренировочном этапе можно осваивать и борьбу за захваты. В связи с этим изменяется и
содержание игр борца в пользу доминирования именно этой темы:
• борьба за захваты;
• борьба за сохранение положения на ковре;
• борьба с использованием преимущественной позы;
• игры на силу (перетягивания, цыганская борьба, борьба за предмет, армрестлинг);
• односторонние схватки по заданию на выполнение определенного действия;
• игры на борцовскую ловкость (борьба за мяч с использованием приемов борьбы);
• специальные координационносиловые парные упражнения в строю.
На этапе спортивного совершенствования игры имеют своей целью повысить эмоциональный фон
тренировочного занятия, поскольку, как выражаются борцы, ковер им надоедает. Однако включение
большого числа упражнений циклического характера для общего физического развития может привести
к поломке тончайших координационных структур при выполнении специальных упражнений. Даже
необходимость включения спортивных игр в подготовку борца высокого класса с целью дать ему
физическую нагрузку или с целью развития ловкости весьма проблематично. На этом спортивном
уровне надо развивать и поддерживать специальную ловкость, что и вырабатывается в играх борца.
На этапе спортивного совершенствования используются игры:
• борьба за захваты;
• борьба за сохранение положения на ковре;
• борьба с использованием преимущественной позы;
• односторонние схватки по заданию на выполнение определенного действия;
• игры на борцовскую ловкость (борьба за мяч с использованием приемов борьбы).
На начальных этапах обучения возникает необходимость твердо усвоить как минимум следующие
операции (их можно считать промежуточными): быстро и надежно осуществлять захват, быстро
перемещаться, предотвращать достижение захвата (удара) соперником или своевременноосвобождаться от него, выводить из равновесия, сковывать его действия и быстрым маневрированием
завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем – возможной
атаки); вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате; готовиться к необычному началу
поединка, который может прерываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз (возможно, в
худших условиях для одного из борющихся и т. п.).
Предлагаемый учебный материал содержит тренировочные задания строгой направленности в форме
игр, способствующих развитию необходимых и специализированных качеств. В сокращенной форме
игрызадания представлены следующими группами:
1. Касания – проигрываются всевозможные варианты маневрирования на минимальном участке
площади и траектории входов в атакующие захваты.
2. «Блокирующие захваты» – проигрываются освобождения от блокирующих захватов и упоров,
являющихся одной из основных помех для проведения приема.
3. «Атакующие захваты» – проигрываются все основные виды взаимоисключающих захватов,
формируются умения навязать желаемый захват и предупредить выполнение определенного захвата со
стороны соперника. Эти игры сопровождаются значительными мышечными напряжениями, что
позволяет использовать их в качестве средства скоростносиловой подготовки.
4. «Теснение» – эти игры воспитывают чувство «площади ковра» и в сочетании с другими играми
составляют основу специальной силовой подготовки.
5. «Дебюты» – эти игры воспитывают смелость, решительность, умение ориентироваться в сложных
ситуациях, т. е. формируют мышление борца при выборе способов действия в случаях необычного
начала поединка (когда схватка прерывается и возобновляется).
Игры и игровые комплексы построены из элементов простейших видов единоборства. Несмотря на
кажущуюся простоту, каждая игра имеет строго определенную целевую установку, которая помогает
формировать умения и навыки ведения спортивной борьбы. В этих играх дети впервые знакомятся с
требованиями правил ведения схватки, приучаются самостоятельно решать поставленные перед ними
задачи, привыкают защищаться, не отступая, приобретают навыки рационального использования
площади ковра, оценивать значение элементов единоборства в достижении победы. Сумма знаний,
умений и навыков, которая приобретается вместе с освоением игровых комплексов, позволяет
занимающемуся поновому осмыслить значимость приемов, возможность их реализации. Одно из
главных достоинств игр состоит в том, что в них на фоне всесторонней физической подготовки
формируются первые представления о способах достижения преимущества над соперником.
Тренировочные задания в форме игр описаны в порядке доступности их освоения с постепенным
усложнением требований. Следует помнить, что предлагаемая форма и содержание учебного материала
достигнут цели лишь в том случае, если будут строго оговорены и соблюдены условия проведения
предлагаемых игр.
Каждая из игр решает свою группу задач, поэтому только их комплексное использование в системе
занятий ведет к усвоению азов ведения соревновательных схваток.
Игры в касания
Игры в касания рождены самой жизнью. Сюжет игры, ее смысл – кто быстрее коснется какойто части
тела партнера. Если рассматривать использование игры применительно к борьбе, то надо прежде всего:
заставлять играющего не только наклоняться, быстро перемещаться впередназад, в стороны,
выпрямляться и прогибаться в манере, характерной для спортивной борьбы, но и конструировать в
дальнейшем двигательные фазы, присущие реальному соревновательному поединку. С первых шагов
обучения и тренировки подростка в процессе игр ставятся задачи не только избежать излишних
статических напряжений, но и обострить эмоциональную восприимчивость заданий. Игры в касания
рассматриваются как упражнения, способствующие развитию целой серии качеств и навыков: «видеть»
партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться, самостоятельно творчески решать
двигательные задачи. Ситуации, связанные с преодолением помех при касании определенных зон,
приводят играющих к пониманию роли активного (атакующего) захвата. Появляются элементы
начального тактического мышления, фрагменты настоящего единоборства, свойственные именно
спортивной борьбе.
Практически игры в касания неисчерпаемы в своих вариациях
Игры в касания постепенно и нацеленно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позыдля достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички отдаляют ту часть тела, которой
должен коснуться партнер, и сосредоточивают внимание на определенных движениях, а также частях
тела соперника. Если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляя правое
плечо, непроизвольно принимает левостороннюю стойку и действует в дальнейшем преимущественно в
ней. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться,
прогнуться. Игра: коснуться живота – вызывает реакцию наклона; коснуться левого плеча – поворота
влево. Задание коснуться двумя руками одной из сторон соперника вызывает более сложные повороты,
развороты, маневрирования не только у атакующего, но и у защищающегося. Акцент на время
выполнения касания постепенно формирует понимание «качества захвата».
Игровые комплексызадания составляются по принципу «убрать ту часть тела, которой угрожает
касание», что заставляет обучающихся в серии игр принимать нужную позу, действовать в
определенной манере.
В начальный период обучения игры могут проводиться в одном большом круге. Задание: коснуться
всем известной точки. Тот, кого коснулись в этой точке, выбывает из игры. В итоге остается один
победитель.
При проведении игр в парах принципы составления игровых комплексов сохраняются, но
уменьшается игровая площадь. Количество игровых попыток устанавливается в зависимости от
наличия времени и интереса, проявленного учащимися, но так, чтобы можно было определить призеров
в группе. Вначале каждая игра проводится из одной попытки, затем из 3, 5.
Возможность формирования необходимой стойки, позы; овладение вариантами скоростного
маневрирования на минимальном участке игровой площадки; проигрывание траектории входов в
атакующий захват и т. п. не приходят просто так, в игре. Важно помнить, что тот или иной эффект
обучения и тренировки достигается в результате целенаправленного, продуманного усложнения правил
проведения игр, а также строгого их выполнения. Это относится к выбору зон касания, способам
касания и защит зон касания, размерам игровой площадки, направлению перемещений, способам
уравнивания сил соперников.
1. В период ознакомления игры проводятся по всей площади зала, по мере освоения пространство
(круги, квадраты, коридоры), за пределы которого выходить запрещается, ограничивается.
2. Вводится запрещение отступать, разрешаются различные повороты (при диаметре кругов 6–3 м).
Постепенно сокращается время отдельных поединков за счет увеличения скорости перемещений,
действий; появляется возможность увеличить общее их количество и разнообразие.
3. Возможны варианты выравнивания различий между физическими данными занимающихся
(проведением игр с форой).
4. Более подготовленный партнер касается обусловленного места любой рукой; партнер, получивший
фору, касается любой рукой любого из двух мест касания.
5. Более подготовленный партнер касается обусловленного места одной рукой, а получивший фору –
того же места любой рукой.
6. Вводится наказание проигравшим в виде выполнения упражнений повышенной трудности, с тем
чтобы не возникало равнодушия к проигрышу.
Предлагаемые опорные варианты игр в касания могут быть использованы на протяжении всего урока
или отдельных его частей. Следует не забывать, что игры в касания можно успешно проводить в залах
без мягких покрытий, на открытых площадках и т. п. при условии запрета падений, переворотов,
приемов.
В отличие от традиционной разминки в виде наклонов, приседаний, махов под счет и т. п., игры в
касания снимают монотонию, совершенствуют психомоторные качества, необходимые в единоборстве.
Несмотря на кажущуюся простоту и сравнительно небольшие физические нагрузки, игры требуют
мобилизации, психической организации, активности. Поэтому слишком долгая игра утомляет ребят,
они теряют к ней интерес. Следовательно, игры должны проводиться в пределах не более 10–
15 мин. Необычность, новизна поставленных задач обостряет интерес подростков к игре, поэтому не
следует часто повторять одну и ту же двигательную задачу, тем более что выбор игр весьма широк.
Игры в атакующие захваты
Искусство владеть своим телом проявляется в умении осуществлять захват, тонко чувствовать через
него особенности опоры, прилагать усилия в нужном направлении и требуемой величины. В борьбе
очень важно научиться рационально прилагать усилия, что является одной из важнейших задачфизического и умственного воспитания.
Игры в захваты направлены на поиск способов решения широкого круга задач соревновательной
схватки, связанных с маневрированием, блокированием, осуществлением активного захвата, теснением,
проведением приема. В зависимости от поставленных задач играм можно придать характер специальной
силовой работы, где практически будут иметь место все виды распределения усилий, встречающиеся в
реальном борцовском поединке.
Основы методики
При организации и проведении игр в атакующие захваты занимающимся следует объяснить, что в
каждом из основных захватов (части руки, тела) кроется возможность проведения различных приемов.
В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы, наблюдаемые в
соревновательных поединках. Идея заключается в том, что осуществление одного захвата,
предполагающего возможность проведения определенной группы приемов, исключает проведение
других захватов, имеющих тот же смысл.
Такие захваты в дальнейшем будут обозначены как взаимоисключающие.
В период освоения игр сложность заданий для партнеров постепенно возрастает: захват одной (правой
или левой) руки двумя изнутри, захват туловища двумя (спереди, сбоку) и т. д.
Условия игры в зависимости от степени освоения действий должны предусматривать два варианта
маневрирования: «отступать можно» и «отступать нельзя». При условии «отступать можно»
предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, так как появляется возможность
неограниченного маневрирования по площадке. Если условие игры «отступать нельзя», соперники
ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстрое решение задачи (так как
действует правило круга: вышел за его пределы – проиграл).
Соперник, зафиксировавший захват в течение 3 сек., выигрывает. После победы партнеры меняются
ролями (время игры можно постепенно увеличивать).
Смысл заданий: А стремится осуществить заранее обусловленный захват; Б встречает его попыткой
навязать противоположный захват.
Пример: А – захват левой руки двумя изнутри в левой стойке; Б, освобождаясь от захвата,
передвигается, не выходя за пределы зоны игры, и стремится к осуществлению захвата правой руки
двумя изнутри (в правой стойке).
Для того чтобы максимально приблизить вышеперечисленные игрызадания к требованиям
соревновательной схватки, по мере освоения учебного материала необходимо выполнить ряд условий:
ограничение круга диаметром 6, 4, 3 метров; ушедший за пределы круга проиграл. Как указывалось в
предыдущем разделе, возможно, некоторые учащиеся не стремятся выполнить основное задание
(коснуться заданной точки, освободиться от блокирующего захвата, достигнуть атакующего захвата), а
лишь стараются вытеснить соперника за пределы круга. Поэтому в играх, предусматривающих
основные задания (атакующие захваты), вытеснение за ковер следует считать как половину победы
(одно очко). Другое дело, когда основной целью является задание, «кто кого вытеснит за пределы круга
при ограничении игровой площади и запрещении отступать – как способ решения поставленной задачи,
дополненный заданиями с блокирующими движениями, другими действиями и захватами. Даже
минимальное овладение захватом позволяет играющему, блокировав действия соперника, управлять
поединком и вытеснить его за пределы игровой зоны. Подобные игровые ситуации побуждают учащихся
к «двигательному творчеству».
Игры в блокирующие захваты
По мере освоения игр в касания определенных частей тела движения подростков легче приобретают
специфическую направленность, приближаются к конкретному виду деятельности. Это выражается,
прежде всего, в умении сковать действия противника, захватив одну или обе руки – в зависимости от
задач, которые предстоит решать в игре. Таким образом, появление дополнительного условия –
ограничения площади игры и наказание проигрышем за уход из пределов круга – требует от учеников
знаний и умения выполнять блокирующие захваты.
Суть игр в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном
положении заданный захват, стремится удержать его до конца поединка (3–5, предел – 10 сек.), другой
старается быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается успешно решившему свою задачу,
затем партнеры меняются ролями.
Игры проводятся на ограниченной площади (круг, квадрат, коридор), выход за пределы считаетсяпоражением. Поражение засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение,
попытку провести прием.
На начальных этапах освоения игр не следует сразу показывать способы рационального освобождения
от атакующих захватов, предоставив учащимся возможность творчества.
Последовательное изучение блокирующих захватов должно идти по пути надежного усвоения и
решения задач игр. Удержание захватов без прижатия к туловищу (частям тела) предъявляет
повышенные требования к силовой подготовленности подростков.
Прочное усвоение этих заданий делает посильными и следующие игровые задания, где освобождение
от захватов требует значительных усилий.
Игра в блокирующие захваты – упражнение для решения нестандартных двигательных задач. Поэтому
на начальных этапах освоения игр не следует сразу показывать способы наиболее рационального
освобождения от захватов, предоставив учащимся самостоятельно, творчески найти их. В дальнейшем,
когда подросток научится самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, идет уточнение
техники их выполнения, выбор оптимальных вариантов решений.
Изучая и осваивая в ходе игр варианты блокирующих захватов, необходимо помнить, что многие из
них при соответствующих условиях являются блестящей предпосылкой для проведения приемов в
соревновательном поединке борцов и одной из основных помех, затрудняющих противнику ведение
поединка. С одной стороны, длительное удержание блокирующих захватов в соревновательной схватке
борцов наказывается судьями как пассивность, т. е. действие, снижающее динамичность, зрелищность и
результативность борьбы; с другой – правила игр в блокирующие захваты должны приучать ребят к
умению длительно сохранять их.
Победителем считается тот, кто при равном количестве попыток быстрее освободится от захвата.
Поскольку по условиям игры партнеры меняются ролями, задание освободиться от захвата заменяется
ему противоположным – удержать захват, за счет чего оба необходимых навыка совершенствуются. Для
гарантии победы играющий старается максимально долго удержать захват, чтобы увеличить время
освобождения от захвата своего соперника. Фактически этим решаются задачи как надежного
удержания захвата при необходимости, так и быстрого освобождения от него.
Игры в теснение соперника (борьба за игровую площадь)
Как отмечалось, единоборство за участок площади является одним из основных компонентов
спортивного поединка. Это не просто выталкивание, это теснение противника активными действиями
из зоны поединка (в пределах правил), подавление его попыток к действию, вынуждение к отступлению.
Значение данного упражнения соревновательного характера для формирования качеств, необходимых
единоборцу, огромно. Умелое использование игр в касания и захваты с постепенным переходом к
элементам теснения соперника учит подростков пониманию психологического состояния
противоборцев, умению использовать слабые стороны противника, приучает не отступать, «гасить»
усилия соперника, разрывать захват, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве.
Теснение – это уже соревнование, борьба. Ведь борец, получивший ряд предупреждений за уходы с
ковра в захвате, снимается с поединка. Итак, игры в теснения являются существенными элементами
базовой подготовки.
Основы методики
Борьба за игровую площадь (т. е. теснение) связана с неприятными болевыми ощущениями, и каждый
подросток отнесется к этому посвоему. Для того чтобы вытеснить из круга 3–5 раз подряд, нужно за
чтото захватить, применить какието обманные движения. Здесь могут возникнуть конфликтные
ситуации (борьба характеров, воля к победе).
При отсутствии мягкого покрытия соревнования следует судить с большей строгостью,
обусловленной правилами борьбы: действовать аккуратно, без бросков, падений и т. п. Необходимо
обсудить возможные конфликты, поступки, разъяснить условность поединка, использовать
возможность реализации высоких нравственных качеств в условиях конфликтных ситуаций. Для этого
необходимы внимательность, строгость и справедливость.
В обыденной жизни подростков всякий толчок, теснение обозначают либо наказание, либо
предупреждение о невозможности чтото сделать, либо попытку утвердиться. И вдруг открывается
«незаконная» возможность теснить, толкать. Такие упражнения без продуманного, педагогически
оправданного направления действий и поступков подростков могут иметь нежелательные последствия.
Поэтому подобного рода игрысоревнования должны быть проникнуты принципами высокой морали,осознанности, при этом четко организованы, определены ограничения действий соперников при
ведении игрыпоединка.
При проведении игр необходимо придерживаться следующих основных правил:
1. Соревнования проводятся на круглых площадках (коврах) диаметром 6, 4, 3 м или в квадратных
4х4 м, 3х3 м, 2x2 м.
2. В соревнованиях участвуют все ученики.
3. Количество игровых попыток (поединков) может варьировать в пределах 3, 5, 7.
4. Победа может присуждаться по договоренности – за выход ногами за черту площади, касание ногой
(рукой) черты, ограничивающей площадь противоборства.
Подчеркивая значимость игр в теснение для подготовки спортсменаборца, не следует забывать и
житейской стороны дела. Общеизвестно, что единоборства являются одним из немногих способов
воспитания мужества. Реальность экстремальных ситуаций в жизни (служба в Вооруженных Силах,
трудовая деятельность) предполагает напряжения, как правило связанные с неприятными, возможно
болевыми ощущениями, необходимостью терпеть, выдержать, суметь преодолеть трудность. Игры в
теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного, мужественного характера
подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно, чтобы преподаватель в доступной форме
объяснил значимость игрзаданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения
игрового материала.
Игры в дебюты
После ознакомления с играми в касания учащимся, овладевшим навыками игры в блокирующие и
атакующие захваты на фоне теснения соперника, предлагается этот же игровой вариант реализовать в
более сложных условиях – начинать и продолжать поединок, находясь в различных позах и положениях
по отношению друг к другу:
– спина к спине,
– левый бок к левому,
– правый бок к правому,
– левый бок к правому,
– правый бок к левому,
– соперники разошлись и встретились,
– один партнер на коленях, другой стоя,
– оба соперника на коленях,
– соперники лежат на спине (левым боком к правому и наоборот).
Необходимость включения данных заданий в игровые комплексы предопределена правилами
соревнований по спортивной борьбе. Так, например, согласно правилам соревнований, если после
выполнения технического действия одним из противников судья не оценил его как преимущество в
баллах, то поединок не останавливается. Борьба продолжается несмотря на то, что один борец может
оказаться в менее выгодном положении, чем другой. Когда подобные ситуации осваиваются заранее, на
уроках, то они не вызывают растерянности у борцов в случае их возникновения в реальном поединке.
Поэтому подбор заданий осуществляется с учетом случаев, встречающихся в практике, или
искусственно для совершенствования какихлибо отдельных качеств, деталей движения и т. п.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Рыболовная верша»
Игроки становятся в круг; держась за руки, они образуют «рыболовную вершу». Два игрока«рыбы»
входят в круг.
По сигналу они пытаются выбраться из «верши», пройдя под руками своих товарищей или
перепрыгивая. В свою очередь, эти игроки стараются помешать «рыбам»: они могут сближаться,
опускать руки, приседать. Если одной из «рыб» удастся проскочить, заменяют обоих игроков.
Примечание: избегать грубых приемов.
«Борьба с поясами»
Четыре игрока строятся, образуя квадрат, и на равном удалении друг от друга берутся за веревку,
связанную в кольцо, или два связанных вместе пояса. За каждым игроком на расстоянии 1,5 м лежат
свернутые пояса.
По сигналу каждый игрок, не отпуская веревки, старается дотронуться до лежащего позади него пояса
или схватить его. Тот, кому это удастся сделать, получает одно очко в пользу своей команды, но при
этом продолжает игру, чтобы помешать другим игрокам заработать очко.
Примечания: начиная игру, следить за тем, чтобы игроки держались за веревку на равном расстоянии;
повторить игру, сменив руку; игра становится интересной, когда в ней участвуют три человека, и,
естественно, могут участвовать больше 4 человек.
«Борьба с использованием поясов»
Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются на противоположных
концах ковра; каждый игрок получает номер. У всех игроков к поясу прикреплен платок.
Преподаватель называет один номер, и два игрока под этим номером выходят на середину дохе. Они
стараются схватить платок противника, при этом одну руку нужно держать за спиной.
Примечания: платок можно зацепить не только за спиной, но и на бедре, но он должен легко
отвязываться; ограничить время игры; можно вызвать две или три пары, но борьба остается
индивидуальной или становится командной.
«Борьба с использованием платков, завязанных на голени»
Та же игра, но обе команды выстраиваются друг напротив друга, и у каждого игрока на левой голени
завязан платок (узел затягивать не очень туго). Противник должен правой рукой овладеть этим
платком.
Соревнуются парами или командами, каждый захват приносит очко.
Вторую партию играют, завязав платок на правой голени, противник должен схватить его левой рукой.
«Преграды»Игроки выстраиваются в две шеренги, садятся друг против друга в шахматном порядке, вытянув ноги
до уровня коленей напротив сидящего.
Первый номер берет в руки набивной мяч и становится рядом с последним игроком; он передает по
полу мяч второму номеру, который становится с другого конца.
Чтобы пропустить набивной мяч, все сидящие ученики отодвигаются назад и поднимают ноги; как
только мяч пройдет, они возвращаются к своему исходному положению, а второй номер подбирает этот
мяч и бежит, чтобы занять место первого номера, который, в свою очередь, садится рядом с игроками
своей команды. Второй номер передает мяч третьему и т.д. до тех пор, пока все игроки не пройдут
через прием и передачу мяча.
Примечания: садиться надо всегда с той стороны, с какой идет подача мяча; можно организовать
соревнование между несколькими командами или между двумя группами одной команды.
«Ушастый тюлень»
Каждая команда делится на две группы, которые становятся лицом друг к другу на противоположных
концах ковра, четные номера с одной стороны, нечетные – с другой.
Первые номера ложатся у стартовой линии на живот лицом вниз и по сигналу, подталкивая лбом
набивной мяч, пересекают ковер, чтобы передать его второму номеру, который может уходить со своей
стартовой линии, только получив мяч, и т.д. до последнего игрока.
«Эстафета – игра в классики»
Игроки разбиваются на команды, которые, в свою очередь, делятся на две группы и выстраиваются
друг напротив друга на двух противоположных концах площадки.
По сигналу первые номера начинают движение и пересекают площадку, подталкивая «на одной ножке»
пластмассовый кубик, передают его второму номеру и т.д.
Сыграть еще раз, но на другой ноге.
«Эстафета с мячом»
Игроки разбиваются на команды и выстраиваются за стартовой линией.
С другой стороны площадки начерчена линия финиша.
Все первые номера держат в руке набивной мяч; по сигналу они бегут к линии финиша, поворачивая,
катят набивной мяч ко второму номеру, который, в свою очередь, пересекает площадку и катит мяч к
третьему номеру и т.д. до последнего игрока. Сыграть еще раз, подавая мяч левой рукой.
Примечание: если расстояние не очень большое, ребята постарше могут катить набивной мяч ногой.
«Игра с мячом в центре круга»
Игроки становятся в круг лицом к центру. Там, в маленьком круге, стоит игрок с мячиком или легким
мячом в руках.
По сигналу он бросает мяч одному из игроков и выбегает за круг, трижды огибая его. Тот, который
получил мяч, должен догнать первого игрока, но только после того, как он положит мяч в центр и
выйдет из круга там же, где вышел первый игрок.
Если игрока не поймали, то тот, которого догоняли, занимает свободное место в круге, а второй
становится в центр.
«Мяч в корзине»
Игроки разбиваются на команды и выстраиваются по линии броска. На определенном расстоянии,
которое зависит от уровня тренированности игроков, ставится корзина для бумаг. У каждой команды
по пять теннисных мячей, и они должны выделить по одному игроку, чтобы тот собирал мячи.
По сигналу первый номер каждой команды бросает свои пять мячей в корзину. Каждое попадание дает
команде одно очко. Затем очередь второго и т.д. до последнего игрока. Победа присуждается по сумме
очков.
Не забудьте поменять игроков, собирающих мячи.
«Хлопнуть в ладоши и поймать мяч»
Все игроки становятся в круг, держа руки за спиной; преподаватель с мячом в руках – в центре круга.
Он подает мяч в произвольном порядке. Прежде чем поймать мяч, игрок должен хлопнуть в ладоши
перед грудью.
Тот, кто не успеет хлопнуть или хлопнет в ладоши, когда мяч предназначался не ему, должен сесть.
Преподаватель обманными движениями старается ввести игроков в заблуждение; тот, кто останется
последним в круге, может заменить преподавателя.
«Игра в волейбол набивным мячом»В зале расчерчивается одна или несколько площадок размером 4х6 м с нейтральной зоной – 50 см с
одной и другой стороны, разделенной эластичной лентой, которая протянута на высоте 1 м. На каждой
стороне площадки садятся игроки одной команды: от 6 до 8 человек.
Играют легким набивным мячом и начинают с задней линии. Игра проходит по правилам волейбола (3
паса и передача на сторону противника); выигрывается очко, если набивной мяч выходит изпод
контроля противника; очко теряется, если мяч уходит за пределы площадки или падает в нейтральной
зоне.
Можно сыграть сет в пять очков или вести счет, как в теннисе, соблюдая волейбольный принцип
«переходов».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА
А. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И БЫСТРОТЫ
Петушиный бой. Борцы, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью
заставить друг друга потерять равновесие.
Бой уток. Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, борцы
сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.
Переталкивание. Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), борцы стараются оттеснить
друг друга из заранее намеченного круга.
Перетягивание с вожжами. Соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под
плечи (как при игре в лошадки), борцы стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную
границу.
Перетягивание с вожжами в партере. То же самое, что и в стойке, но при этом борцы упираются в
ковер руками и ступнями.
Борьба за отрезок каната. Борцы пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.
Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются
завладеть им.
Осаливание. Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них — наступить на стопу партнера и
в то же время не дать наступить на свою.
Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера,
захватывая при этом его плечо и запястье. Задача партнера — перевести первого борца в партер любым
разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при возможности освободить захваченную
ногу или контратаковать. Время выполнения — 20—30 с.
Борьба за захват ноги. Задача обучающегося — в течение определенного времени захватить ногу
партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача партнера — перевести обучающегося в партер
любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещается применять защиты (выход из зоны
атаки, блокировку, сковывающие захваты).
Отрыв от ковра. Из взаимного окрестного захвата борцы по сигналу пытаются оторвать друг друга от
ковра.
Б. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫЩЦСГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА И ЯГОДИЦ
1. И. п.: обучающийся, опираясь на руки, поднимает одну ногу, другая его нога выпрямлена. Партнер
стоит сбоку, одну руку кладет на голеностопный сустав, а другую — на ягодицу обучающегося.
Партнер нажимает на ногу обучающегося, заставляя опустить, а потом, уменьшая нагрузку, дает
возможность вновь поднять ее. Это упражнение можно делать с партнером, сидящим на ноге, или с
грузом.
2. И. п.: обучающийся стоит на коленях, туловище его выпрямлено, руки за головой. Партнер в упоре
лежа на щиколотках обучающегося плотно прижимает его ноги к ковру. Обучающийся, слегка прогибая
туловище, ложится на ковер, затем группируется и возвращается в и.п.
Упражнения для развития мышц, сгибающих бедро вперед (как для подсада). Обучающийся
обхватывает сбоку партнера, который немного поднимает ближнюю ногу, и подсаживает его на бедро,
откидываясь назад. Основная тяжесть должна ложиться на бедро, а не на руки и спину.
В. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ЛОВКОСТИКульбит в парах. Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх
прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга. Партнер, отталкиваясь ногами, делает
прыжоккувырок. Обучающийся, держась за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь
делает прыжоккувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову вперед.
Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их, вытянутые вверх, во взаимном
захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет
последнего руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через партнера.
Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося вверх. Затем борцы, не
распуская захвата, поворачиваются спиной к спине, после чего меняются ролями.
Танец вприсядку. Борцы лицом друг к другу, они захватывают друг друга за руки и приседают.
Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют попеременно одноименные ноги.
Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки, с самого начала ноги
держать выпрямленными и в момент касания лопатками ковра посылать прямые ноги вверх как бы для
того, чтобы сделать стойку на руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед
предопределяет дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище прогибается,
в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
А. Игры с касаниями.
Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки
маневрирования.
Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.
Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одногодвух метров. Тренер дает
задание, находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и
сокращать дистанцию. «После касания играющие занимают исходное положение»
Оценка. Побеждает тот, кто коснется обусловленной части соперника. При одновременном касании
попытка не засчитывается и игра продолжается.
Б. Игры с атакующими захватами
Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защищаться и освобождаться от захвата.
Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.
Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание
провести захват определенной части тела противника. Во время игры игроки должны находиться все
время лицом друг к другу» после проведения захвата игроки занимают исходное положение.
Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться,
увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки
произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не защитываются.
Оценка. Побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.
В. Игры с тиснениями
Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить
противника из состояния равновесия.
Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного квадрата или круга.
Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг
друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с
помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.
Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно
перемещаться, увеличивать и сокращать дистанций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если
оба играющих одновременно заступают за черту, теснение не защитывается.
Оценка. Побеждает тот, кто: вытеснит соперника за черту.Г. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.
Группа разбивается на приблизительно одинаковые пары по длине и весу тела. Тренер объясняет
правила и ставит задачу. По свистку начинается игра. Тренер следит за правильным выполнением
задания, придерживает очень отвлекшихся игрой борцов. По ходу игры меняет партнеров, если они не
равны друг другу. Тренер следит, чтобы игроки не поворачивались боком и спиной друг к другу, чтобы
не касались пола какойлибо частью, тела, кроме ступней. Игра длится от одной до трех минут. Игрок,
набравший большее количество очков, объявляется победителем. Игры с касаниями, тиснениями и
атакующими захватами можно проводить как на ковре, так и на полу.
Игры с элементарными формами борьбы направлены на формирование простейших навыков ведения
единоборств в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.
Мы проведем несколько вариантов игр с элементарными формами борьбы.
"Третья точка"
Учебная задача: научить умениям выведения из равновесия.
Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой или коленом.
Ход игры: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одногодвух метров. По команде тренера
они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей
точкой тела, кроме подошв, ковра.
Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника.
Нельзя делать болевые захваты.
Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки
ковра.
"Переверни цаплю".
Учебная задача: научить устойчиво стоять на одной ноге.
Игровая задача: захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.
Ход игры: игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку "Б". По
команде тренера игрок "Б" старается толкая, сваливая, сбивая, заставить коснуться рукой пола игрока
"А". Игрок "А" старается сохранить равновесие и остаться в стойке.
Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия.
Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять
противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде учителя.
Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит коснуться ковра соперника.
«Оторви от пола»
Учебная задача: научить проводить начало броска
Игровая задача: оторвать партнера от пола.
Ход игры: противника стоят против друг друга и после вхождения в захват пытаются оторвать друг
друга от ковра.
Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.
Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз оторвал своего противника от ковра.
"Береги спину".
Учебная задача: научить оставаться в стойке при нападении противника сзади
Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом ковра, Ход игры: игрок "А" в
средней. Стойке, игрок "Б" проводит захват за пояс сзади. Игрок "Б", не отпуская захвата, должен
заставить коснуться рукой или колено пола. Игрок "А" должен устоять или сорвать захват.
Правила. Начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно толкать, сбивать и отрывать
противника. Нельзя бросать и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде
тренера.
Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться ковра рукой или коленом.