Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ ВОЛГОГРАДА
Солдаты отстояли наш любимый город, а жители Сталинграда его отстроили!
Сейчас это красивый и огромный город, но на каждом шагу можно увидеть
места былых боев, мемориальные доски, памятники Сталинградской битвы.
Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень – памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»
С. Я. Маршак
Благодарные потомки не забыли своих героев, они прописали их в
Волгограде навечно.
Более чем 100 улиц Волгограда гордо носят имена героев Сталинградской
битвы. Вот их имена...
Готовясь достойно встретить 70летие Победы под Сталинградом, мы
провели опрос учащихся нашей школы. Им был задан всего один вопрос:
«Назовите героев Сталинградской битвы, чьими именами названы улицы нашего
города».
Оказалось, что 15 % опрошенных смогли назвать до 10 улиц, названия
которых – имена героев Сталинградской битвы, 55 % назвали до 5 улиц, 30 % –
менее 5 улиц.
Мы выяснили, что мало кто знает героев Сталинградской битвы, решили
изучить улицы, названные именами героев и военных частей, принимавших
участие в Сталинградской битве. Ребята (с 1–11 кл.) получили задание и
приступили к работе.
Цель работы: повысить интерес учащихся к истории Сталинградской битвы.
Задачи: изучить биографии героев, чьими именами названы улицы нашего
города; выяснить основания присвоения имени героев улицам города;
систематизировать улицы по месту нахождения в городе; разработать и
выпустить коллективный проект учащихся всей школы.
Итог работы: коллективный проектпрезентация «Их именами названы
улицы города Волгограда».
В ходе работы мы собирали материал в Интернете, библиотеке, домашних
архивах.
Ребята съездили на улицы героев со своим классом, с воспитателями,классными руководителями, с родителями и индивидуально.
Были проведены экскурсии на Мамаев курган и к памятникам героев
Сталинградской битвы.
Посетили музеи. Например, учащиеся 9 «Б» класса, изучая историю улицы
Набережная Волжской Флотилии, побывали в Музее речников.
Учащиеся некоторых классов писали письма жителям улицы.
Учащиеся 8 «А» класса в социальных сетях нашли ребят из школы № 115
Красноармейского района и организовали с ними переписку по сбору
информации об улице имени 33 Героев.
Ребята раздавали листовки о героях, чьё имя носит улица, 3 «Б» класс это
организовал на Аллее Героев.
Ученики 8 класса «А» провели опрос жителей на проспекте Маршала Жукова
: «Знают ли они, почему их улица так названа?». Было опрошено 27 человек. На
диаграмме можно увидеть, что только 26 % опрошенных правильно ответили на
вопрос. Ребята провели разъяснительную работу.
Юные художники школы рисовали рисунки о героях улиц.
О своей работе мы информировали родителей учащихся, представляя
материалы на стендах информационного зала и в классных уголках. К данной
деятельности привлекались родители.
В ходе работы мы сделали много открытий: имена многих героев увековечены
не только в городе Волгограде, но и далеко за пределами нашей родины.
Работы представлены коллективные и индивидуальные. Некоторые ребята
написали историю своей улицы, на которой они живут.
По окончании работы над проектом мы вторично провели опрос учащихся и
выяснили, что ребята стали лучше знать историю своего города. Результаты
видны на сравнительной диаграмме. Работы классных коллективов представлены
в виде клипов и в виде презентаций.
Итоговая работа учащихся всей школы также представлена в виде
презентации, которая содержит карту города, на ней отмечены все районы – в
каждом районе можно найти улицы, на которых побывали наши юные
исследователиследопыты. В работе 50 презентаций, которые выполнили ученики
с 1 по 11 классы. Мы вам представили фрагмент общешкольного проекта.
Полную энциклопедию можно найти в школьной сети. Если вы хотите узнать
много нового и интересного о своем любимом городе – изучите нашу работу.
Потому что:
В городе нашем сотни дорог,Вечность в себе таящих.
Город – всегда диалог
Прошлого с настоящим.
Р. Рождественский