Имена участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики.
Оценка 4.8

Имена участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
география
12.07.2020
Имена участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики.
Имена участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики..docx

Имена участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики.

 

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки. Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.  Но тем не менее в Петербурге результатами Первой Камчатской экспедиции (1728-1729 гг.) были не очень довольны. Стоявший во главе Адмиралтейств-коллегии адмирал Николай Федорович Головин считал, что «о несоединении» Азии и Америки, после первой экспедиции Беринга, «заподлинно утвердиться сумнительно и ненадежно» и что необходимо продолжить исследования. Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. 23 февраля 1733 г. Сенат окончательно утверждает план новой экспедиции и издает указ «Об отправлении капитан-командора Беринга в Камчатку и о правилах, каковые он должен соблюдать в сей экспедиции». Начальником ее был снова назначен капитан-командор Витус Беринг. Обсуждая инструкцию Берингу сенат «определил назначить ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских».  Этим товарищем и был назначен лейтенант Алексей Ильич Чириков, хорошо зарекомендовавший себя во время Первой Камчатской экспедиции. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским. Самой большой заслугой Адмиралтейств-коллегии, и в особенности адмирала Н.Ф. Головина, надо считать то, что именно коллегия явилась инициатором одновременного несколькими отрядами, как морскими, так и сухопутными, посланными из разных пунктов, исследования Северного морского пути. Этим она впервые ввела в исследования Арктики плановое начало, и то, что она непосредственно шаг за шагом следила за действиями каждого отдельного отряда. В. Беринг начальствовал над этой экспедицией лишь номинально, не он разработал план экспедиции. Отдельные отряды этой экспедиции преследовали разные цели, действовали самостоятельно и руководились не им. Разные исследователи называют экспедицию по-разному: Северная экспедиция, Вторая Камчатская экспедиция, Вторая Камчатская экспедиция Беринга, Сибирско-Тихоокеанская экспедиция. Представляется, что наиболее точным является введенное Г.А. Сарычевым название: Великая Северная экспедиция.

Можно с уверенностью утверждать, что именно первая и вторая Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга положили начало систематическим исследованиям полярных морей. Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова.

Витус Беринг, родившийся (нач. авг. 1681 г.) в датском городе Хорсенс, после окончания Амстердамской морской школы и приобретения опыта плавания в Ост-Индию в 1703 г. был приглашен К.И. Крюйсом на русскую службу подпоручиком. Он участвовал в Северной войне, служил на Азовском флоте. Возвратившись на Балтийский флот, командовал различными кораблями, выполнял специальные поручения царя. В 1725 г. в чине капитана 1 ранга В. Беринг был назначен руководителем Первой Камчатской экспедиции. В 1728 г. на боте «Св. Гавриил» он прошел проливом, отделяющим Азию от Америки, описал и нанес на карту северо-восточное побережье Чукотского п-ова, юго-восточное и юго-западное побережья Камчатки.

 

Витус Беринг.

 

Бот «Святой Гавриил».

 

В 1730 г. В. Беринг был произведен в капитан-командоры. В период Великой Северной экспедиции в результате десятилетних работ северных отрядов на географических картах впервые появились очертания двух больших полуостровов - Гыдана и Таймыра, десятков новых островов, многих бухт, указаны глубины фарватеров и опасные для судоходства мели и камни. Достоянием науки стали сведения о климате, приливах, ледовом режиме Арктики. 20 июля 1741 г. во время плавания на пакетботе «Св. Петр» В. Беринг первым из русских мореходов достиг северо-западных берегов Северной Америки. На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды. На обратном пути были открыты часть Алеутских о-вов и острова, впоследствии названные Командорскими. Из-за повреждения судна 5 ноября и болезни экипажа (цинга) капитан-командор В. Беринг остался на зимовку на необитаемом острове, где после тяжелой болезни скончался. Он был первым мореплавателем, прошедшим все океаны Земли. Именем В. Беринга названы море в северной части Тихого океана, пролив, отделяющий Азию от Америки, мыс и гора в Анадырском заливе, остров на Командорских о-вах, всего более десяти географических объектов. Пролив, по которому проходит водная граница между Россией и Соединенными Штатами и который разделяет континенты Евразия и Северная Америка, назван в честь Витуса Беринга - офицера русского флота. Беринг прошел через этот пролив в 1728 году первым из европейских мореплавателей. Ширина пролива в самом узком месте - всего 86 километров, и это расстояние периодически пытаются преодолеть на лодках или вплавь отчаянные смельчаки. Чаще всего их планы срываются из-за непогоды. Летом 2012 года французский спортсмен-инвалид без рук и ног Филипп Круазон переплыл 4-километровый участок пролива между островом Крузенштерна и островом Ратманова.

 

Алексей Ильич Чириков.

 

Помощник начальника Великой Северной экспедиции А.И. Чириков (13.12.1703-24.05.1748 гг.) вместе с мичманом П.А. Чаплиным составил итоговую карту Первой Камчатской экспедиции, представленную в 1730 г. в сенат. А.И. Чириков в 1715 г. поступил в Навигацкую школу, через год был переведен в Морскую академию, которую окончил третьим по выпуску. За успехи в науках, минуя чин мичмана, он был произведен прямо в унтер-лейтенанты с назначением на корабль «Петр». В декабре 1724 г. с должности преподавателя навигации Морской академии был назначен помощником В. Беринга в Первую Камчатскую экспедицию и произведен в лейтенанты.

 

Гукор «Святой Петр».

 

Дубель-шлюпка «Якутск» («Челюскин»).

 

При назначении помощником начальника Великой Северной экспедиции он был произведен в капитаны полковничьего ранга. В 1741 г. командовал пакетботом «Св. Павел» - первым европейским кораблем, достигшим северо-западного побережья Северной Америки. Следуя на север вдоль американского материка, на протяжении около 450 км описал его побережье, открыл и нанес на карту ряд островов Алеутской гряды (Адак, Агатту, Атту и др.). После смерти В. Беринга возглавил Великую Северную экспедицию. В начале лета 1742 г. А. Чириков повторил плавание на восток, но дошел только до о-ва Атту, вторично (вслед за В. Берингом) открыл Командорские о-ва и в июле вернулся в Петропавловск. В 1743 г. он получил приказ сената в «морские вояжи более не ездить». В 1746 г. вернулся в Петербург, отдав делу изучения Сибири и Дальнего Востока 18 лет. Вскоре получил назначение на должность директора

Морской академии. Под его руководством группа морских офицеров подготовила несколько итоговых карт по материалам экспедиции. В конце 1746 г. по состоянию здоровья А.Чириков был переведен в Москву на должность начальника Адмиралтейской конторы. В сентябре 1747 г. был произведен в капитан-командоры. Его именем названы несколько мысов, остров и подводная гора в Тихом океане, гора в Антарктиде (горы Принс-Чарльз). На должность штурмана в отряд А.И. Чирикова в апреле 1733 г. был назначен Иван Фомич Елагин (1708-21.03.1766 гг.). Он родился в семье мелкопоместного дворянина Псковского уезда. После окончания Морской академии с 1726 по 1933 гг. служил на Балтийском и Каспийском морях сначала штурманским учеником, а с 1730 г. - подштурманом. По прибытии в Охотск И.Ф. Елагин производил опись рек и осуществлял проводку судов от р. Урак до Охотска. В 1739-1740 гг. описал южный берег Камчатки, три северных о-ва Курильской гряды и Авачинскую губу. И.Ф. Елагин выбрал место для устройства, составил план и стал первым строителем Петропавловского порта. В 1741 г. на должности штурмана пакетбота «Св. Павел» под командой А.И. Чирикова совершил плавание к северо-западным берегам Америки (о-в Бейкер). На обратном пути, несмотря на заболевание командира и свою болезнь, привел судно на Камчатку. Участвовал в открытии о-вов Умнак, Адак и ряда других более мелких. В 1742 г. в поисках пакетбота «Св. Петр» плавал на восток от Камчатки, но из-за болезни А.И. Чирикова вернулся в Петропавловск, затем перешел в Охотск. По окончании Великой Северной экспедиции лейтенант И.Ф. Елагин с отчетом А.И. Чирикова направлен в Санкт-Петербург. В 1762 г. И.Ф. Елагин произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром Рижского порта. Его именем назван мыс на п-ове Лисянского (Охотское море).

Нельзя не сказать об участии двух двоюродных братьев в Великой Северной экспедиции: вице-адмирала Дмитрия Яковлевича Лаптева и капитана 1 ранга Харитона Прокопьевича Лаптева. Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные. 

Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни. С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу.

 

Харитон и Дмитрий Лаптевы./Фото: national-travel.ru

 

Харитон Лаптев.

 

Дмитрий Яковлевич Лаптев (1701-20.01.1771) окончил Морскую академию в 1721 г., в 1726 г. в чине унтер-лейтенанта командовал шнявой «Фаворитка», в 1727 г. - фрегатом «Св. Иаков» Балтийского флота. В 1733 г. он в звании лейтенанта был зачислен в Великую Северную экспедицию, в октябре 1734 г. прибыл в Якутск. Занимался переброской грузов экспедиции на судах по рекам бассейна Лены до урочища Юдомский Крест. В 1736 г. после смерти лейтенанта П. Ласиниуса назначен начальником отряда, действовавшего от р. Лена до Камчатки. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург. В 1739-1741 гг., с двумя зимовками, описал побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до м. Большой Баранов. Береговые партии отряда Д. Лаптева обследовали бассейны рек Индигирка, Яна, Хрома, Алазея и Колыма. В 1741-1742 гг. описал бассейны рек Анадырь и Пенжина. Составил первую карту Чукотки по материалам инструментальной съемки. По возвращении в Санкт-Петербург был советником в экспедиции над верфями и строениями, командовал кораблями «Св. Иоанн Златоуст» и «Св. Николай». В 1757 г. в чине контр-адмирала командовал Кронштадтской эскадрой. Вышел в отставку в чине вице-адмирала в 1762 г. Его именем названы мыс в устье р. Колыма, море Лаптевых (названо по имени Д.Я. и X.П. Лаптевых) и пролив между о-вом Большой Ляховский и м. Святой Нос.

Двоюродный брат Д. Лаптева Харитон Прокопьевич Лаптев (1700-21.12.1763), окончил Морскую академию в 1718 г., но был произведен в чин мичмана только в 1726 г.  В декабре 1737 г. лейтенант Харитон Лаптев по рекомендации двоюродного брата Дмитрия был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и  море к  западу от  устья Лены. Ему предстояло обследовать берега Северного Ледовитого океана между реками Лена и Енисей. В 1739 г. он спустился на дубель-шлюпке из Якутска вниз по Лене и, следуя на запад, открыл и описал бухту и остров Преображения. Затем достиг м. Фаддея, но из-за льдов повернул обратно и зимовал в низовье реки Хатанга. Летом 1740 г. прошел морем до 75°26’ сев. шир., но был затерт льдами. Оставив судно, по льду перешел с командой к месту прежней зимовки. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр. В ноябре отряд разделился на три партии и начал опись Таймыра по суше. 1 июня 1741 г. встретился с партией С.И. Челюскина у м. Лемана. В конце августа на лодках прибыл в Туруханск. В пути была произведена маршрутная съемка берегов Енисея. 5 декабря отправил С.Челюскина заканчивать опись северо-восточного участка побережья Таймыра между м. Фаддея и устьем реки Нижняя Таймыра. 20 июля 1742 г. все работы были завершены. Отряд Лаптева выполнил первую в истории картографическую съемку побережья между Леной и Енисеем. В октябре 1743 г. Адмиралтейств-коллегия заслушала отчет и рассмотрела представленные Х. Лаптевым документы, в том числе первые научные сведения и карты полуострова Таймыр и «Описание, содержащее от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчатской экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое. Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Море Лаптевых - окраинное море Северного Ледовитого океана, ограниченное с запада восточными берегами архипелага Северная Земля и полуострова Таймыр, с востока - меридианом 139° восточной долготы от края материковой отмели до северной оконечности острова Котельный, западного из Ляховских островов. Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке - во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок. Берег Харитона Лаптева - узкая береговая полоса вдоль северо-западного побережья полуострова Таймыр между реками Пясиной и Таймыром. Пролив Дмитрия Лаптева - соединяет море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Отделяет остров Большой Ляховский от северного побережья Азии. В честь Харитона Лаптева назван берег между устьями рек Пясины и Нижней Пясины и два мыса.

 

Маршрут отряда Х.П. Лаптева.

 

После возвращения из Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев в 1746-1758 гг., командуя различными кораблями, плавал в Балтийском, Северном, Баренцевом и Белом морях. В 1746 г. Харитон Лаптев участвовал в составлении генеральной карты Российской Империи. 15 августа 1980 г. на берегу реки Хатанга, близ места зимней стоянки дубель-шлюпки «Якутск», открыт памятник X.П. Лаптеву, С.И. Челюскину и их товарищам.

 

Коч «Обь» (Двинско-Обский отряд Великой Северной Экспедиции).

 

 

Маршрут отряда В.В. Прончищева.

 

Берег Прончищева, бухта Прончищевой, мыс Челюскина - эти имена не только отмечают географические пункты, но и могут быть символом верности, дружбы и любви. На судне «Якут» отважные мореходы пробились во льдах и достигли максимальной по тем временам (1736) северной широты (77?29 ? , с учетом несовершенных приборов возможно и 77?55 ? ). В конце обратного тяжкого пути Василий Прончищев умер, а через несколько дней умерла и сопровождающая его жена - Мария (Татьяна) Проничищева. Экспедицию довел лейтенант Семен Челюскин. Глубокое благоговение и благодарность должны пробуждать, такие имена на карте Таймыра, как берег Прончищева и бухта Прончищевой. Их трудами приобрела свой общий вид карта побережья Северного Ледовитого океана, которую мы видим сегодня, и которая стала достояньем всего человечества.

Еще один участник Великой Северной экспедиции, ставший впоследствии адмиралом - Хитрово (Хитров) Софрон Федорович (?-1756). В мае 1730 г. С.Ф. Хитрово произведен в штурмана и послан в составе Великой Северной экспедиции в Охотск. Из Охотска перешел в Большерецк и оттуда в Авачинскую губу. В 1741 г. мастером флота (старшим штурманом) на пакетботе «Св. Петр» под командой В. Беринга плавал к северо-западным берегам Америки и первым высадился на остров Св. Ильи (Каяк). Зимовал в 1741-1742 гг. на острове Беринга и в августе 1742 г. на гукоре «Св. Петр», построенном из обломков потерпевшего кораблекрушение пакетбота «Св. Петр», вернулся в Петропавловск, произведен в чин лейтенанта. Затем перешел в Охотск и через Сибирь прибыл в Петербург. В 1746 г. вместе с А.И. Нагаевым «назначен к проверке Камчатской экспедиции». В 1749 г. «за претерпение многих и неслыханных нужд» во время экспедиции Беринга произведен в чин капитана 2 ранга и назначен директором адмиралтейской конторы. В 1753 г. стал контр-адмиралом. Его именем названы мыс на о-ве Беринга, мыс у бухты Валентина в Японском море и залив на Новой Земле (на карты наносится с искажением - «Хитрова»).

 

Маршрут отряда С.Г. Малыгина.

 

Автор изданного в 1733 г. первого руководства по навигации на русском языке «Сокращенная навигация по карте де редюксион» Степан Гаврилович Малыгин (1702-1.08.1764) окончил Морскую академию первым по выпуску 1721 г. в чине унтер-лейтенанта. Исключительным для того времени было то, что уже через 9 месяцев он получил следующий чин. В 1727-1729 гг. ходил из Кронштадта в Архангельск. Около двух лет руководил практикой гардемаринов на кораблях Ревельской эскадры. В 1736 г. вместо арестованного С.В. Муравьева назначен начальником Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции. Летом на трех ботах прошел через пролив Югорский Шар к устью реки Кара, где стал на зимовку. В 1737 г. отряд пробился через льды в проливе между о-вом Белый и п-овом Ямал, обогнул полуостров и вошел в Обскую губу. Поднявшись вверх по Оби, достиг Березова и оттуда выехал с докладом в Петербург. После окончания экспедиции продолжал службу, в апреле 1762 г. произведен в капитан-командоры и переведен в Казань начальником Адмиралтейской конторы. Его именем названы мыс на острове Белый в Карском море и пролив, отделяющий этот остров от п-ова Ямал.

Челюскин Семен Иванович - русский морской офицер, участник Великой Северной экспедиции. Произвел съемку западного побережья полуострова Таймыр, 1 августа 1742 года он смог нанести на карту северную оконечность Азии - исторический Promontorium Tobin, позже получивший название мыс Челюскин. Сын стряпчего из с. Борищево Перемышльского уезда Калужского наместничества Семен Иванович Челюскин (1707-1764) в 1714 г. поступил в Навигацкую школу, но из-за своего происхождения только в 1728 г. был произведен в подштурмана и начал службу на Балтийском флоте. В 1733 г. в чине штурмана он зачислен в Великую Северную экспедицию в отряд В.В. Прончищева. Летом 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился из Якутска вниз по Лене и морем перешел до устья реки Оленёк, где зазимовал. Из-за «великих льдов» 20 августа судно повернуло обратно и стало на зимовку в устье реки Оленёк. В навигацию 1736 г. перешел на «Якутске» вдоль берега на запад к устью реки Анабар, после чего продвинулся за 77°28’ сев. шир., открыв неизвестные острова (о-ва Комсомольской Правды).

С лета 1739 г. до весны 1741 г. участвовал в описании берегов на «Якутске» под командой X. Лаптева. Зимой 1739-1740 г. вместе с X. Лаптевым и Н. Чекиным составил отчет и краткое «Описание берегов морских и рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены», содержавшее ценнейшую информацию о Таймыре. Весной 1741 г. на трех собачьих упряжках Челюскин прошел по суше до устья реки Пясина и приступил к описи побережья Таймыра. У мыса Лемана встретился с X. Лаптевым, шедшим навстречу от реки Нижняя Таймыра. В декабре 1741 г. проехал на собаках до устья Хатанги, оттуда на север до м. Фаддея и произвел съемку побережья до самой северной точки материка. Мыса Челюскин впервые достиг в 1742 году. Тогда экспедиция во главе с Семеном Ивановичем Челюскиным назвала мыс Восточно-Северным. Она проходила в рамках Великой Северной экспедиции, которая была одобрена Адмиралтейств-коллегией, считавшей, что необходимо подробно исследовать север России от Печоры до Чукотки и сделать описание тех мест. Мыс Челюскина  - крайняя северная оконечность Азии, расположен на полуострове Таймыр, вдается в Карское море. Пролив Вилькицкого открыт и нанесен на карту 1742 году мичманом Семеном Ивановичем Челюскиным. В честь Семена Челюскина, полярного мореплавателя и исследователя севера России, по предложению А. Ф. Меддендорфа мыс назван в честь первооткрывателя уже в 1842 году, когда отмечали столетие его экспедиции. Его имя также носят острова в Таймырской губе и Карском море, полуостров на Таймыре, а также легендарный пароход «Челюскин», затонувший во льдах. В честь героических челюскинцев также назван полуостров в Антарктиде и гора на острове Сахалин. Таймыр отличается суровым климатом. Зима здесь стоит круглогодично, снег практически не тает, и температура в июле и августе обычно не превышает +1С°. В 1932 году на мысе была обустроена полярная станция, к которой позже добавили обсерваторию. Сейчас станция переведена в статус метеорологической. На ней постоянно зимуют около 10 человек. Связь с большой землей и цивилизацией обеспечивает аэродром «Мыс Челюскин» с вертолетной площадкой.

 Осенью 1742 г. Челюскин Семен Иванович прибыл в Енисейск, где собрался вновь весь отряд X. Лаптева, и по первому санному пути с рапортом Адмиралтейств-коллегии о завершении работ отряда выехал в Петербург. В августе 1760 г. произведен в капитаны 3 ранга и уволен от службы «за болезнию». Его именем названы мыс в проливе Вилькицкого, острова в Таймырской губе и в устье р. Пясина и полуостров на Таймыре. Военные моряки: капитан 3 ранга Алексей Иванович Скуратов, лейтенанты Василий Васильевич Прончищев и Андреян Юрлов, унтер-лейтенант Дмитрий Васильевич Стерлегов, мичманы Марк Анатольевич Головин и Михаил Яковлевич Щербинин, штурманы Федор Алексеевич Минин и Харлам Юшин, боцман Василий Медведев и многие другие, составляли основу не только морских отрядов в Великой Северной экспедиции. Их труд по разным причинам не был должным образом в свое время оценен царским правительством. Но постепенно, по мере знакомства с этими трудами, уважение к подвигам, совершенным русскими людьми в суровой Арктике, все возрастало и возрастало. И как свидетельство этого уважения со стороны потомков, на картах Арктики появились имена многих участников этой экспедиции.

 

 

Литература:

 

1.     Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. - М.: Воениздат, 1973.

 

2.     Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России: из истории освоения русскими людьми побережий Охотского и Берингова морей, Сахалина и Курил. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1988.

 

3.     Глушанков И.В. Славные навигаторы российские. - Хабаровск: Кн. из-во, 1986.

 

4.     Арктика: экология и экономика №3 (7), 2012  VI. История. Статья Б.М. Амусина, доктора военных наук, А.И. Алексеенко, кандидата военных наук, И.Н. Кинякина, кандидата военных наук «Имена военных моряков - участников Великой Северной экспедиции на карте Арктики (к 275-летию Великой Северной экспедиции)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Имена участников Великой Северной экспедиции на карте

Имена участников Великой Северной экспедиции на карте

Представляется, что наиболее точным является введенное

Представляется, что наиболее точным является введенное

Бот «Святой Гавриил». В 1730 г

Бот «Святой Гавриил». В 1730 г

Витуса Беринга - офицера русского флота

Витуса Беринга - офицера русского флота

Гукор «Святой Петр». Дубель-шлюпка «Якутск» («Челюскин»)

Гукор «Святой Петр». Дубель-шлюпка «Якутск» («Челюскин»)

Северной Америки. Следуя на север вдоль американского материка, на протяжении около 450 км описал его побережье, открыл и нанес на карту ряд островов

Северной Америки. Следуя на север вдоль американского материка, на протяжении около 450 км описал его побережье, открыл и нанес на карту ряд островов

С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу

С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу

Д. Лаптева обследовали бассейны рек

Д. Лаптева обследовали бассейны рек

Но они продолжали начатую работу

Но они продолжали начатую работу

После возвращения из Великой Северной экспедиции

После возвращения из Великой Северной экспедиции

Маршрут отряда В.В. Прончищева

Маршрут отряда В.В. Прончищева

Авачинскую губу. В 1741 г. мастером флота (старшим штурманом) на пакетботе «Св

Авачинскую губу. В 1741 г. мастером флота (старшим штурманом) на пакетботе «Св

Автор изданного в 1733 г. первого руководства по навигации на русском языке «Сокращенная навигация по карте де редюксион»

Автор изданного в 1733 г. первого руководства по навигации на русском языке «Сокращенная навигация по карте де редюксион»

Мыс Челюскина - крайняя северная оконечность

Мыс Челюскина - крайняя северная оконечность

Глушанков И.В. Славные навигаторы российские

Глушанков И.В. Славные навигаторы российские
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020