ИКТ в работе классного руководителя
Оценка 4.6

ИКТ в работе классного руководителя

Оценка 4.6
docx
30.01.2024
ИКТ в работе классного руководителя
ИКТ в работе классного руководителя.docx

ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано:

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Этот процесс инициирует:

·        совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

·        совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

·        создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

·        внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;

·        создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

– формирование у школьников мировоззрения открытого     информационного общества, подготовка членов информационного общества;

– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

– развитие познавательной и творческой активности учащихся;

– формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

– организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

– внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

– развитие способности свободного культурного общения;

– обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

– всестороннее развитие личности ребенка;

– организация содержательного досуга детей и молодежи.

      Таким образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как:

·        компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

·        информационную компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию  из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;

·        коммуникативную компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

·        нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;

·        автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

·        социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей

Можно сформировать минимальные навыки информационной деятельности педагога:

  • уметь применять компьютер и периферийные устройства;
  • уметь применять прикладные ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
  • уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
  • иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией;
  • уметь применять санитарные нормы и правила при работе на компьютере;
  • уметь использовать презентационное оборудование и средства;
  • уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя.

           Освоив компьютер, программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access и многие другие, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата любое мероприятие, Уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и т.д. В моей педагогической копилке появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся

Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

 Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке дел у классного часа должна быть своя очень важная роль. Наиболее любимой формой классного часа у моих учеников стала игра. Дети поняли необходимость применения проектора, цифрового фотоаппарата и видеосъемки, которые позволяют в динамике видеть события, экономить время на классном мероприятии. ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала.

В современной школе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это и социальный паспорт класса, и план воспитательной работы, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и работа с родителями и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать базу данных Microsoft Access.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия.

Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например, 
- План воспитательной работы;
- Социальный паспорт класса;
- Анкеты;
- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; 
- База данных учащихся и их родителей.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 
Определение уровня воспитанности каждого ученика, группы.

 В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике.

При такой работе из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.

По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется в следующих направлениях: учебные проекты, социальное проектирование, участие в сетевых телекоммуникационных проектах.

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности представления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления

воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации обучающегося в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.


 

ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя

ИКТ в профессиональной деятельности классного руководителя

ИКТ в социально-воспитательную работу; – развитие способности свободного культурного общения; – обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; – всестороннее развитие личности ребенка; – организация содержательного…

ИКТ в социально-воспитательную работу; – развитие способности свободного культурного общения; – обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; – всестороннее развитие личности ребенка; – организация содержательного…

Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата любое мероприятие,

Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата любое мероприятие,

Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц

Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц

привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы…

привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024