Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Оценка 4.8

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Оценка 4.8
docx
09.10.2021
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
УРОК.docx

Тема: Существительное как часть речи. Одушевлённые неодушевлённые имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные.

Цель: углубление представлений об имени существительном как части речи.

Задачи:

- создать условия для изучения существительного как части речи;

 - познакомить  с делением существительных на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;

- развивать умение выделять главное в новом материале;

- учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам и смыслу.

Тип урока: изучение нового материала

Ожидаемые результаты:

- к концу урока ученики будут знать определение существительного;

- к концу урока ученики смогут  находить существительные и определять категорию «одушевлённости-неодушевлённости»

Методы деятельности учителя: организует работу по наблюдению за языковым материалом, представляет материал для анализа, руководит деятельностью учащихся.

Организация деятельности учеников: выполнять упражнения, анализировать языковой материал, работать с кластером, восстанавливать тексты, узнавать значение существительных, делать выводы, оценивать урок и свою деятельность.

Формы работы: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование: карточки заданий, кластер, учебник, мультимедийная презентация.

 

 

 

 

I. Организация начала урока.

- Ребята, я Очень хочу пожелать доброго дня всем и каждому. Добрый день! Добрый день всем присутствующим на уроке. Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-нибудь из нашего класса. Те, кого я зову, машут мне - то есть слышали меня и поздоровались.

Попробуем?

-Добрый день всем девочкам!

-Добрый день, мальчики!

-Добрый день всем, кто сегодня чистил зубы!

-Добрый день всем, кому нравится погода  за окном.

-Добрый день, тем кто любит конфеты!

-Добрый день всем, кто сегодня будет отлично работать на уроке.

- Проверьте, все ли готовы к уроку. Я называю предметы, а вы к ним дотрагиваетесь: учебник, дневник, тетрадь, ручка, простой карандаш. И, конечно же, у вас должно быть хорошее настроение и милая улыбка.

Сегодня на уроке мы продолжаем наше путешествие по огромной стране «Морфология».  Морфология – это наука, которая изучает части речи. Части речи – самые дружные жители, они всегда ходят вместе и никогда не ссорятся.  Ведь они знают, что все слова служат для выражения наших мыслей и составляют предложение, а если они поссорятся,  то мы не сможем правильно выразить свою мысль.

И сегодня у нас второй день путешествия. Давайте отметим это в наших бортовых журналах – запишем дату. Во время работы следим за своей осанкой, правильно держим ручку, старательно выводим буквы.

II.  Минутка чистописания

Что берут путешественники в дорогу – чемодан. Назовите первый звук. Что можем рассказать о нём. Как называется буква. Сегодня она заглянула к нам на минутку чистописания. Демонстрация. Затем дети прописывают. Какие правила можем вспомнить?

Для успешного путешествия нужно взять: знания, интерес и прилежание. Все взяли? Тогда можно отправиться в путь.

I II. Актуализация опорных знаний. Орфографическая разминка.

- У вас на партах лежат маршрутные листы. На них вы будете работать в парах. Найдите первое задание. Пользуясь таблицей, необходимо составить новые слова, найти в них орфограммы:

приставка

корень

суффикс

окончание

новое слово

падсказка

берёзка

снеговик

дуб

подберёзовик

пробег

лесной

дочка

сказка

пролеска

занёс

мороз

 

котики

заморозки

 

трава

речка

звезда

травка

переписал

проход

 

лист

переход

 

 

 

 

Подведение итогов. Пара, которая справилась, должна просигнализировать об окончании работы зелёным цветом. На доске слайд, проверьте себя, прочитаем слова,  которые получились.

- Назовите орфограммы в этих словах.

- Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что? Обозначают предмет. Являются существительным)

IV. Психологическая подготовка к изучению новой темы. Приём «Кластер».

В ваших ответах прозвучало ключевое слово «Существительное». А что мы знаем об имени существительном. Вместе составим кластер.

КЛАСТЕР 

                                             СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

                                                                                                        

ЧАСТЬ___________                                        

 

         ОБОЗНАЧАЕТ         ВОПРОСЫ                          ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ       

 

                                        

                 

       __________              _______?       ______?      _________  второстепенными

 

 

 


              ____________________           ________________

 

 

Вопросительные знаки нам подсказывают, что нам предстоит открытие нового знания. Отложите кластер.

V. Изучение  новой темы.

Прочтите слова. Поставьте вопрос к словам каждой группы.  По какому принципу я разделила на группы? Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей,  животных,  называются одушевлёнными. Например, девочка, ~ кошка, ~ медведь .

Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и   обозначают неживые предметы, называются  неодушевлёнными.

Например, ~ дом, ~часы, ~ машина.

Прочтите правило.

Сейчас будем работать по вариантам. Учащиеся первого варианта (поднимите руку) записывают 5 одушевлённых существительных, второго варианта  – 5 неодушевлённых.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Такое же задание выполняли ученики 4 а класса. Они записали следующие имена существительные. Правильно ли они выполнили задание?

У меня появился вопрос. Правильно ли они сделали записав слово мышка в первый столбик?  Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к толковому словарю.

Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

Компьютерное устройство для показа курсора на экране.

Значит слово мышка можно отнести и к первому, и ко второму столбику в зависимости от значения. Сделаем вывод, чтобы правильно поставить вопрос к существительному, надо знать лексическое значения слова. А в этом незаменимым помощником является толковый словарь.

Vl. Закрепление новых знаний.

- Обратимся к кластеру. Что же мы узнали об имени существительном?

Послушайте стихотворение Георгия  Ладонщикова.

 

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок.

 Подлетает к ней Комар:

 Что ты ищешь там?

 Нектар!

 А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

 

Найдите строки, в которых выражена основная мысль стихотворения

Найдите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 

- Работа в парах.  Обратимся к нашему маршрутному листу. Найдите задание под номером 2.  В каждом ряду слов найдите лишнее, подчеркните его.

1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.

2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Проверка, учащиеся называют лишние слова.

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию ребусы. Разгадайте ребусы:

Например, В «А» ся – ~ Вася,  Витя, Вова, Наташа, Настя, Надя.

Произнесите эти имена ласково. Какая часть слова нам это помогла сделать?  Почему эти слова написаны с большой буквы? Запишите имена, первую букву подчеркните.

 Нам предстоит открытие ещё одного знания об именах существительных. Они бывают собственные и нарицательные. Как вы понимаете значение слова собственное? Собственное это моё. У человека это имя, у животного это кличка, у города, деревни, реки, озера, улицы это название. Таким образам, к собственным именам существительным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия географических объектов. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Игра «Собери пару». Соедините, имена существительные собственные и нарицательные. Проверьте.

 

 

Задание 3.

Образуйте  однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

футбол – …футболист

хоккей – …хоккеист

гимнастика –…гимнаст

лыжи – лыжник

шахматы –шахматист

 

Задание 4. Далее вы будете работать самостоятельно. Необходимо выполнить задание на листике. Проверив его, я каждому выставлю отметку, при этом будет учитываться и работа на уроке.

Vll. Выполнить тест, перейдя по ссылке.

Vlll. Итог урока. Игра «доскажи словечко»

- Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? …

- Существительные, которые отвечают  на вопрос кто? называются…

Имена собственные пишутся с…..

Чтобы правильно поставить вопрос, нужно знать…

Названия географических объектов – это …

 

Рефлексия Наше путешествие по стране  Морфология не  заканчивается, оно продолжится на следующих уроках. А сейчас я предлагаю вам оценить своё настроение и результаты работы.

Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой.

Я  многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.

Мне было трудно на уроке.

Вы сегодня отлично потрудились на уроке, особенно старательны и активны были…….


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Существительное как часть речи

Тема: Существительное как часть речи

I. Организация начала урока. -

I. Организация начала урока. -

У вас на партах лежат маршрутные листы

У вас на партах лежат маршрутные листы

Вопросительные знаки нам подсказывают, что нам предстоит открытие нового знания

Вопросительные знаки нам подсказывают, что нам предстоит открытие нового знания

Что ты ищешь там? – Нектар! –

Что ты ищешь там? – Нектар! –

Задание 3. Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? ф утбол – …футболист хоккей – …хоккеист гимнастика – …гимнаст лыжи – … лыжник…

Задание 3. Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? ф утбол – …футболист хоккей – …хоккеист гимнастика – …гимнаст лыжи – … лыжник…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2021