Тема: «Имена существительные второго склонения»
Цели: - познакомить учащихся со вторым склонением имен существительных, установить отличительные признаки;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор, экран, мультимедийное приложение, учебник «Русский язык» Полякова А.В.
Ход урока:
- Добрый день, сегодня мы работаем с вами вместе. Улыбнемся друг другу- подарим хорошее настроение. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
- Читаем вместе: наблюдаю, замечаю, размышляю, делаю вывод.
- Сегодня урок – исследование. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Представлю модель нашего урока, на ней этапы продвижения к новым знаниям. Актуализация знаний, т.е.повторение, далее мы поставим цель нашего урока, проведем исследование и полученные знания применим в самостоятельной работе и подведем итоги.
Перед вами маршрутный лист в течение урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу. Обратите внимание на условные обозначения.
- Отметим настроение на работу. Вы мне подарили свои улыбки – у меня настроение отличное. Вы поставьте свой знак.
- Приступим к работе.
- Назовите любые имена существительные.
- Как вы думаете на какие группы можно разделить записанные имена существительные? (одуш. неодуш. по скл)
- Выпишите имена существительные 1 скл в первый столбик.
- Проверим и докажем, что существительные 1 склонения.
- Для доказательства, что мы должны определить?
- Сделаем вывод по работе. (К сущ 1 скл отн…)
- Оценим себя в маршрутных листах.
- Что вы можете сказать об оставшихся словах?( Или найдите имена сущ ж.р. с нулев оконч. Их мы сегодня будем считать лишними изучать признаки данной группы слов вы будете позже)
- Можем ли объединить эти слова в одну группу?
- Предположите к какому склонению относится полученная группа слов?
- Кто понял, какова тема нашего урока? (имена сущ 2 склонения)
- Наша цель установить отличительные признаки имен существительных 2 склонения.
- Маршрутный лист. Поставьте знак , как вы поняли цель нашего урока.
- Вернемся к существительным 2 склонения и запишем их во 2 столбик.
- Понаблюдаем и сделаем ввод: « Какие существительные относятся ко 2 склонению»
- Какие наблюдения проведем? (род, окончание)
- Сделаем вывод. (Ко 2 скл имен сущ…)
- Предлагаю свериться с выводом авторов учебника.стр.16
- У меня возник еще один вопрос: почему существительные м.р. и с.р. объединили во 2 склонении
- Как нам решить эту проблему?(провести наблюдение, исследование)
- Слова для исследования вы сконструируете самостоятельно.
- Выберите любой понравившийся вариант и получите слово.
- Что объединяет полученные слова? (сущ., ед.ч, неодущ., что)
- Просклоняем полученные слова? Что значит просклонять слова? (изменить по падежам)
- Вернемся к поставленному вопросу: «Почему имена сущ. м.р и ср объединили во 2 склонении)
- Вывод: сущ. с.р. и м.р. объединили во 2 склонении, потому что при изменении по падежам у них одинаковое окончание, т.е. склоняются они одинаково.
- Слова облако и закат – словарные. Дополним 2 столбик, запишем слова, поставим ударение и подчеркнем безударную гласную для запоминания.
- Поработали замечательно, предлагаю отдохнуть играя со словами, а потом сделаем общие выводы по теме.
- Вывод представим в виде алгоритма действий, т.е. пошагово запишем, все наши действия для определения существительных 2 склонения.
- Сформулируем правило: Ко 2 скл.
-Возьмите маршрутный лист и отметьте, как вы поняли основное правило урока.
- Сейчас вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. Выберите любой вариант. Запишите пары слов. Определите склонение имен существительных в проверочных словах.
-Какой вариант выбрали? Почему?
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг у друга выполненную работу, если заметите ошибку, то не исправляйте ее сразу , а обсудите с товарищем и придите к общему мнению.
-Я задам вам контрольный вопрос: К какому склонению относится существительное свет?
- Докажите, воспроизведем алгоритм действий.
- Возвращаемся к маршрутному листу. Как я умею применить правило. Как я работал.
-Д/з с16… на выбор предлагаю вам упр.288 .. упр 289….упр291…
- Мы с вами хорошо продуктивно поработали. Перед вами цветок. Он расцветет цветом вашего настроения.
- Спасибо за урок .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.